Организация работы с обучающимися с ОВЗ
на уроках профильного труда.
На сегодняшний день одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Так, в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Проблемы специального профессионального образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что здоровье населения, находится в критическом состоянии, а число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов растет.
Цели и задачи воспитания, и профессионального обучения обучающихся с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями определяются общими принципами педагогики:
подготовка к активной общественно – полезной жизни;
формирование самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и формирование антикризисного поведения;
умения жить, критически мыслить, учиться и работать в коллективе.
работать с информацией, быть достаточно коммуникабельным и ответственным.
Моя задача, как учителя, осуществляющего преподавание профильного труда – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором профессиональных трудовых знаний, умений и навыков по профессии «швея», которые пригодятся не только на производстве, но и для работы на дому, и позволят уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности» (Л.И. Швецова).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь.
Наблюдая за моими «особенными учениками», я выявила, что дети с ОВЗ, инвалиды – испытывают серьезный дефицит в положительных эмоциях, нет «блеска» в глазах, не умеют планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, не могут строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в условиях современного общества.
Девятиклассники (выпускники) к концу учебного года определяются с выбором профессии, и я, помогаю им социально-профессионально адаптироваться. Создаю условия для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем.
С первых дней работы с ними, стараюсь сформировать мотивацию к общественно – культурной жизни в школе, восприятию себя, своего окружения и к участию во внутренних мероприятиях и конкурсах, не зависимо от их физических и психологических проблем развития.
Мои ученики активно участвуют в неделе технологии, на которой мы проводим совместные творческие выставки-распродажи, к которым дети изготавливают поделки, изделия для дома, кухни. На вырученные деньги приобретаем необходимые для работы материалы и инструменты, которые ребята не делят между собой как личную вещь, а спокойно работают. Участвуют в конкурсах поделок, олимпиадах.
Особенные дети эмоционально сложны т. к. имеют разные нарушения развития: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой и комплексными нарушениями развития, малоспособные.
Профессиональное обучение имеет свою специфику и подходы. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий (не традиционных) с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебно-производственного процесса, следовательно, сама производственная деятельность обучающихся, их знания, умения, навыки приобретают новые качества.
Самый главный приоритет в моей работе с этими детьми -индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого обучающегося.
Для активизации производственной деятельности «особенных детей» я использую следующие активные методы и приёмы в производственном обучении:
1. «Приветствие».
Использую в начале урока. Очень важным является – эмоциональное состояние ребят. Для поднятия настроения детям, задаю позитивный настрой. Формулируем тему и цель урока. Каждый обучающийся должен четко усвоить, что он будет делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и какова последовательность выполнения работы.
2. «Дозированная подача нового материала».
На уроках профильного труда необходимо, что бы у ребят не наступало утомление. Для этого я использую разнообразные средства:
Преподношу материал небольшими дозами. Например – вводный инструктаж по темам обработки различных узлов разбиваю на два блока, а при необходимости и больше составляющих, блоками;
На протяжении всего урока производственного обучения, на личном примере, неоднократно демонстрирую правильное выполнение трудовых приемов. Доказываю доступность выполнения трудовых приемов для ребят.
3. «Легкая ткань».
Для выполнения на уроке ребятами образцов или изделий, стараюсь подобрать ткань «по сложности» в обработке для каждого обучающегося персонально, по его способностям и возможностям. При изготовлении изделий для дома, работаем с разными материалами такими как: бумага, картон, вязальные нитки, бросовый материал, который является более доступным для ребят.
4. «Энергосбережение».
На протяжении всего урока наблюдаю за выполнением практических работ ребят. И если вижу, что трудовая деятельность и интерес к выполняемой работе идет на спад, ребята устали, то для восстановления энергии мы проводим «физические минутки» или упражнения на расслабление глаз, пальчиковую гимнастику.
5. «ИКТ».
Информационно-коммуникационные технологии очень удобны при изучении новых тем. На слайдах можно представить материал в виде поузловой обработки изделия, пошаговой инструкции выполнения определенных операций, правильного выполнения трудовых приемов, фотографий с изображениями работ предыдущих учащихся и т. д. Презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребят (подключение музыки - индивидуально).
6. «Тихое повторение».
При опросе изученного материала использую метод «тихого повторения» с помощью презентаций. Обучающиеся быстро реагируют комментариями и ответами, закрепляя для себя учебный материал. У обучающихся формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
7. «Самоанализ-самооценка».
По окончанию урока, при рефлексии использую (устную) анкету – самооценку, чтобы выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного материала. Помогает повысить самооценку и самоанализ труда самих ребят. Дети отмечают и анализируют не только свою работу, но и друг друга:
«На уроке я работал – активно/пассивно?», «Своей работой на уроке я доволен/не доволен?», «За урок я узнал/не узнал?», «Практическая работа сделана с помощью учителя/старших учеников/самостоятельно» и т. д.
8. «Двоечников нет».
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного развития. Каждый обучающийся талантлив по-своему только надо найти в чем. Делаем акцент в работе на то, что у ребенка получается лучше всего. Стараюсь оценку «2» не ставить, т. к. ребята очень ранимые. Одни могут просто обидеться, а другие и вовсе расплакаться.
На заключительных инструктажах уроков профильного труда подводим итоги работы, достижения цели, рассматриваем работу каждого ребенка. Создание ситуации успеха помогает обучающимся преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.
Моя задача, как учителя создавать условия для реализации индивидуальных способностей ребят, не пропустить в обучающихся все самое лучшее, оказать им помощь в адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.
Процесс производственного обучения выстраиваю, от простого к сложному, от образцов до изделия (прихватки, полотенца, рукавицы, подушки, сувенирная продукция, юбки, жилеты, брюки). Ребята изготавливают изделия для родственников, друзей, учителей. Видят результаты своего труда, и они горды тем, что могут приносить пользу.
У всех обучающихся формируется положительный устойчивый интерес к швейному делу. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.
Подводя итог начального опыта работы с такими обучающимися следует отметить, что каждому из них нужен свой индивидуальный подход, нужно научиться понимать их и принимать такими, какие они есть.