«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.

Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Областное казенное учреждение социального обслуживания «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»








Методическая разработка на тему:

Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.





Разработал:

старший мастер

производственного обучения

Шалдырван М.И.









2020 г.





(слайд 1)

Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов.

«...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые  вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое  знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами».

К. И. Чуковский













(слайд 2)

Разные источник дают следующие определения: «Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.».


«Самообразование педагога– это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук».


(слайд 3)

Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

(слайд 4)

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:


Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, какому-либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.


Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.


Стремительный рост современной науки. Особенности психологии и педагогики.


Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».


Конкуренция. Не секрет, что многие педагоги обращают внимание на мнение администрации и коллег о своей педагогической деятельности.

Общественное мнение. Педагогу небезразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.


Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного поиска новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться и учить новому – это ростпросто интересно.



(слайд 5) Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразованияПедагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации


В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Они могут способствовать и тому и другому росту одновременно.

Самообразование педагога многогранно и многопланово.


(слайд 6) Основными направлениями в системе образования педагогов являются:

- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам образования и воспитания;

- изучение учебной и научно- методической литературы;

- ознакомление с новыми достижениями педагогики, психологии, анатомии, физиологии;


- изучение новых программ и педагогических технологий;

- ознакомление с передовой практикой;

- повышение общекультурного уровня.


Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п).


(слайд 7) Как правильно сформулировать тему:

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в учреждении, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач учреждения;

• Педагогам не надо будет распылять усилия, решая отдельно свои задачи и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал.


Темы можно сформулировать по схемам:


ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

Например, «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у обучающихся».


ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

Например, «Использование индивидуальных заданий как средство формирования творческих способностей у обучающихся».



Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО

Например, «Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности преподавания».





(слайд 8) Содержание работы по самообразованию

1 этап – организационно – ознакомительный.


Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работыконсультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной.

Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный.

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работысамоанализ педагогической деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.

По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).

Предполагаемый результат и формы его представления.

(слайд 9) Форма завершения самообразования может быть представлена:


1. Консультация для педагогов по теме самообразования.

2. Выступление на заседании педагогического совета. 3. Проведение открытого просмотра.

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом. 5. Составление подробной информации по проблеме. 6. Изготовление пособий.

7. Советы и рекомендации по проведению воспитательной и образовательной работы.

8. Составление перспективного плана работы с обучающимися

9. Организация выставки работ обучающихся или педагога по теме самообразования. 10. Творческий отчет.

11. Оформление передового педагогического опыта. 12. Публикация. 13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.


Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

Важно помнить, что план самообразования педагога — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с обучающимися.


(слайд 10) Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

Важно помнить, что самообразование педагога — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с обучающимися.

Самообразование дает положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Это способствует формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога.


(слайд 11)

 




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее