ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента.
Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители выбирают один для изучения.
Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы/ классы
Обязательная часть
Количество часов в неделю
Русский язык и литературное чтение
4А
Русский язык
4Б
Литературное чтение
Иностранный язык
4В
5
Иностранный язык
4Г
4
5
Математика и информатика
2
5
4Д
Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
4
2
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики
5
4
4Е
4
4
5
Основы религиозных культур и светской этики
формы
промежут.
аттестации
2
Искусство
2
4
4Ж
Изобразительное искусство
2
4
5
1
4
2
2
Музыка
Технология
1
1
4
2
5
4
1
1
Технология
1
2
4
2
Физическая культура
4
ВПР
2
2
Физическая культура
Итого:
1
1
1
Текущий контроль
1
4
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
1
1
Текущий контроль
2
1
2
4
1
«Физкультура плюс»
1
ВПР
1
2
23
2
1
1
2
23
1
Учебные недели
0
1
ВПР
1
0
Текущий контроль
1
23
1
0
2
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами
1
0
1
2
23
0
Текущий контроль
1
34
0
0
23
Текущий контроль
2
34
1
23
0
0
23
Текущий контроль
2
23
34
0
34
Текущий контроль
23
23
0
23
0
34
0
0
23
34
34
23
Программа по ОРКСЭ
на уровне начального общего образования составлена на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и ФГОС НОО.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(для 4 класса образовательных организаций)
Москва – 2023
Цель ОРКСЭ
Формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений .
Основные задачи ОРКСЭ
Культурологическая направленность предмета способствует
- развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России,
- формированию ценностного отношения к социальной реальности,
- осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения:
- выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
- согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
- находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Программа по ОРКСЭ состоит из 6 учебных модулей по выбору:
• «Основы православной культуры»,
• «Основы исламской культуры»,
• «Основы буддийской культуры»,
• «Основы иудейской культуры»,
• «Основы религиозных культур народов России»,
• «Основы светской этики».
Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в неделю в 4 классе).
Общая стержневая идея:
- любовь к Родине — России,
- единство Российского государства,
- межнациональное согласие,
- межконфессиональный мир,
- сотрудничество всех граждан России ради общего блага.
Каждый модуль начинается уроком «Россия — наша Родина».
Православие, ислам, буддизм и иудаизм для России являются традиционными и внесли свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России.
Причем, «православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры»*
*Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», № 125-ФЗ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную традицию.
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане.
Добро и зло в исламской традиции.
Нравственные основы ислама.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия.
Будда и его учение.
Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы.
Семья в буддийской культуре и её ценности.
Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина.
Культура и религия.
Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях.
Человек в религиозных традициях народов России.
Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России.
Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время.
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.
Семейные ценности и этика семейных отношений.
Этикет.
Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим религиозным согражданам.
Гимн Российской Федерации начинается словами
«Россия – священная наша держава»
и прославляется как
«хранимая Богом родная земля».
Ценности и идеалы
Зачем нужны моральные нормы?
Чтобы сберечь и укрепить
духовное, психологическое, социальное здоровье.
Какие для этого есть правила?
Это правила морали,
нормы нравственного поведения.
Они накапливаются
как опыт жизни и передаются
от старших к младшим.
Нравственный человек
ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни.
не причиняет зла другим
не вызывает негативное поведение других
по отношению к себе.
способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.
Нравственный человек
по-настоящему счастлив,
потому что он здоров, любит и любим,
питается от честных трудов своих и живет долго.
УЧЕБНИКИ
- Включают обширный иллюстративный материал и мультимедийные интерактивные материалы.
- Учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Нацелены на коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.
ОРКСЭ
Религиозные культуры народов России
интернет, библиотека
Полноценное сотрудничество
семьи и школы
в деле
духовно-нравственного воспитания детей
принесёт
свои добрые плоды.
Будьте счастливы,
и пусть будут счастливыми
Ваши дети.