Особенности формирования словарного запаса
у детей с задержкой психического развития
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. В этот довербальный период закладываются основы пассивного словаря ребенка: он начинает понимать отдельные слова, которые чаще всего слышит от окружающих взрослых. Из пассивного словаря слово в дальнейшем постепенно перейдет в активный.
На втором этапе наблюдается пополнение пассивного словаря: ребенок уже начинает понимать простейшие высказывания взрослых. На этом же этапе он произносит свои первые слова, т.е. начинает формироваться активный словарный запас.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. В этот период происходит стремительное накопление слов в пассивном словаре и их дальнейшее закрепление в активном, считается, что слово принадлежит активному словарю, если ребенок употребляет его в спонтанной речи.
Формирование лексики - одной из сторон речи, обусловлено рядом таких факторов как: переход от беззнаковой системе к знаковой, развитие представлений ребенка об окружающей действительности, развитие мышления и других психических процессов.
Формирование лексики не возможно без расширения и уточнения словарного запаса ребенка.
М.А. Поваляева определяет пассивный словарный запас как часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку, под активным же словарным запасом ученые понимают часть словарного состава языка, которая не только понятна определенному человеку, но и свободно употребляется им в повседневной жизни.
Такие ученые как В.А. Ковшиков и Ю.Г. Демьянов отмечают, что словарный запас зависит от возраста человека, его социальный среды, образования, психического развития и имеет свои закономерности развития.
Формирование лексики детской речи начинается с перехода от лепета к словам. К этому моменту в пассивном словаре ребенка уже насчитывается 50- 70 слов. В активный словарь ребенка слово попадает из пассивного. Как уже отмечалось ранее, слово считается принадлежащим активному словарю только в том случае, если ребенок употребляет его в спонтанной речи. В начальном лексиконе ребенка преобладают лепетные слова и звукоподражательные комплексы. Далее они заменятся на упрощенные слова, обретут смысловую нагрузку и станут полновесными словами. Большое значение для закрепления слова в речи имеет частота употребления слова и ситуации, в которых ребенок не может заменить слово жестом. Ребенком движет желание что-то получить или объяснить что-то взрослому, но жесты уже не могут заменить слова и ребенок вынужден прибегнуть к речи, что бы получить желаемое.
Так же, одним из ведущих мотивов для перехода к словесной речи, а значит и пополнению словарного запаса, является общение. Первоначально общение с ребенком носит психологический характер. Затем стимулируется внимание к знаковой системе языка, ребенок начинает сознательно вступать в процесс общения, используя языковые символы - слова. Развитие словаря так же тесно связанно с развитием познавательной деятельности, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления. Расширение представлений ребенка об окружающей действительности не может не повлечь расширение словарного запаса, поскольку все новое для ребенка (предметы, явления) имеют свои обозначения (названия), которые он усваивает во время активной познавательной деятельности.
На раннем этапе речевого онтогенеза предметная отнесенность слова имеет свои особенности.
Только появившееся в речи слово обладает диффузным значением. На отнесенность слова влияет интонация, жесты и ситуация.
Далее наблюдается явление прямой референции - имя предмета является его частью или свойством.
Ребенок постепенно овладевает словом, называя предметы всегда сначала именем собственным.
От 1 года до 2,5 лет наблюдается явление сдвинутой референции: ребенок переносит значение слова на ряд других предметов, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признаки знакомого ему предмета и распространяет на другие свойства. Например, все круглые предметы становятся «мячиком».
Л.П. Федоренко выделил 4 степени обобщения слов по смыслу.
Нулевая стадия сводится к обобщению имени и называния единичного предмета. Эта стадия характерна для детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года.
От 1 года до 2-х лет дети усваивают слова, соотнося их с конкретным предметом. Но к двум годам дети уже начинают понимать обобщения, появляется первая степень: имена собственные заменяются именами нарицательными.
От 2-х до 3-х лет дети усваивают слова второй степени обобщения - родовые понятия, например «одежда», «игрушки», «Обувь» и т.д.
Третья степень обобщения характеризуется усвоением слова родовых понятий, например «растения: трава, кусты, деревья». Третью степень обобщения дети усваивают в возрасте от 3-х до 5-ти лет.
Быстрое увеличение словарного запаса наблюдается у детей к 2-м годам. Он значительно пополняется за счет новых словообразований. Ребенок членит слова на морфемы, и этот процесс называется словотворчество. Первым возникает суффиксальный способ словообразования, например «варюлька» или «копатка». Этот процесс тесно связан с овладением связной речью. Помимо этого, если посмотреть с другой стороны, детское словотворчество одновременно является и качественным отражением словарного запаса ребенка.
Для речевого онтогенеза характерно равномерное развитие пассивного словаря и скачкообразное развитие активного. При чем развитие пассивного словаря всегда опережающее.
Сначала в детской речи появляются существительные, далее появляются глаголы, прилагательные, числительные. Числительные усваиваются достаточно медленно, в 3 года дети должны знать от одного до трех слов, а четыре- пять ближе к 4-м годам. Служебные слова появляются в определенном порядке. В 2 года и 3 месяца появляются «в», «на», «у», и «с», а к 3-м годам верно употребляются простые предложения и появляются союзы. В 4 года ребенок понимает значение предлогов вне привычной ситуации.
Дифференцировки по степени выраженности качества и свойства ребенок способен выражать на 4-м году жизни, а осуществлять подбор синонимов и антонимов на 7-м.
Развитие словаря у ребенка тесно связано с общением с другими детьми. Ребенок слышит и запоминает новые слова в процессе взаимодействия. К тому же, коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции и имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей и необходим для успешной социализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие словаря в онтогенезе речевой деятельности имеет свои закономерности, последовательность и особенности. Его формирование зависит от таких факторов как развитие представлений ребенка об окружающей действительности, развития мышления, внимания, памяти и др. психических процессов.
В.И. Лубовский отмечал, что в последнее десятилетие наиболее активно изучается группа детей с задержкой психического развития. Для таких детей характерен замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: ослабленностью нервной системы, хроническими соматическими заболеваниями, педагогической запущенностью и т.д.
Н.А. Цыпина в своих работах подчеркивала, что дети с ЗПР в отличие умственно отсталых детей имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности. Трудности вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием незрелости эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а, следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.
В своих работах В.А. Ковшиков и Ю. Г. Демьянов отмечают, что у таких детей темп речевого развития замедленный, отмечается его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи.
Для детей с задержкой психического развития характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение как активного, так и пассивного словарного запаса. Наблюдается их ограниченность и недифференцированность. Это происходит из-за нарушения познавательной деятельности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти и т.д.) и речевой инактивности. [11]
Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов. И как следствие отсюда вытекает бедность пассивного словаря, неточность значения некоторых слов.
А.Р. Лурия выделил в развитии значения слова у ребенка три этапа: этап диффузного значения слова, когда ребенок усваивает от взрослого известные слова, но они имеют у него совершенно другую структуру; этап конкретного значения слова, когда слово приобретает четкую предметную отнесенность, и этап отвлеченного или категориального значения слова, где слово отражает не только определенный предмет, но и систему отвлеченных категорий, оно приобретает особые, специфические для языка функции. Ребенок с ЗПР устанавливает эмпирические связи между предметами и явлениями окружающей действительности, но не систематизирует их.
Недостаточность процессов восприятия, аналитической деятельности, познавательной активности приводит к тому, что даже слова обиходно- бытового минимума не встраиваются у ребенка с ЗПР в систему семантических отношений, а соотносятся друг с другом по принципу комплекса или «фамильного сходства». Именно поэтому ребенок с задержкой психического развития не поднимается на уровень категориального значения.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с ЗПР выявляется такие нарушения лексики как бедность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, отмечаются несформированность структуры значения слова и нарушения процесса организации семантических полей.
Список литературы
1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения / Ж.В. Антипова, Е. В. Крылова
2. Дети с временной задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер
3. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко
5. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития.
6. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.
7. Развитие речи детей школьного возраста: Пособие для учителей общеобр. школы/ Под ред. Сохина Ф.А.
8. Слепович Е.С. Некоторые особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития
9. Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др).; Под ред. В. И. Лубовского
10. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
11. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы для детей с задержкой психического развития