Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4 «А»
Тема: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.»
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с понятием добро и зло, как основных этических понятиях.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.
Развивающая: содействовать развитию умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронтальной и групповой деятельности.
Воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения ко всем религиозным культурам.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: положительное отношение к учению, уважение к собеседнику;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Познавательные: составлять развернутые предложения в ответ на вопрос учителя;
Коммуникативные: оценивать сложившееся отношения в классе; выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций.
Планируемые предметные результаты: понимать суть понятий «грех», «раскаяние», «воздаяние».
Используемые ресурсы:
Презентация;
Компьютер, проектор;
Тест;смайлики.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | |
| Здравствуйте. Садитесь. Придумано кем-то – Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наш день озарится светом добрых улыбок. | Приветствуют учителя
|
| |
| – Послушайте внимательно притчу и попробуйте определить ее тему.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?
Правильно. Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия. Она звучит так: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния».
Попробуйте поставить цель урока. | Слушают притчу
Поговорим о добре и зле
Повторить понятие добро и зло, узнать что такое воздаяние и раскаяние |
| |
| На прошлом уроке вы уже начали знакомиться с этой темой. Теперь давайте проверим, как вы запомнили информацию с прошлого урока. Для этого решим кроссворд.
| Решают кроссворд | Презентация | |
| Молодцы. Хорошо усвоили материал. Теперь я хочу вам рассказать о происхождении добра и зла в разных религиях. Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости. В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. Библия о происхождении добра и зла. Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла. Главным условием спасения в христианстве стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия. Согласно христианскому учению, именно он, родившись на земле, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Теперь, после Иисуса, этот путь к восстановлению связи с Богом открыт и всем верующим в него. |
|
| |
Физминутка | Давайте встанем и немножко отдохнём. Руки вверх поднимем – раз | Повторяют движения за учителем |
| |
| Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне. Давайте прочитаем на странице 26, как Бог относится к грешному человеку. Как вы думаете, простил ли отец своего сына? Найдите ответ в тексте и прочитайте его. Почему отец простил своего сына? Т.е. сын его раскаялся. Что значит раскаяние?
Можете привести пример из библии человека, который совершил грех и не смог раскаяться?
После изгнания из Эдемского сада Адама и Евы, у них родилось два сына. Старшего назвали Каин. Младшего сына назвали Авель. Каин вместе с отцом обрабатывал землю, Авель занимался животноводством – пас овец. Однажды братья принесли жертву Богу. Каин принес "от плодов земли", Авель же – лучшую овцу из своего стада. Каин принес жертву без должного усердия и благочестия, поэтому "призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел". Каин "сильно огорчился", его охватили злоба и зависть к брату. Бог предостерег Каина: "Если не делаешь доброго, то у дверей фех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Однако Каин не послушал Бога: он позвал Авеля в поле и там убил его. Однако ясно, что это убийство стало кульминацией в образе жизни Каина, отображением его внутреннего состояния. Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, рассуждая о поступке Каина, замечает, что целью жертвоприношения должна была быть благодарность Богу со стороны приносящего. Жертва же Каина Господу была совершена не из любви, а совершенно формально и потому была отвергнута. Каин не любил Бога и не испытывал к Нему почтения. Это очевидно из диалога Бога с Каином. Господь спросил Каина: "Где Авель, брат твой?" На что Каин дерзко ответил: "Не знаю. Разве я сторож брату моему?" Так, после убийства Авеля, вместо того, чтобы горько раскаяться, Каин невозмутимо солгал Богу, видимо, не осознавая, что Бога обмануть невозможно. Тогда сказал Господь во гневе: "Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего". Бог осудил Каина быть "изгнанником и скитальцем на земле". При этом Каин опять не раскаялся, а стал жалеть себя: “И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня”. Господь милосердно дает Каину время для осмысления его жизни и дает ему особую защиту: “И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его“. Однако Каин не изменился. Он пошел "от лица Господня" и поселился в земле Нод. Там он женился и имел большое потомство, которое также как и он сам, отличалось нечестивостью и злобным нравом. У Адама и Евы после смерти Авеля и изгнания Каина родился еще одни сын – Сиф, который пришел на смену Авелю, и так же, как он, любил Бога. Именно от него через Ноя и берет свое начало современное человечество.
Адам раскаялся, т.е. получил божье благословение. Давайте прочитаем в учебнике, что такое божье прощение.
Теперь давайте составим таблицу. Первая колонка будет библейские грехи, а вторая – законы современного общества.
Существует еще много грехов. и если вы совершите грех, то вам воздастся за ваше содеянное. Даже в библии написано « Каждое воздастся по делам его». Как вы понимаете эти слова?
Воздаяние - наказание за нарушение религиозных запретов.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Топаем – хлопаем». Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы хлопать – если поступок хороший, топать – плохой.
Теперь давайте прочитаем, что же написано в учебнике про добро и зло.
(Видео про Будду) Скажите пожалуйста, вы меня внимательно слушали сегодня на уроке? Сейчас проверим. Для этого решим небольшой тест. Первый ряд – это первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – это третья команда. Каждой команде я раздам тест с 10 вопросами. Вы записываете правильный ответ или выбираете из предложенных, а затем я буду читать правильный вариант, а вы ставить себе «+», если правильный ответ и «-». Если ответ неверный. Побеждает та команда. Которая больше всех ответит на вопросы. |
Чтение текста
Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему навстречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Так сын его осознал свою неправоту
Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении.
Каин
Чтение текста
Если человек сделал какой – то проступок, то получит за это наказание
Хлопают
Топают
Топают Хлопают
Хлопают
Топают
Хлопают Топают
Чтение текста
|
Один ученик читает абзац | |
| Какую тему мы сегодня изучали?
Какие цели мы ставили перед уроком?
Достигли ли мы их?
Что вам запомнилось больше всего?
Появилось ли у вас желание рассказать о чём-то своим родителям?
Оцените свою работу смайликами. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Повторить понятие добро и зло, узнать что такое воздаяние и раскаяние
Показывают соответствующие смайлики
|
| |
| Домашнее задание у вас будет творческого характера. Вам нужно нарисовать рисунок на тему «Добро и зло».
Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания. |
|
|