Задания городской олимпиады по психологии
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в олимпиаде школьников по психологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только психологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Успеха Вам в работе!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -20 баллов (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Название науки психологии происходит от корня «Логос»- знание, учение, наука, а также:
А) греческого слова «душа»;
В) латинского выражения «познай себя».
Б) латинского слова «мозг»;
2. Какие из перечисленных средств могут передавать информацию в процессе невербального общения:
А) слова;
Б) жесты и мимика;
В) интонация.
3. Выберите характеристики, общие для характера и типа темперамента человека:
А) проявляются в деятельности;
Б) базируются на особенностях нервных процессов;
В) могут изменяться в процессе воспитания и влияния социума.
4. Какие мыслительные операции из перечисленных ниже были задействованы для
выполнения следующих бытовых действий: сортировка белья перед стиркой по цвету и фактуре; определение на вкус компонентов понравившегося блюда; разбор перемешавшихся круп трёх видов; выбор костюма, который больше «идет» (порядок неважен):
А) анализ;
Б) синтез;
В) сравнение.
5. При повреждении мозжечка головного мозга человека, скорее всего, будут нарушены:
А) координация моторных движений;
Б) эмоциональное отражение действительности;
В) регуляция цикла сон/бодрствование;
Г) восприятие слуховой информации
6. Какие из перечисленных явлений не относятся к деятельности:
А) сон;
Б) игра в снежки;
В) решение задач
7. В пословицах и поговорках в меньшей степени отражается:
А) житейское мировоззрение;
Б) религиозное мировоззрение;
В) научное мировоззрение;
Г) эстетическое мировоззрение.
8. Базовым элементом чувственного познания человека считаются:
А) ощущения;
Б) представления;
В) эмоции;
Г) понятия
9. Сангвиник – это:
А) угрюмый;
Б) вспыльчивый;
В) веселый.
10. Интересно, если климат будет меняться, как последние пять лет, то затопят ли тающие льды Арктики Гренландию - ведь она так близко расположена к скоплению северных льдов», - подумал Сергей. Какие стороны его психики были при этом задействованы:
А) ощущения;
Б) память;
В) мышление;
Г) эмоции;
Часть II
Вам предлагаются тестовые задания в виде ситуаций. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 баллов (5 баллов за каждое тестовое задание)
1. Определите, о какой черте характера человека идет речь в отрывке рассказа.
«Шерлок Холмс говорил своему другу доктору Ватсону:
- Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
- Часто.
- Как часто?
- Ну, несколько сот раз.
- Отлично, сколько же там ступенек?
- Сколько? Не обратил внимание.
- Вот-вот, не обратил внимания. А между тем видел! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел и наблюдал».
А) речь идет о невнимательности;
Б) речь идет о рассеянности;
В) речь идет о наблюдательности.
2. Определите, какое индивидуальное внутреннее (психическое) состояние человека описано в отрывке В.П. Симонова «Мир человека».
«Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на картах. Бурная радость охватывает усталого путника. В этот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний».
А) эмоция;
Б) галлюцинация;
В) усталость.
3. О каком психическом процессе идет речь:
«И вдруг я опять, когда стал взрослым, забыл все буквы и не могу запомнить их заново. Я смотрел на новую учительницу и без конца глуповато улыбался. Я не верил сам себе, что я вдруг стал неграмотным, что я забыл все буквы…
Я разучился владеть карандашом: верчу его туда и сюда и никак не могу начать писать…»
А) самонаблюдение;
Б) мышление;
В) память.
Часть III
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -18 баллов (по 6 баллов за каждое тестовое задание).
1. Какие слова являются переводом психологических терминов? Установите существующую связь.
Термины | Слова |
1. Адаптация | А) отношение к субъекту условий, побуждающий и опосредующих его активность. |
2. Мотивация | Б) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. |
3. Мышление | В) приспособление строения и функций организма к условиям среды. |
4. Воля | Г) побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность |
5. Роль | Д) способность человека, проявляющаяся в саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов |
6. Ситуация | Е) социальная функция личности |
2. Отнесите следующие понятия к воображению или восприятию
1. ВООБРАЖЕНИЕ | А) Идентификация |
Б) Схематизация | |
В) Эмпатия | |
2. ВОСПРИЯТИЕ | Г)Социально-психологическая рефлексия |
Д) Стереотипизация | |
Е) Типизация |
Перед вами список психических процессов, подберите каждому из них определение из ниже приведенных понятий
1. Бессознательное | А) процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. |
2. Воображение | Б) совокупность психических процессов, обусловленных явлениями окружающей действительности, или внутренними побудительными причинами, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. |
3.Память | В) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. |
4. Мышление | Г) психический процесс, выражающийся в создании идеальных реально несуществующих образов. |
5 Ощущение | Д) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в мозгу человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. |
6. Восприятие | Е) психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира и внутренней среды организма, возникающий при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы. |
Часть VI
Психологический анализ отрывка из литературного произведения.
Перед Вами - короткий отрывок из литературного произведения Прочитайте его и дайте Ваши ответы на следующие вопросы:
а) охарактеризуйте психологическое содержание ситуации;
б) что послужило психологической причиной поведения героев;
в) что чувствуют и переживают герои в данной ситуации;
г) каковы мотивы героев, чем обусловлено их поведение;
д) чем завершается данная ситуация в литературном произведении и чем бы она могла
завершиться в современной жизни.
И.А. Гончаров. "Обыкновенная история".
Только что Петр Иваныч расположился бриться, как явился Александр Федорыч. Он было бросился на шею к дяде, но тот, пожимая мощной рукой его нежную юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя, как будто для того, чтобы наглядеться на него, а более, кажется, затем, чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием.
— Мать твоя правду пишет,— сказал он,— ты живой портрет покойного брата: я бы узнал тебя на улице. Но ты лучше его. Ну, я без церемонии буду продолжать бриться, а ты садись вот сюда — напротив, чтобы я мог видеть тебя, и давай беседовать.
За этим Петр Иваныч начал делать свое дело, как будто тут никого не было, и намыливал щеки, натягивая языком то ту, то другую. Александр был сконфужен этим приемом и не знал, как начать разговор. Он приписал холодность дяди тому, что не остановился прямо у него.
Ну, что твоя матушка? Здорова ли? Я думаю, постарела? — спросил дядя, делая разные гримасы перед зеркалом.
Маменька, слава богу, здорова, кланяется вам, и тетушка Марья Павловна тоже,— сказал робко Александр Федорыч.— Тетушка поручила мне обнять вас... — Он встал и подошел к дяде, чтоб поцеловать его в щеку, или в голову, или в плечо, или, наконец, во что удастся.
—Тетушке твоей пора бы с летами быть умнее, а она, я вижу, все такая же дура, как была
двадцать лет тому назад...
Озадаченный Александр задом воротился на свое место.
Вы получили, дядюшка, письмо?.. — сказал он.
Да, получил.
— Василий Тихоныч Заезжалов,— начал Александр Федорыч,— убедительно просит вас справиться и похлопотать о его деле...
Да, он пишет ко мне... У вас еще не перевелись такие ослы? Александр не знал, что и подумать — так его сразили эти отзывы.
Извините, дядюшка,— начал он почти с трепетом.
Что?
— Извините, что я не приехал прямо к вам, а остановился в конторе дилижансов... Я не
знал вашей квартиры...
— В чем тут извиняться? Ты очень хорошо сделал. Матушка твоя, бог знает, что
выдумала. Как бы ты ко мне приехал, не знавши, можно ли у меня остановиться, или нет?
Квартира у меня, как видишь, холостая, для одного: зала, гостиная, столовая, кабинет, еще
рабочий кабинет, гардеробная да туалетная — лишней комнаты нет. Я бы стеснил тебя, а
ты меня... А я нашел для тебя здесь же в доме квартиру...
— Ах, дядюшка! — сказал Александр.— Как мне благодарить вас за эту заботливость?
И он опять вскочил с места, с намерением словом и делом доказать свою
признательность.
— Тише, тише, не трогай,— заговорил дядя,— бритвы преострые, того и гляди
обрежешься сам и меня обрежешь.
Александр увидел, что ему, несмотря на все усилия, не удастся в тот день ни разу обнять и прижать к груди обожаемого дядю, и отложил это намерение до другого раза.
Ответы:
Часть III.
Задание 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | Г | Б | Д | Е | А |
Задание 2
Воображение | Восприятие |
Б,Е | А, В, Г,Д |
Задание 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | Г | А | В | Е | Д |
Часть II
1 | 2 | 3 |
В | А | В |
Часть I
1 А, 2Б, 3 Б, 4 А, 5 А, 6 А, 7 А, 8 А, 9 В, 10 В.