Основные формы рельефа. Горы.
Цель. Освоение знаний об основных географических понятиях темы: рельеф, горы, горные хребты, типах гор по высоте.
Задачи:
Развивать навыки и умения работать с атласом, сравнивать и анализировать.
Развивать умения определять географическое положение гор, их высоту.
Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний.
Оборудование. Физическая карта мира, компьютерная презентация к уроку, учебник Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6 класса, атлас для 6 класса, раздаточный материал.
Методы и формы учебной деятельности. Уплотнённый опрос (фронтальный опрос с классом, индивидуальная работа у школьной доски, индивидуальные задания (карточки)). Беседа на основе анализа физических карт. Рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал, ИКТ – презентацией, работа с иллюстрациями и текстом учебника, атласом и контурными картами.
Тип урока. Комбинированный.
Структура урока.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный этап. (2 минуты)
- На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры.
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока предлагаю вам отгадать загадку.
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
Цель урока:
- Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела Литосфера. Познакомимся с основными формами рельефа, а именно с горами.
- Но для начала давайте вспомним, что вы уже знаете, то, что мы изучали на прошлых уроках.
Проверка домашнего задания. (5 минут)
Устный, фронтальный опрос.
Индивидуальные задания на карточках.
Что такое литосфера? (Каменная оболочка Земли)
Как называется самая верхняя часть литосферы? (Земная кора)
Приведите примеры видов земной коры? (Океаническая и материковая)
Чем отличается материковая и океаническая земная кора? (Океаническая тоньше, состоит из двух слоев, а материковая из трех)
Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? (Вулкан – это отдельно стоящая гора, правильной формы и на вершине у него есть отверстие – кратер)
Объясните, где больше вулканов, на суше или на дне океанов? Ответ обоснуйте.
(вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая океаническая кора. На суше тоже есть вулканы, они встречаются в местах разломов земной коры).
Из чего состоит земная кора? (Из минералов и горных пород)
Как могут залегать горные породы? (Горизонтально и наклонно)
Изучение нового материала.(10 минут)
СЛАЙД 1.
- Молодцы. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Основные формы рельефа. Горы». Ребята, отвечая на вопросы, постепенно заполняйте схему на карточках.
СЛАЙД 2. Заполняем схему.
- Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород?
(Внутренние и внешние процессы)
- То есть, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности?
(под влиянием внутренних процессов)
СЛАЙД 3. Заполнение схемы.
- Итак, внутренние процессы создают неровности земной поверхности.
- С чем это связано? (С движением земной коры)
- Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные и горизонтальные)
СЛАЙД 4. После просмотра видеосюжета.
СЛАЙД 3.
- Что образуется в результате вертикального движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)
- А горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
- А что образуется, если вертикальные и горизонтальные движения накладываются друг на друга? (Горст и грабен)
СЛАЙД 2. Заполнение схемы.
- Итак, внутренние процессы создают неровности земной поверхности, выделяют горизонтальные и вертикальные движения.
- Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы.
СЛАЙД 5.
- Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их.
- Как называется такой процесс? (Выветривание)
- Выветривание представлено несколькими типами. Назовите какими.
(ребята называют, на слайде проявляются)
Деятельность воды,
Деятельность ветра,
Деятельность разности температур,
Деятельность живых организмов.
- Мы выяснили, что внешние силы – формируют облик земной поверхности, этот процесс называется выветривание.
- Скажите, с чем связано многообразие неровностей земной поверхности? (С внутренними процессами, которые создают неровности и внешними, которые разрушают их)
СЛАЙД 2. Заполнение схемы.
СЛАЙД 6. Рельеф – минут.
- Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?
– Скажите, как одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (Рельеф)
– Запишите определение в свои тетради.
Рельеф – это неровности земной поверхности.
- Рельеф формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли.
СЛАЙД 7.
- Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать представленные неровности поверхности в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения.
(Это горы и равнины)
- Чем они отличаются друг от друга.
- Что их объединяет? (Это формы рельефа)
- Итак, мы выделили две основные формы рельефа суши - это горы и равнины.
СЛАЙД 8.
- Посмотрите на следующий слайд и скажите, что вы видите. (Холм и горы)
- Постарайтесь выделить сходства между горой и холмом.
(Это возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)
- Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое?
(Особенность гор – высокие, обширные)
СЛАЙД 2.
– В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
Физкультминутка. 1-2 минуты.
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
– Так что же такое горы?
СЛАЙД 9.
- Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше.
- Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы.
(Чтение определения в учебнике на стр. 53, также определение появляется на слайде)
Запишите его в тетради.
Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф.
- Скажите, а на территории нашей республики есть горы?
(нет, только холмы и возвышенные участки)
- Вспомните курс природоведения, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Подошва?.. Склон? (выводятся определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы, заметно возвышающаяся над другими.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
- Нарисуйте гору у себя в тетрадях и подпишите составные части горы.
- Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)
Гребень – самая высокая часть хребта.
– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)
Горный хребет – это горы, расположенные одна за другой (линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами).
- Подпишите на рисунке гребень и горный хребет.
- Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок гор.
СЛАЙД 10.
- Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий.
- Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение горы.
- Как вы их нашли? (Называют горы и говорят о больших размерах и высоте)
- Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (С помощью шкалы высот)
- А что еще о горах может рассказать нам шкала высот? (горы отличаются по высоте)
СЛАЙД 11.
- Давайте посмотрим, как же классифицируются горы по высоте.
- Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.
- Рассмотрите ее внимательно. Какие группы мы можем выделить? (Ребята называют)
СЛАЙД 12.
- Используя физическую карту в атласе, приведите примеры высоких гор, средних.
Высокие - Гималаи, Кавказ, Кордильеры.
Средние – Уральские, Скандинавские.
Низкие – Хибины.
СЛАЙД 16.
– Какие горы суши являются самыми высокими на Земле? (Гималаи)
– Как называется наивысшая вершина этих гор?
СЛАЙД 17.
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга?
(Высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.)
– Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши?
(Должны придти к возрасту – старые и молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
СЛАЙД 2.
– Итак, какой еще признак для классификации гор мы обнаружили вместе с вами?
(По возрасту)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.
- Итак, мы перешли к третьей классификация гор – в зависимости от их строения.
СЛАЙД 18.
1 группа: Складчатые горы образуются в результате смятия пород земной коры в крупные и сложные складки.
– Все складчатые горы молодые – их складки, хребты и впадины образовались относительно недавно, еще не успели разрушиться и продолжают расти.
– Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и острыми вершинами.
2 группа: Глыбовые
– Глыбовые горы не старые, а возрожденные. Просто они сложены старыми породами.
3 группа: Складчато-глыбовые
- Это переходный тип.
– Что является причиной разделения гор на группы по внутреннему строению? (Движение земной коры)
– Какие группы в результате мы можем выделить?
(Складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые)(Заполнение схемы).
– Таким образом, классифицировать горы можно и еще по одному признаку: по внутреннему строению – складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые.
- Итак, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков. Каких? (Высоты, возраста, строения)
СЛАЙД 2.
– Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта. Какие сведения можно из нее почерпнуть? (Выясняет вместе с учениками – ГП, высоту)
– Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.
– Откройте учебники на стр.56, таблица 2. Перед вами примерный план определения географического положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
Анды – это самые длинные горы. По высоте относятся к высоким горам, потому что средняя высота составляет 4000 м. Анды протянулись с севера на юг вдоль западного побережья Южной Америки на расстояние 8000 км. Между какими параллелями и меридианами . Самая высокая точка Анд – гора Аконкагуа.
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.
Закрепление.
Какие основные формы рельефа мы выделили? (горы и равнины)
Что такое рельеф?
Что называют горами?
Как классифицируются горы?
Итоги урока.
Итак, наше знакомство с горами подходит к концу.
Что нового вы узнали?
Что вам показалось интересным?
С какими формами рельефа мы познакомились?
- А теперь запишите домашнее задание.
Домашнее задание. Пар. 20 пересказ, вопр. 2, 3, 5. Описать ГП любой гонной системы по плану. Зад на к/к подписать горы.
Оценки.
- Спасибо вам за помощь на уроке, за вашу активность. Урок окончен, можете отдыхать.
Номенклатура: Гималаи Гора Джомолунгма (или Эверест и обозначить ее высоту) Тибет Тянь-Шань Памир Кавказ Гора Эльбрус Уральские горы Гора Народная Алтай Альпы Скандинавские горы Кордильеры Гора Мак-Кинли Аппалачи Анды Гора Аконкагуа
| Номенклатура: Гималаи Гора Джомолунгма (или Эверест и обозначить ее высоту) Тибет Тянь-Шань Памир Кавказ Гора Эльбрус Уральские горы Гора Народная Алтай Альпы Скандинавские горы Кордильеры Гора Мак-Кинли Аппалачи Анды Гора Аконкагуа
|
Номенклатура: Гималаи Гора Джомолунгма (или Эверест и обозначить ее высоту) Тибет Тянь-Шань Памир Кавказ Гора Эльбрус Уральские горы Гора Народная Алтай Альпы Скандинавские горы Кордильеры Гора Мак-Кинли Аппалачи Анды Гора Аконкагуа
| Номенклатура: Гималаи Гора Джомолунгма (или Эверест и обозначить ее высоту) Тибет Тянь-Шань Памир Кавказ Гора Эльбрус Уральские горы Гора Народная Алтай Альпы Скандинавские горы Кордильеры Гора Мак-Кинли Аппалачи Анды Гора Аконкагуа
|
Карточка 1.
1. Запишите номера действующих вулканов в левый столбик, а номера потухших в правый.
Килиманджаро.
Кения.
Фудзияма.
Ключевская Сопка.
Кракатау.
Котопахи.
2.Установите соответствие.
1. Кратер а) канал, идущий из глубин
2. Жерло б) отверстие на вершине
3. Очаг магмы в) изливающаяся лава
4. Лава г) вещество мантии, которое плавится в трещинах земной коры.
Карточка 2.
Определите по координатам вулканы и данные результаты запишите в таблицу.
Таблица «Вулканы и их координаты».
Географические координаты | Название вулканов |
1) 36°с.ш. 138°в.д. |
|
2) 78°ю.ш. 168°в.д. |
|
3) 41°с.ш. 16°в.д. |
|
4) 38°с.ш. 15°в.д. |
|
5) 4°с.ш. 10°в.д. |
|