9
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 109»
| |
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Председатель МО __________________Алдырева А.А. протокол от ______________№___
| Утверждена Директор МБОУ «Школа № 109» _____________ Т.А. Гаркуша приказ от ____________ г. №_____ /од |
Рекомендована к утверждению на методическом совете Председатель МС ____________ Л.М. Орлова протокол от _____________ № ___
|
|
Рабочая программа
по основам светской этики
4 класс «Д»
Учитель Парпиева И.В
2017 – 2018 учебный год
Содержание учебного предмета.
1 | Основа рабочей программы | Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373); составлена на основе примерной программы по ОРК и СЭ образовательной системы «Школа 2100»; является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 109» на 2017 – 2018 учебный
|
2 | УМК | Учебник «Основы светской этики», А.А.Шемшурин и др.- М.,»Дрофа» , 2012г. |
3 | Количество часов в неделю | 1 час |
4 | Количество часов в 1 четверти | 9 часов |
5 | Количество часов во 2 четверти | 8 часов |
6 | Количество часов в 3 четверти | 8 часов |
7 | Количество часов в 4 четверти | 8 часов |
8 | Количество часов за год | 33 часа |
№ | наименование разделов учебной программы | количество часов | основные содержательные линии | система оценки планируемых результатов |
1 | Знакомство с новым предметом.
| 2 | Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия | Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе: - текущего и систематического собеседования по основным разделам программы; - составления банка работ, выполненных в учебном процессе; - защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ; - выставки работ учащихся. При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения: - стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; - прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; - пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов; - рефлексивный контроль - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев: - понимание изучаемого материала; - степень самостоятельности в подборе необходимого материала; - самостоятельность суждений; - умение поддержать и выстроить диалог; Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой - «зачёт» или « незачёт».
|
2 | Знакомство с основами этики.
| 2 | Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность. | |
3 | Этические учения о добродетелях.
| 4 | Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. | |
4 | Этика о нравственном выборе. | 6 | Суд на Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика и воспитание самого себя. | |
5 | Этика и добродетели о справедливости и справедливом государстве. | 3 | Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика. | |
6 | Нравственный закон человеческой жизни. | 4 | Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение. | |
7 | Этика об отношении людей друг к другу. | 5 | Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности» | |
8 | Как сегодня жить по нравственным законам. | 4 | Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н. Толстого. «Идти дорогою добра». | |
9 | Творческие работы учащихся. | 4 | Выступление обучающихся со своими творческими работами. Выступление обучающихся со своими творческими работами: Презентация творческих проектов | |
| ИТОГО | 34 |
| |
2.Планируемые результаты.
2.1Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.2Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2.3 Предметные результаты:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
3. Тематическое планирование.
I четверть
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Знакомство с новым предметом. | Россия - наша Родина. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 1.09 |
Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 8.09 | |
Знакомство с основами этики.
| Диалог о философии и этике. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 15.09 |
Мораль и нравственность. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 22.09 | |
Этические учения о добродетелях.
| Что такое добродетель. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 29.09 |
Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 6.10 | |
Нравственные качества. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 13.10 | |
Терпение и терпимость. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 20.10 | |
Этика о нравственном выборе. | Суд на Сократом. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 27.10 |
II четверть
Этика о нравственном выборе | Убеждения. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 10.11 |
Нравственный выбор. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 17.11 | |
Совесть. Долг. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 24.11 | |
Ответственность. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 1.12 | |
Этика и воспитание самого себя. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 8.12 | |
Этика и добродетели о справедливости и справедливом государстве. | Справедливость. | 1 | Фронтальная работа, устная и письменная работа. | 15.12 |
Государство, основанное на справедливости. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 22.12 | |
Государство. Светская этика. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 29.12 |
III четверть
Нравственный закон человеческой жизни. | Нравственный закон. Десять заповедей. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 12.01 |
Заповеди любви. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 19.01 | |
Любовь – основа жизни. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 26.01 | |
Прощение. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 2.02 | |
Этика об отношении людей друг к другу. | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 9.02 |
Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 16.02 | |
Мысли и поступки. Слова и речь. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 2.03 | |
Милосердие. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 16.03 |
IV четверть
Как сегодня жить по нравственным законам. | Нравственные законы в современном мире. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 6.04 |
Альберт Швейцер. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 13.04 | |
Этическое учение Л.Н.Толстого. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 20.04 | |
«Идти дорогою добра». | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа | 27.04 | |
Подведение итогов. | Подготовка творческих проектов. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 4.05 |
Творческие работы учащихся. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 11.05 | |
Творческие работы учащихся. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 18.05 | |
Подведение итогов. | 1 | Самостоятельная работа, фронтальная работа, устная и письменная работа. | 25.05 |