Опыт использования дифференцированного подхода обучения на уроках окружающего мира

Опыт использования дифференцированного подхода обучения на уроках окружающего мира

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Опыт использования дифференцированного подхода обучения на уроках окружающего мира

Опыт использования дифференцированного подхода обучения на уроках окружающего мира

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно – исследовательские условия : изучение работ педагогов исследователей по «индивидуализации» (А.А. Бударного, П.П. Есипова, А.А.Кирсанова, И.Я.Лернера, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт, Ш. А. Амоношвили и др.) психологи Л.В. Выготский, П. Я Гальперин

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Научно – исследовательские условия : изучение работ педагогов исследователей по «индивидуализации» (А.А. Бударного, П.П. Есипова, А.А.Кирсанова, И.Я.Лернера, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт, Ш. А. Амоношвили и др.) психологи Л.В. Выготский, П. Я Гальперин

  • образовательная среда школы;
  • учебно –познавательная мотивация обучающихся;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • участие в работе школьных и городских методических объединений;
  • выступление на родительском собрание;
  • открытые уроки
  • использование современных педагогических технологий;
  • использование дополнительного материала при подготовке к урокам:
  • методические пособия, современные цифровые образовательные ресурсы, книги по самообразованию
Актуальность личного вклада в развитие образования  В настоящее время педагогика переходит на развивающее, личностно-ориентированное обучение и на первый план теперь выдвигается развитие каждой конкретной личности, с выявлением её индивидуальности, а значит необычайно остро встаёт проблема дифференцированного подхода к обучению.  «Новая школа» Ключевая особенность школы будущего – это чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми

Актуальность личного вклада в развитие образования

В настоящее время педагогика переходит на развивающее, личностно-ориентированное обучение и на первый план теперь выдвигается развитие каждой конкретной личности, с выявлением её индивидуальности, а значит необычайно остро встаёт проблема дифференцированного подхода к обучению.

«Новая школа»

Ключевая особенность школы будущего – это чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет

Задача учителя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении): это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):

это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Цель и задачи педагогической деятельности Цель моей работы – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учётом индивидуально-психологических особенностей, через дефференцированное обучения на уроках окружающего мира в начальных классах, научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания. Задачи:

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель моей работы – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учётом индивидуально-психологических особенностей, через дефференцированное обучения на уроках окружающего мира в начальных классах, научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания.

Задачи:

  • Изучать индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • Определять критерии деления учащихся на группы;
  • Уметь совершенствовать способности и навыки учащихся при дифференцорованном обучении;
  • Уметь анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • Уметь заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.
  • Воспитывать позитивное и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, сохранять и укреплять здоровье, желание охранять природу .
Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея

  • разноуровневая форма обучения предоставляет шанс каждому ученику максимально использовать свои учебные возможности;
  • разноуровневое обучение позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями учащихся.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО СОДЕРЖАНИЮ  ПО СПОСОБУ  УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ

УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В классе формируется 3 группы учащихся  (по уровню обученности)  2 группа - учащиеся со средними способностями 1 группа - ученики с высокими учебными способностями 3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями  Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

В классе формируется 3 группы учащихся

(по уровню обученности)

2 группа - учащиеся со средними способностями

1 группа - ученики с высокими учебными способностями

3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Разноуровневые карточки - задания : Базовый уровень:* ( 3 группа) Средний уровень:**( 2 группа) Творческий уровень:***( 1 группа) Карточка 1** 1.  Запиши свой режим дня. 2.  Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки: Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю. 3.  Запиши одну пословицу о здоровье. Карточка 1* 1.  Вставь пропуски в тексте: - Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________. Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________. 2.  Выбери правильные рекомендации и обведи их номера: 1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки. 2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже. 3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа. 4.Смотри все интересные телевизионные передачи. Карточка 1*** 1.  Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.

Разноуровневые карточки - задания :

Базовый уровень:* ( 3 группа) Средний уровень:**( 2 группа) Творческий уровень:***( 1 группа)

Карточка 1**

1. Запиши свой режим дня.

2. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:

Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.

3. Запиши одну пословицу о здоровье.

Карточка 1*

1. Вставь пропуски в тексте:

- Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.

Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.

2. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:

1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.

2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.

3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.

4.Смотри все интересные телевизионные передачи.

Карточка 1***

1. Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.

  • Реши кроссворд:
  • Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда
творчество трудности объем Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням:

творчество

трудности

объем

Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням:

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты работы

Результативность

профессиональной педагогической

деятельности и достигнутые эффекты

работы

Положительные и отрицательные аспекты дифференцированного обучения .  Отрицательные: - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства выбор минимального уровня усвоения материала плохо отражается на самооценке детей; затрачиваются дополнительные силы и время учителя для составления и проверки разноуровневых заданий. Положительные:

Положительные и отрицательные аспекты дифференцированного обучения

Отрицательные:

  • - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства
  • выбор минимального уровня усвоения материала плохо отражается на самооценке детей;
  • затрачиваются дополнительные силы и время учителя для составления и проверки разноуровневых заданий.

Положительные:

  • повышается уровень мотивации учения;
  • облегчается усвоение материала учащимися с низким уровнем подготовки;
  • исключается уравниловка детей;
  • более быстрое, глубокое усвоение «сильными» учащимися;
  • появляется возможность более эффективно работать со «слабыми» учащимися;
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Литература

Литература

  • Абасов Н. А. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 2009, № 8
  • Амонашвили Ш.А. «В школу – с шести лет», Москва, 1996
  • Дгеменёва Н.Н. «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках», Москва, 2005 г.
  • Иванов М. Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 2012 г .
  • Титова В.В. Дифференцированный подход к учащимся на уроках окружающего мира// Начальная школа. 2011 г.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее