«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Основы экономики " 8 класс

Факультативное занятие позволяет более подробно изучить вопросы экономики. Курс является отличным дополнением к основному курсу обществознания, а так же служит хорошей подготовкой к ГИА.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по факультативу “Основы экономики” 8 класс разработана на основе

• Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 (в ред. от 28.02.2012 года);

• Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089 (в ред. от 19.10.2009.года, с изменениями от 31.01.2012 года);

• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Минобрнауки России от 03.06.2011. №1994);

• Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 27.12.2011.года № 2885;


Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа предназначена для учащихся 8-го класса. Дополнительное время позволяет:более глубоко изучить фундаментальные экономические понятия, проблемы рационального поведения человека в экономике, сущность рыночного механизма, роль фирм в современной экономике, денег и банковской системы;уделить больше внимания организации практической деятельности учащихся;организовать контроль знаний после изучения каждой темы.




Изучение экономики на базовом уровне (среднего) полного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

ТЕМА


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Экономика и экономическая наука

4

2

Типы экономических систем


3

3

Рынок

4

4

Основы денежного механизма

5

5

Рынок труда

4

6

Социальные проблемы рынка труда

5

7

Роль фирм в экономической жизни страны

2

8

Семейная экономика

2

9

Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы

2

10

Роль государства в экономике

4


Итого:

35




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 час)


Экономика и экономическая наука (4ч)

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. (заработная плата, рента, процент, прибыль). Главные вопросы экономики.

Типы экономических систем (3 ч) Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

Рынок (4 ч) Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

Основы денежного механизма (5 ч) Деньги и их функции. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Рынок труда (4ч) Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Заработная плата и стимулирование труда.

Социальные проблемы рынка труда (5ч) Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Государственная политика в области занятости

Роль фирм в экономической жизни страны (2 ч).Рыночные структуры Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Семейная экономика (2ч) Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Личное подсобное хозяйство. Сбережения. Страхование.

Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы (2ч)

Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.

Роль государства в экономике (4 час) Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина



Календарно- тематическое планирование


Тема урока


Кол-во

часов


Вид

урока




Планируемые результаты

знания

умения


Экономика и экономическая наука

4




1

Что такое экономика.


1

Урок изучения

нового

материала

Понятие об экономике и экономиче­ской науке, микро - и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем

Уметь объяс­нять понятия «микро -» и «макроэкономика»

2

Основы хозяйст­венной жизни че­ловечества.


1

Комбинирован­ный урок

Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полно­стью

Уметь объяснять причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены


3

Ограниченность экономических ресурсов

1

Комбинированный урок

Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека.

Уметь объяснять

-понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;

-виды ограниченных ресурсов;

-причины невозможности

преодоления ограниченности ресурсов

4

Главные вопросы экономики

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Главные вопросы экономики. Свободные и экономические блага.Выбор и альтернативная стоимость.Факторы производства и факторные доходы








факторные доходы

Уметь решать задачи по теме «Главные вопросы экономической жизни общества»





Типы экономических систем

3




5


Традиционная и командная экономические системы

1


Изучение нового материала

Комбинирован­ный урок

Понятие о типах экономиче­ских системи основные критерии их разграниче­ния. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации

Уметь объяснять понятия «традици­онная экономическая сис­тема», «командная эко­номическая система»; подбирать приме­ры к каждой из них



6

Рыночная и смешанная экономические системы

1

Комбинированный урок

Частная собственность как основа рыночной экономической системы.

Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки

Уметь определять

признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их

7

Типы эко­номиче­ских систем.

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Основные понятия темы

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их


Рынок

4




8

Понятие о спросе.

1

Урок изучения нового мате­риала

Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величи­ны спроса и предложе­ния.

Уметь объяснять

-факторы формирования
величины спроса

- эластичность спроса и ее значение для продавцов


9

Понятие о предложе­нии.

1

Комбинирован­ный урок

Понятие о предложе­нии. Факторы формиро­вания величины пред­ложения. Различия в мотивах рыночного по­ведения покупателей и продавцов

Уметь объяснять формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.


10

Как рабо­тает рынок


1

Практикум

Рыночный механизм. Рыночное равновесие.Рыночные структуры.Типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затова­ривание, равновесие. Механизм формирова­ния рыночного равнове­сия. Рынок покупателей и продавцов

Уметь описывать действие рынка

11

Спрос и предложение

1

Итоговый урок

Основные понятия темы

Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


Основы денежного механизма

5




12

Функции денег в экономике

1

Урок изучения нового мате­риала

Деньги

Причины изобретения денег. Понятие о бартере.

Функции денег. Роль денег как средства об­мена и сбережения

Уметь определять:

-причины изобретения
денег;

-функции денег;

-роль денег как средства
обмена и сбережения

13

Деньги как средство соизмерения различных товаров

1

Комбинирован­ный урок

Понятие о бартере и причины его распространения

Уметь решать задачи

14

Роль денег как средства сбережения и измерения

1

Урок - практикум

Деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег

Уметь определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег

15

Факторы формирования величины денежной массы

1

Урок изучения нового материала

Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод ее определения

Уметь объяснять скорость обращения денег и метод ее определения

16

Причины и виды инфляции.

1

Урок изучения

нового

материала

Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную спо­собность денег. Виды инфляции Социальные последствия инфляции. Основы денежной политики государства.

Уметь объяснять инфляция и причины, ее определяющие. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране


Рынок труда

4




17

Экономическая природа рынка труда

1

Лекция

Труд. Рынок труда. Особенности труда как товара. Продавцы и по­купатели на рынке тру­да. Понятие о характере спроса на рынке труда


Уметь определять:

-особенности труда как
товара;

-деятельность продав­цов и покупателей на
рынке труда. Объяснять
суть положения «спрос на
рынке труда»


18-19

Спрос на услуги труда

2

Изучение нового материала


Урок обобщения и закрепления знаний

Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности до­хода и его влиянии на предложение труда


Уметь объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда


20

Формирование заработной платы на рынке труда

1

Изучение нового материала


Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда

Уметь объяснять способы повышения и понижения заработной платы.


Социальные проблемы рынка труда

5




21

Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата

1

Комбинированный урок

Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума

Уметь объяснять соотношениепрожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы

22

Понятие о трудовом контракте

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятие о трудовом контракте. Причины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений. Профсоюзы.

Уметь объяснятьпричины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений

23

Основные способы стимулирования трудовой активности работников

1

Комбинированный урок

Основные способы стимулирования труда. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда








Уметь объяснять, как трудовая пенсия способствует росту производительности и качества труда

24-25

Проблема безработицы

2

Комбинированные уроки

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникнове­ния. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы Государственная политика в области занятости

Уметь объяснять:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным;

-виды безработицы и
причины их возникновения


Роль фирм в экономической жизни страны

2




26

Роль фирм в экономической жизни страны.

1

Урок изучения

нового

материала

Рыночные структуры Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Уметь использовать

понятия: фирма, предприятие, отрасль;

-понятие о добавленной
стоимости

Знать:

-виды и цели, факторы
деятельности фирм;





27

Фирмы и конкуренция.

1

Комбинированный урок

Понятие о внутренних и внешних ресурсах и за­тратах фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы

Уметь объяснять понятие о внутренних и
внешних ресурсах и затратах фирмы;

-понятие о нормальной
прибыли владельца фирмы



Семейная экономика

2




28

Доходы и расходы семьи.

1

Урок изучения

нового

материала

Источники доходов се­мьи.Основные виды расходов семьи. Изменение струк­туры доходов семей как следствие экономиче­ских преобразований в страненоминальный и реальный доход

Уметь объяснять:

-источники доходов семьи;

-изменение структуры
доходов семей как следствие экономических пре­
образований в стране

29

Семейный бюджет

1

Лекция

Семейный бюджет. Меры социальной поддержки.

Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения, страхование.

Уметь определять структуру семейных рас­ходов как индикатор уровня развития страны


Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы

2




30

Неравен­ство дохо­дов и не­равенство богатств

1

Комбинирован­ный урок

Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения не­равенства доходов. Экономические послед­ствия неравенства до­ходов. Механизм регу­лирования

Уметь:

-анализировать материа­лы СМИ;

-работать с нормативны­ми документами

31

Понятие о налогообложении. Бедность как экономическая проблема

1

Комбинирован­ный урок

Понятие о прогрессив­ном налогообложенииСоциальные программы

Уметь объяснять:

-понятие о прогрессив­ном налогообложении;

-социальные программы.



Роль государства в экономике

4




32

Роль госу­дарства в создании правовой базы и за­щите кон­куренции.

1

Комбинирован­ный урок

Роль государства в экономике какэкономической свобо­ды. Государственные органы, участвующие в регулировании эконо­мической жизни

Уметь определять:

-роль государства как
экономической свободы;

-государственные орга­ны, участвующие в регулировании экономической
жизни

33

Внешние эффекты и общественные блага

1

Урок примене­ния знаний и умений

Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Поня­тие об общественных благах

Уметь объяснять:

-понятие о слабости рынка;

-экономические функции
государства и их роль в
компенсации слабостей
рынка;

понятие об обществен­ных благах

34-35

Обобщающее повторение

2

Уроки обобщения и применения знаний

Основные понятия курса

Владеть основными видами публичных выступлений


Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства


6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее