Особенности преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС второго поколения
В настоящее время в стране нет последовательной системы обучения сохранению здоровья. На различных этапах возрастного развития человек получает отрывочную, случайную информацию об этом в семье, в школе и в лечебном учреждении. Учитывая ухудшение состояния здоровья детей и подростков и неспособность органов здравоохранения справиться не только с профилактикой, но и с повышением уровня заболеваемости, разработка здоровьесберегающих технологий стала приоритетной. В настоящее время стоит проблема разработки таких здоровьесберегающих технологий, которые в процессе преподавания физической культуры могли вооружить школьника средствами формирования здорового образа жизни. Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированных на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Важной стратегической целью Образовательной программы МКОУ Петропавловской СОШ на этапе реализации ФГОС второго поколения является формирование здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В качестве главной задачи выступает сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Физическое воспитание в школе направлено на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляется в системе разнообразных форм организации занятий физическими упражнениями.
Исходя из федеральных государственных требований, которые регламентируют следующие приоритетные направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое, - важным обновлением образовательной деятельности в области физической культуры следует считать психологический и личностно-ориентированный подход. Он может стать методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни. С позиции личностного подхода содержанием воспитания должна стать личность. Развитие внутренней сферы личности происходит только в конкретной предметной социально-утверждающей деятельности. Личностно-развивающая воспитательная ситуация является педагогическим средством, технология конструирования которой разработана и изначально соответствует личности учителя-воспитателя. Конечная цель обучения и воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы воспитанника. Методологической основой здоровьесберегающих технологий становится личностно- ориентированное образование, которое смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка. Воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. у учащихся. В процессе воспитания здорового образа жизни развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира.