«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Олимпиада по психологии

олимпиада по психологии содержит задания для обучающихся 9 классов

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Задания городской олимпиады по психологии

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в олимпиаде школьников по психологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только психологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Успеха Вам в работе!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -20 баллов (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Название науки психологии происходит от корня «Логос»- знание, учение, наука, а также:

А) греческого слова «душа»;

В) латинского выражения «познай себя».

Б) латинского слова «мозг»;

2. Какие из перечисленных средств могут передавать информацию в процессе невербального общения:

А) слова;

Б) жесты и мимика;

В) интонация.


3. Выберите характеристики, общие для характера и типа темперамента человека:

А) проявляются в деятельности;

Б) базируются на особенностях нервных процессов;

В) могут изменяться в процессе воспитания и влияния социума.


4. Какие мыслительные операции из перечисленных ниже были задействованы для
выполнения следующих бытовых действий: сортировка белья перед стиркой по цвету
и фактуре; определение на вкус компонентов понравившегося блюда; разбор перемешавшихся круп трёх видов; выбор костюма, который больше «идет» (порядок неважен):

А) анализ;

Б) синтез;

В) сравнение.

5. При повреждении мозжечка головного мозга человека, скорее всего, будут нарушены:

А) координация моторных движений;

Б) эмоциональное отражение действительности;

В) регуляция цикла сон/бодрствование;

Г) восприятие слуховой информации




6. Какие из перечисленных явлений не относятся к деятельности:

А) сон;

Б) игра в снежки;

В) решение задач


7. В пословицах и поговорках в меньшей степени отражается:

А) житейское мировоззрение;

Б) религиозное мировоззрение;

В) научное мировоззрение;

Г) эстетическое мировоззрение.


8. Базовым элементом чувственного познания человека считаются:

А) ощущения;

Б) представления;

В) эмоции;

Г) понятия


9. Сангвиник – это:

А) угрюмый;

Б) вспыльчивый;

В) веселый.

10. Интересно, если климат будет меняться, как последние пять лет, то затопят ли тающие льды Арктики Гренландию - ведь она так близко расположена к скоплению северных льдов», - подумал Сергей. Какие стороны его психики были при этом задействованы:

А) ощущения;

Б) память;

В) мышление;

Г) эмоции;


Часть II

Вам предлагаются тестовые задания в виде ситуаций. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 баллов (5 баллов за каждое тестовое задание)

1. Определите, о какой черте характера человека идет речь в отрывке рассказа.

«Шерлок Холмс говорил своему другу доктору Ватсону:

- Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

- Часто.

- Как часто?

- Ну, несколько сот раз.

- Отлично, сколько же там ступенек?

- Сколько? Не обратил внимание.

- Вот-вот, не обратил внимания. А между тем видел! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел и наблюдал».

А) речь идет о невнимательности;

Б) речь идет о рассеянности;

В) речь идет о наблюдательности.

2. Определите, какое индивидуальное внутреннее (психическое) состояние человека описано в отрывке В.П. Симонова «Мир человека».

«Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на картах. Бурная радость охватывает усталого путника. В этот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний».

А) эмоция;

Б) галлюцинация;

В) усталость.

3. О каком психическом процессе идет речь:

«И вдруг я опять, когда стал взрослым, забыл все буквы и не могу запомнить их заново. Я смотрел на новую учительницу и без конца глуповато улыбался. Я не верил сам себе, что я вдруг стал неграмотным, что я забыл все буквы…

Я разучился владеть карандашом: верчу его туда и сюда и никак не могу начать писать…»

А) самонаблюдение;

Б) мышление;

В) память.




















Часть III

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать -18 баллов (по 6 баллов за каждое тестовое задание).

1. Какие слова являются переводом психологических терминов? Установите существующую связь.


Термины

Слова

1. Адаптация

А) отношение к субъекту условий, побуждающий и опосредующих его активность.

2. Мотивация

Б) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

3. Мышление

В) приспособление строения и функций организма к условиям среды.

4. Воля

Г) побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

5. Роль

Д) способность человека, проявляющаяся в саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов

6. Ситуация

Е) социальная функция личности








2. Отнесите следующие понятия к воображению или восприятию


1. ВООБРАЖЕНИЕ



А) Идентификация

Б) Схематизация

В) Эмпатия

2. ВОСПРИЯТИЕ



Г)Социально-психологическая рефлексия

Д) Стереотипизация

Е) Типизация

  1. Перед вами список психических процессов, подберите каждому из них определение из ниже приведенных понятий

1. Бессознательное

А) процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

2. Воображение

Б) совокупность психических процессов, обусловленных явлениями окружающей действительности, или внутренними побудительными причинами, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

3.Память

В) процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

4. Мышление

Г) психический процесс, выражающийся в создании идеальных реально несуществующих образов.

5 Ощущение

Д) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в мозгу человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

6. Восприятие

Е) психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира и внутренней среды организма, возникающий при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.

Часть VI

Психологический анализ отрывка из литературного произведения.

Перед Вами - короткий отрывок из литературного произведения Прочитайте его и дайте Ваши ответы на следующие вопросы:

а) охарактеризуйте психологическое содержание ситуации;

б) что послужило психологической причиной поведения героев;

в) что чувствуют и переживают герои в данной ситуации;

г) каковы мотивы героев, чем обусловлено их поведение;

д) чем завершается данная ситуация в литературном произведении и чем бы она могла
завершиться в современной жизни.

И.А. Гончаров. "Обыкновенная история".

Только что Петр Иваныч расположился бриться, как явился Александр Федорыч. Он было бросился на шею к дяде, но тот, пожимая мощной рукой его нежную юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя, как будто для того, чтобы наглядеться на него, а более, кажется, затем, чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием.

— Мать твоя правду пишет,— сказал он,— ты живой портрет покойного брата: я бы узнал тебя на улице. Но ты лучше его. Ну, я без церемонии буду продолжать бриться, а ты садись вот сюда — напротив, чтобы я мог видеть тебя, и давай беседовать.

За этим Петр Иваныч начал делать свое дело, как будто тут никого не было, и намыливал щеки, натягивая языком то ту, то другую. Александр был сконфужен этим приемом и не знал, как начать разговор. Он приписал холодность дяди тому, что не остановился прямо у него.

  • Ну, что твоя матушка? Здорова ли? Я думаю, постарела? — спросил дядя, делая разные гримасы перед зеркалом.

  • Маменька, слава богу, здорова, кланяется вам, и тетушка Марья Павловна тоже,— сказал робко Александр Федорыч.— Тетушка поручила мне обнять вас... — Он встал и подошел к дяде, чтоб поцеловать его в щеку, или в голову, или в плечо, или, наконец, во что удастся.

Тетушке твоей пора бы с летами быть умнее, а она, я вижу, все такая же дура, как была
двадцать лет тому назад...

Озадаченный Александр задом воротился на свое место.

  • Вы получили, дядюшка, письмо?.. — сказал он.

  • Да, получил.

— Василий Тихоныч Заезжалов,— начал Александр Федорыч,— убедительно просит вас справиться и похлопотать о его деле...

  • Да, он пишет ко мне... У вас еще не перевелись такие ослы? Александр не знал, что и подумать — так его сразили эти отзывы.

  • Извините, дядюшка,— начал он почти с трепетом.

  • Что?

Извините, что я не приехал прямо к вам, а остановился в конторе дилижансов... Я не
знал вашей квартиры...

В чем тут извиняться? Ты очень хорошо сделал. Матушка твоя, бог знает, что
выдумала. Как бы ты ко мне приехал, не знавши, можно ли у меня остановиться, или нет?
Квартира у меня, как видишь, холостая, для одного: зала, гостиная, столовая, кабинет, еще
рабочий кабинет, гардеробная да туалетная — лишней комнаты нет. Я бы стеснил тебя, а
ты меня... А я нашел для тебя здесь же в доме квартиру...

Ах, дядюшка! — сказал Александр.— Как мне благодарить вас за эту заботливость?
И он опять вскочил с места, с намерением словом и делом доказать свою

признательность.

Тише, тише, не трогай,— заговорил дядя,— бритвы преострые, того и гляди
обрежешься сам и меня обрежешь.

Александр увидел, что ему, несмотря на все усилия, не удастся в тот день ни разу обнять и прижать к груди обожаемого дядю, и отложил это намерение до другого раза.







































Ответы:


Часть III.


Задание 1

1

2

3

4

5

6

В

Г

Б

Д

Е

А


Задание 2


Воображение

Восприятие

Б,Е

А, В, Г,Д


Задание 3

1

2

3

4

5

6

Б

Г

А

В

Е

Д

Часть II


1

2

3

В

А

В


Часть I

1 А, 2Б, 3 Б, 4 А, 5 А, 6 А, 7 А, 8 А, 9 В, 10 В.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее