«Зимний фестиваль знаний 2025»

Основы религиозной культуры и светской этики

конспект предназанчен для учителей начальной школы

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4 «А»

Тема: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.»

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с понятием добро и зло, как основных этических понятиях.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.

Развивающая: содействовать развитию умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронтальной и групповой деятельности.

Воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения ко всем религиозным культурам.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, уважение к собеседнику;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные: составлять развернутые предложения в ответ на вопрос учителя;

Коммуникативные: оценивать сложившееся отношения в классе; выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций.

Планируемые предметные результаты: понимать суть понятий «грех», «раскаяние», «воздаяние».

Используемые ресурсы:

  • Презентация;

  • Компьютер, проектор;

  • Тест;смайлики.





Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
 
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

– Давайте и мы  улыбнемся друг другу. Пусть   наш  день озарится светом добрых улыбок.

Приветствуют учителя





  1. Определение темы и целей урока

– Послушайте внимательно притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей  искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.    


– Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?


Правильно. Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия. Она звучит так: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния».


Попробуйте поставить цель урока.

Слушают притчу


























Поговорим о добре и зле







Повторить понятие добро и зло, узнать что такое воздаяние и раскаяние


  1. Актуализация знаний, умений и навыков

На прошлом уроке вы уже начали знакомиться с этой темой.

Теперь давайте проверим, как вы запомнили информацию с прошлого урока. Для этого решим кроссворд.

  1. Имя женщины, которая по легенде греков открыла ларец и выпустила зло. ( Пандора)

  2. Назовите имя женщины, которая съела запретный плод(Ева)

  3. Первое нарушение заповеди(грехопадение)

  4. высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу(добро)

  5. запретный плод(яблоко)

  6. Непослушание человека Богу(грех)

  7. Назовите имя мужчины, которая Ева соблазнила яблоком? (Адам)

Решают кроссворд

Презентация

  1. Освоение учебного материала

Молодцы. Хорошо усвоили материал. Теперь я хочу вам рассказать о происхождении добра и зла в разных религиях.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.


Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Главным условием спасения в христианстве стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия. Согласно христианскому учению, именно он, родившись на земле, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Теперь, после Иисуса, этот путь к восстановлению связи с Богом открыт и всем верующим в него.



Физминутка

Давайте встанем и немножко отдохнём.

Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Повторяют движения за учителем


  1. Освоение учебного материала

Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Давайте прочитаем на странице 26, как Бог относится к грешному человеку.

Как вы думаете, простил ли отец своего сына? Найдите ответ в тексте и прочитайте его.





Почему отец простил своего сына?

Т.е. сын его раскаялся.

Что значит раскаяние?




Можете привести пример из библии человека, который совершил грех и не смог раскаяться?


После изгнания из Эдемского сада Адама и Евы, у них родилось два сына. Старшего назвали Каин. Младшего сына назвали Авель. Каин вместе с отцом обрабатывал землю, Авель занимался животноводством – пас овец. Однажды братья принесли жертву Богу. Каин  принес "от плодов земли", Авель же – лучшую овцу из своего стада. Каин принес жертву без должного усердия и благочестия, поэтому "призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел". Каин "сильно огорчился", его охватили злоба и зависть к брату. Бог предостерег Каина: "Если не делаешь доброго, то у дверей фех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Однако Каин не послушал Бога: он позвал Авеля в поле и там убил его. Однако ясно, что это убийство стало кульминацией в образе жизни Каина, отображением его внутреннего состояния. Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, рассуждая о поступке Каина, замечает, что целью жертвоприношения должна была быть благодарность Богу со стороны приносящего. Жертва же Каина Господу была совершена не из любви, а совершенно формально и потому была отвергнута. Каин не любил Бога и не испытывал к Нему почтения. Это очевидно из диалога Бога с Каином. Господь спросил Каина: "Где Авель, брат твой?" На что Каин дерзко ответил: "Не знаю. Разве я сторож брату моему?" Так, после убийства Авеля, вместо того, чтобы горько раскаяться, Каин невозмутимо солгал Богу, видимо, не осознавая, что Бога обмануть невозможно. Тогда сказал Господь во гневе: "Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего". Бог осудил Каина быть "изгнанником и скитальцем на земле". При этом Каин опять не раскаялся, а стал жалеть себя: “И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня”. Господь милосердно дает Каину время для осмысления его жизни и дает ему особую защиту: “И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его“. Однако Каин не изменился. Он пошел "от лица Господня" и поселился в земле Нод. Там он женился и имел большое потомство, которое также как и он сам, отличалось нечестивостью и злобным нравом. У Адама и Евы после смерти Авеля и изгнания Каина родился еще одни сын – Сиф, который пришел на смену Авелю, и так же, как он, любил Бога. Именно от него через Ноя и берет свое начало современное человечество.


Адам раскаялся, т.е. получил божье благословение.

Давайте прочитаем в учебнике, что такое божье прощение.


Теперь давайте составим таблицу. Первая колонка будет библейские грехи, а вторая – законы современного общества.


  1. Не убий – убийство(ст. 105)- 6лет (пожизненно)

  2. Не укради – кража(158) – 2 года

  3. Не лжесвидетельствуй – дача заведомо ложных показаний(307) – от 2 – 6 лет


Существует еще много грехов. и если вы совершите грех, то вам воздастся за ваше содеянное. Даже в библии написано « Каждое воздастся по делам его».

Как вы понимаете эти слова?



Воздаяние - наказание за нарушение религиозных запретов.


Сейчас мы поиграем с вами в игру «Топаем – хлопаем».

Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы хлопать – если поступок хороший, топать – плохой.


  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

  • Дернуть девочку за косичку.

  • Стрелять из рогатки по воробьям.

  • Помочь донести девочке портфель.

  • Накормить бездомную собаку или кошку.

  • Отобрать у младшего брата игрушку.

  • Сделать кормушку.

  • Бросить фантик от конфеты на улице.



Теперь давайте прочитаем, что же написано в учебнике про добро и зло.


(Видео про Будду)

Скажите пожалуйста, вы меня внимательно слушали сегодня на уроке?

Сейчас проверим. Для этого решим небольшой тест. Первый ряд – это первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – это третья команда. Каждой команде я раздам тест с 10 вопросами. Вы записываете правильный ответ или выбираете из предложенных, а затем я буду читать правильный вариант, а вы ставить себе «+», если правильный ответ и «-». Если ответ неверный. Побеждает та команда. Которая больше всех ответит на вопросы.








Чтение текста




Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему навстречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».


Так сын его осознал свою неправоту




Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении.


Каин
































































Чтение текста

















Если человек сделал какой – то проступок, то получит за это наказание









Хлопают



Топают


Топают

Хлопают


Хлопают



Топают


Хлопают

Топают



Чтение текста















Один ученик читает абзац

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Какую тему мы сегодня изучали?


Какие цели мы ставили перед уроком?



Достигли ли мы их?


Что вам запомнилось больше всего?


Появилось ли у вас желание рассказать о чём-то своим родителям?


Оцените свою работу смайликами.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния


Повторить понятие добро и зло, узнать что такое воздаяние и раскаяние









Показывают соответствующие смайлики



  1. Д/З

Домашнее задание у вас будет творческого характера. Вам нужно нарисовать рисунок на тему «Добро и зло».


Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее