МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОДОМАШНЕННЫЕ ПТИЦЫ»
Методическое пособие.
Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Вязьма
Смоленская область
2019 год
ВВЕДЕНИЕ
Одомашнивание или иначе доместикация -- это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
История домашних птиц весьма солидна: около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры, ведущие свой род от банкивских и красных кур Южной и Юго-Восточной Азии, и гуси, потомки дикого серого гуся. 3-4 тыс. лет назад в Европе и Китае одновременно одомашнили уток, а в западной Африке - цесарок.
Приручением птиц занимались очень многие народы. Хорошо известно, что в древнем Египте ручные журавли жили в неволе (об этом свидетельствуют рисунки того времени). Впрочем, журавли и ныне иногда используются человеком у себя дома, хотя вряд ли это дает нам право называть журавлей одомашненными птицами. Они живут на птичьем дворе, наводя порядок среди уток и кур. Дело в том, что журавли - птицы стайные, у них хорошо развито стадное чувство; находясь среди домашних птиц, журавль ведет себя как вожак журавлиной стаи. Он не допускает, чтобы птицы разбредались далеко друг от друга. В случае опасности, например, заметив ястреба, журавль первым смело бросается на врага, и обычно ему удается прогнать хищника. Если куры гуляют за пределами птичника, то вечером журавль загоняет их домой.
Дело тут не в уме (в чем журавлю нельзя отказать), а в чувстве стайности. Когда приходит время возвращаться домой, журавль не делает это один, а обязательно вместе с птицами всей «стаи». Куры и другие «подопечные» птицы выучиваются понимать звуковые сигналы, которые подает журавль.
Попытки одомашнить тех или иных птиц предпринимались довольно часто, однако не всегда они были разумными. Стоит ли, например, одомашнивать гагу, ценнейшую птицу нашего севера, дающую драгоценный пух, ни с чем не сравнимый по своим теплоизолирующим свойствам. Ведь одомашнить - это значит взять на круглогодичное иждивение и кормить летом и, что особенно сложно, зимой. Но гага великолепно живет и без нашей заботы о ее прокормлении, запасы кормов в море очень велики, и гаги используют незначительную их часть. Нужно только не беспокоить гагу, и она становится доверчива, как домашняя птица, но не требует от человека ничего, кроме, может быть, охраны гнезд от хищников. А пользы от таких прирученных птиц ничуть не меньше, чем от домашних. Ведь у гаги ценен только пух, находящийся в гнезде, птица гнездится очень доступно для человека, и нужно только собрать пух в гнездах.
Мы используем птиц либо диких, либо домашних, но в наше время между теми и другими уже нельзя провести резкой грани. Многие дикие птицы в той или иной степени приручены и не только живут полностью на иждивении человека, но и размножаются в неволе, т. е. стали в какой-то мере одомашненными. Вполне одомашнены некоторые декоративные или певчие птицы: лебеди-шипуны украшали пруды еще в средние века, тогда же успешно разводили голубей, выводили множество новых пород почтовых или декоративных.
ИСТОРИЯ ОДОМАШНИВАНИЯ ПТИЦ.
Из нескольких тысяч видов диких птиц человек выбрал для одомашнивания всего несколько: из отряда куриных – кур, индеек, цесарок, павлинов и перепелов; из гусеобразных – гусей и уток; из голубиных – сизого голубя. Приручали в основном тех, на кого охотились, – причиной одомашнивания была потребность человека в мясной пище. Приручаемые виды должны были быть пластичны – чтобы суметь приспособиться к жизни в новых условиях и перейти на питание тем кормом, который мог предложить человек.
Курица (Gallus gallus domestica) – самая распространенная домашняя птица. Основным ее предком считается дикая банкивская курица (Gallus gallus, или G.bankiva), которую еще называют красной джунглевой курицей. Род Gallus содержит еще три вида (G.sonnerati, G.lafaeti, G.varius), но эти птицы по строению, характеру оперения и поведению дальше отстоят от домашних пород, чем банкивские.
Дикие банкивские куры распространены в Индии, Бирме, Малакке и на острове Суматра. Но их не часто можно увидеть, так как эти птицы очень пугливы. Банкивская курица населяет лесные массивы, заросшие кустарником и бамбуком. Птица эта оседлая и ведет наземный образ жизни, летает плохо. Питается семенами растений, зернами, фруктами, насекомыми и червями. Гнездится на земле, насиживают яйца только самки.
По размерам банкивские куры довольно сильно варьируют. Вес самцов колеблется от 900 до 1200 г, а самок – от 500 до 750 г. Окраска этих птиц тоже разнообразна – преобладают красные и золотистые тона в сочетании с черными полосами. В целом по своей окраске и некоторым другим признакам банкивские куры очень сходны с современными бурыми леггорнами.
Предполагается, что банкивские куры были приручены в Юго-Восточной Азии еще в неолите – в позднем каменном веке, когда наши предки начали возделывать землю.
Для решения вопроса о том, когда куры стали распространяться за пределы Юго-Восточной Азии, приходится обратиться к археологическим находкам костей и изображений кур.
Петух. (Барельеф из гробницы Тутанхамона) |
В гробнице Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.) на каменной плите был найден рисунок петуха. Примерно в это же время куры появились в Сирии, куда они попали из Месопотамии. На Ближний Восток куры проникли, по некоторым сведениям, немного раньше, чем в Египет. Древнее изображение петуха найдено на одном из вавилонских памятников. Однако нельзя сказать, что куры в то время имели большое хозяйственное значение, т.к. изображались в основном бойцовые петухи. Известно, что в 310 г. до н.э. принц Пенджабский (Северо-Западная Индия) расплатился с Александром Македонским серебряными монетами, на которых был изображен петух с большими шпорами. Однако, в Египте разведение кур было настолько развито, что их яйца инкубировали. Это было монополией жрецов храмов Осириса. Позднее инкубирование было забыто, а при феодализме оно считалось делом дьявола.
Петух – атрибут Меркурия (Гермеса) |
В народном эпосе стран Средней Азии (Бактрии, Согдианы, Маргианы, Хорезма) куры упоминаются в VI и III в. до н.э. Но тогда они еще не описываются как объект хозяйствования – речь идет о петухе как о божественном существе. В религии Заратустры и других верованиях петух играл важную роль – как защитник добра и противник дьявола, как символ Солнца, противодействующий разрушительным силам ветра. Утренний крик петуха символизировал не только начало дня, но и свет, доброе начало вообще.
Среди предметов, которые должны были сопровождать людей на тот свет, были и куры – в захоронениях найдены их скелеты.
В Западную Европу куры попали в VI в. до н.э. через Италию и греческие колонии (Массали, Марсель и др.). В Сицилии уже в V в. до н.э. были монеты с изображением кур.
Древнерусские амулеты в виде птиц (XI–XII в.)
Через греческие причерноморские колонии куры в V–IV вв. до н.э. попадали на территорию Древней Руси. С середины I тысячелетия до н.э. куры распространились по всей Европе – везде, где люди занимались земледелием.
Индийский, или хохлатый, павлин (Pavo cristatus) встречается в Индии (южная часть) и Бирме. Дикие павлины живут стаями по 30-40 особей в высокотравных зарослях, но появляются и на открытых местах. Летают тяжело, но бегают быстро. Самцы в брачном наряде необыкновенно красивы. Павлины легко приручаются. Домашние павлины имеют более светлую, чем дикие, окраску, вплоть до появления совершенно белых особей.
Павлин. (Рельеф на колонне. Северная Африка)
О том, что павлинов разводили еще в античном мире, свидетельствует Библия. С мореплавателями, возможно финикийцами или греками, еще в V в. до н.э. павлины попали в Грецию, где стали объектом культа. Павлинов считали священными животными, символами небесного свода благодаря ярким пятнам-«глазкам» на хвосте. Естественно, что эти птицы были доступны только очень богатым людям.
Римляне посвящали павлинов богине Юноне. Однако это не мешало им употреблять павлинов в пищу, хотя их мясо жесткое и совершенно невкусное. Но на столах знати важнее были павлиньи перья в качестве украшения, чем мясо в качестве блюда.
Из Рима через Альпы павлины попали в Западную Европу. При раскопках римско-гельветской колонии Виндонисса нашли глиняные лампы с нарисованными на них павлинами.
В Средние века индюки, чье мясо гораздо более вкусно, почти совсем вытеснили павлинов с птичьих дворов.
Цесарки (Numida meleagris) родом из Африки. Как куры, павлины и индейки, они принадлежат к отряду куриных, семейству фазановых. Дикие и домашние цесарки очень похожи. Тело у них грузное, плотное, оперение серое с белыми крапинками (как бы с «жемчугом»), хвост короткий, на голове красное кожистое образование – «шлем», по бокам головы свисают мясистые красно-белые сережки.
Обыкновенная цесарка |
Древние египтяне, вероятнее всего, не занимались доместикацией цесарок. В Грецию цесарки попали не раньше V в. до н.э. и были там известны скорее как культовые священные птицы. Ученик Аристотеля Клитос Милетус дал великолепное описание цесарки. Греки называли ее melanagris (черно-белая), затем это название было искажено до meleagris, и таким образом возникла связь с греческой мифологией. Стали говорить, что в цесарок были превращены сестры знаменитого героя Мелеагра, оплакивавшие смерть своего брата. Пятна на оперении этих птиц – следы слез.
В Рим цесарки скорее всего попали из Нумидии в III в. до н.э., во время пунических войн. Римляне знали, что цесарка происходит из Африки. Эти птицы были очень дорогими. Плиний писал, что они представляют собой последнюю добавку к меню римлянина. Также и другие римские писатели – Варрон, Гораций, Марциал – свидетельствовали о том, что в Риме цесарок разводили ради мяса, яиц и красивого оперения. При императоре Калигуле цесарки стали священными птицами.
Из Рима цесарки распространились по Европе. Хорошо знали цесарок в Западной Азии и в Византии.
В Средние века про эту птицу забыли. Однако в Африке, в частности в Гвинее, продолжали содержать домашних цесарок. В XVI в. португальские завоеватели африканского побережья снова «открыли» этих птиц. Отсюда и их английское название – Guinea fowl.
В Северной и Западной Европе обыкновенный перепел (Coturnix coturnix) стал большой редкостью. У нас же всего в 30–40 км от центра Москвы можно услышать характерное «пить-полоть». Перепела обитают в Южной Европе, в Западной Азии и Африке. И в этих местах их отлавливают самыми разными способами.
|
Особым успехом у птицеводов пользуется немой, или японский, перепел (Coturnix japonicus). Он обитает на нашем Дальнем Востоке, на северо-востоке Китая, японских островах. В Японии этих птиц содержат с XVI в.
Сейчас перепелов разводят в промышленных масштабах, у нас перепелиные яйца в последнее время появились на рынках и в магазинах.
Фазаны |
Название Phasianus происходит от слова «Фазис» – так в древности называли реку Риони. Название птице дали греки, познакомившиеся с фазанами в своей колонии на Кавказе. В Греции эта птица не считалась очень значимой в хозяйстве, зато ее почитали за красоту.
По Плинию (49–96 гг.), фазан появился в Италии позднее, чем павлин. Фазанов тогда держали в огороженных местах и заботились о том, чтобы они набирали вес. Фазаньи яйца тоже ели, но по качеству они считались ниже куриных.
Из Италии фазаны распространились по всей Римской империи. Хотя этих птиц часто разводили в неволе, по-настоящему домашними они не считались и не имели большого экономического значения. По существу, фазан оставался дичью для богатых людей. Только в наше время фазаны стали домашними или полудомашними птицами во многих частях Европы.
Сейчас индейки (Meleagris gallopavo) – довольно распространенные домашние птицы. В русском названии этих птиц закрепилось их североамериканское происхождение: предки домашних индеек происходят из умеренной зоны Северной Америки, когда-то населенной только индейцами.
Дикая индейка |
Видовое научное название индейки состоит из двух слов: gallus – курица и pavo – павлин. Когда индюк раскрывает хвост и изгибает шею, он становится немного похож павлина. Одомашнил индеек народ майя в Мексике. Когда европейцы открыли Америку, то в Мексике и Центральной Америке, не считая собак, индюк был единственным домашним животным.
В Европу индейки были завезены около 1530 г., а в 1571 г. на Нижнем Рейне их уже разводили в больших количествах. Есть упоминание, что в немецком городе Арнштадте в 1560 г. во время свадебного застолья было съедено 150 индюков. А в качестве рождественской птицы индюк появился на столах англичан впервые в 1585 г. Позднее эти птицы попали в Россию, Персию, Индию.
В настоящее время выведено несколько пород индеек. Есть, например, «бронзовая широкогрудая» – самцы этой породы достигают веса в 16 кг.
Дикие гуси легко приручаются, если взяты в птенцовом возрасте. В течение одного-двух поколений эти птицы привыкают к человеку и успешно размножаются в неволе. Удобно и то, что у гусей хороший аппетит, они много едят и их легко откормить, а заодно и отучить от длинных перелетов. Многие источники утверждают, что именно гуси являются первыми домашними птицами.
Доместикация гусей проходила многократно и в разных районах. Прародителями домашних гусей были, в основном, три вида. В Европе и в различных районах Азии, кроме восточных, был одомашнен серый гусь (Anser anser). У него серое узорчатое оперение и красный клюв. Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и на Дальнем Востоке был доместицирован обитающий там гусь-сухонос (Anser cygnoides). Это более крупный гусь с черным клювом. Современные домашние китайские гуси очень похожи на своего дикого прародителя.
Предполагается, что в Древнем Египте был приручен дикий нильский гусь (Chenalopex agypticus), однако его одомашненные потомки не сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь немного поменьше других прародителей домашних видов. У него красивое красно-коричневое оперение с желтыми оттенками.
В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тысяч лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок.
Гуси упоминаются в Одиссее – у Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как они жадно пожирают намоченное зерно.
В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения.
В Месопотамии гусей держали стаями, почитали как священных птиц, но и использовали в пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и других предметах. Интересна статуэтка из Ура, (3-е тысячелетие до н.э.) изображающая богиню Бан, сидящую на спинах двух гусей; а два других гуся служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные рельефы и цилиндрические печати, показывающие гусей в виде богини. До сих пор считалось, что в весах использовались изображения уток, но недавно выяснили, что на самом деле в древности это были изображения гусей. Такие весы в виде гусей сохранились в некоторых странах до настоящего времени.
Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме.
Вообще, римляне, несомненно, понимали толк в гусях. Они ели гусиное мясо и очень ценили гусиные яйца. Однако считалось, что сваренные вкрутую, они становятся несъедобными. Гусиная печень была большим деликатесом, и римляне знали, как ее увеличить, скармливая птицам смесь из муки, молока и меда. Пуховые перья использовались для диванных подушек и драпировок; гусей ощипывали дважды в год. Использование гусиных перьев для письма впервые упоминается неким Валесием в V веке н. э. Гусиный топленый жир использовался в медицине как средство против кожных заболеваний, внутрь его принимали против коликов. И еще жир использовали в качестве различных смазок.
В древнегерманской мифологии гусь также считался священным животным. Похоже, что гусей разводили в больших количествах как в Галлии, так и в Древней Германии. Во времена Плиния великолепных гусей импортировали из галлийской Бельгии и из Германии. На продажу в Италию через Альпы их гнали пешком – это считалось выгодным, так как подходящего транспорта для перевозки гусей, тем более через горы, не было. Можно себе представить, сколько жира птицы теряли в дороге!
В средние века и позднее домашние гуси были уже широко распространены по всей Евразии. Франкский король Карл Великий (742–814 гг.) издал указ, в котором его подданным вменялось в обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей. Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и приюты определенное количество откормленных птиц. В некоторых европейских странах, в основном германоязычных, сохранилось выражение «мартынов гусь».
В конце XIX и начале XX столетия, по мере развития интенсивного земледелия, осушались болота, уничтожались естественные луга, а с ними исчезали и пастбища для гусей. В Западной Европе гусеводство сильно пострадало. Но в восточноевропейских странах, особенно в России, гусей продолжали держать в значительных количествах.
А вот разводить гусей в России начали несколько позже, чем в других европейских странах. Наибольшего развития эта отрасль достигла у нас в период между XVII и XIX веками. Тогда страна экспортировала за границу много пуха, пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за границу производились тем же способом, что и в Древней Германии: гусей гнали пешком. Это считалось выгодным при больших расстояниях и отсутствии удобного сообщения. Живых птиц перегоняли для продажи из России в Германию и Австро-Венгрию. Но гусей перед такой дальней дорогой «подковывали».
Делалось это так: на ровном месте разливали растопленную жидкую смолу, а рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу после этого – по песку. Теперь гуси могли пройти десятки верст, не повредив лап.
В Северной Америке в XVIII и XIX веках разводили гусей, происходивших от европейских и азиатских пород. Прирученная здесь местная канадская казарка не получила широкого распространения.
ОДОМАШНИВАНИЕ КУР
Считается, что домашние куры произошли от диких банкивских кур (Gallus gallus), обитающих в Азии. Помимо банкивской, или красной джунглевой, курицы в род гребенчатых кур (Gallus) входят ещё три вида: серая джунглевая курица (Gallus sonnerati), цейлонская джунглевая курица (Gallus lafayettei) и зелёная джунглевая курица (Gallus varius). Дикие представители рода населяют территорию Индии, Индокитая, южного Китая, Индонезии и Филиппин.
Ранние свидетельства, на которые опирался в своих трудах и Чарлз Дарвин, указывали на одомашнивание курицы в районе Индии около 2000 лет до н. э. Более поздние исследователи, утверждали, что это могло произойти около 3200 лет до н. э. и даже ранее в другом регионе Азии. В настоящее время накоплено немало фактов, свидетельствующих о более древней истории одомашнивания кур -- 6000--8000 лет до н. э. в Юго-Восточной Азии и Китае.
Породы.
В мире существует множество пород кур, различных по виду, окраске, особенностям разведения и направлению использования. У различных пород яйца имеют разный цвет, например: белый, коричневый, зелёный, голубой, красный. В настоящее время в европейском стандарте по птицеводству числятся около 180 пород кур. Однако в целом на Земле их гораздо больше.
С хозяйственной точки зрения и по характеру основной продукции породы можно разделить на три главные группы:
~ на кур, отличающихся яйценоскостью (яичные породы),
~ на общепользовательных (мясо-яичные породы) и
~ на преимущественно мясных кур (мясные породы).
Породы этих направлений имеют конституциональные и экстерьерные особенности. Яичные куры - небольшого размера, быстро растут, рано созревают. Куры мясо-яичных пород крупнее, с хорошо развитыми мышцами, менее скороспелы. Кроме того, ранее отличали породы, замечательные своей выносливостью, способностью к насиживанию и с большим ростом и весом.
К давно известным яичным породам принадлежат:
~ Испанская (англ. Spanish)
~ Итальянская (нем. Italiener), или леггорн (англ. Leghorn)
~ Гамбургская (англ. Hamburg, или Hamburgh)
~ Красношапочная (Red Cap)
~ Андалузская (Andalusian)
~ Минорка (Minorca)
К моменту организации крупных птицеводческих хозяйств (1920-е -- 1930-е годы) породы птиц были классифицированы. Например, М. Ф. Иванов предложил классификацию основных пород птицы с учётом географического признака.
Большинство из прежних пород кур, кроме леггорна, утратили своё значение в условиях современного крупномасштабного производства яиц. В мелких частных хозяйствах эти и некоторые другие из ненасиживающих пород требуют большого пространства для прогулок и хороших отапливаемых зимой помещений. Многие из них несутся в году в течение 10 месяцев. Годовое количество положенных ими яиц достигает до 250 и более; основное количество снесённых яиц приходится на весну и лето.
В промышленном птицеводстве, включающем мясную промышленность и производство яиц, используются гибридные породы и кроссы кур. При этом основными задачами племенной работы с курами являются выведение специализированных яйценоских и мясных линий, испытание их на сочетаемость и скрещивание для получения гибридных несушек и бройлеров.
ОДОМАШНИВАНИЕ УТОК
Родоначальником домашних уток Старого Света являются кряковая утка (Anas platyrhyncha). Ее одомашнение происходило в разных местах и в разное время. В Греции уже в V в. до н.э. содержали так называемых пятнистых уток. Однако их держали под сетками, - что говорит о том, что они не были полностью одомашнены. Колумелла в Италии (I в. до н.э.) советовал собирать яйца диких уток и класть их под наседку-курицу, что также свидетельствует о продолжавшемся процессе одомашнивания. Этот же автор пишет о том, что в Риме устраивались специальные дворы для содержания уток.
В Китае уток одомашнили раньше. Там даже проводили своеобразную инкубацию - яйца закладывали в корзины с подогретой мякиной, которые ставили одна на другую в отапливаемых помещениях.
С тех времен было выведено много пород домашних уток. Они потеряли способность к полету, у них изменилось телосложение, увеличились вес и яйценоскость. Изменилась, разумеется, и окраска. У домашних пород усилена склонность к альбинизму и меланизму. Некоторые породы «получили» однообразный коричнево-серый наряд (хаки), хотя во всех породах, даже белых, время от времени наблюдается возврат к окраске дикой кряквы. Так называемые «царские утки» отличаются пышными хохлами из мягких перьев. Чисто белые, с серебристым отливом английские утки «Эйльсбери» известны вкусным мясом и мягкими перьями, которые используют для украшений. У пекинских уток массивное тело и прямая посадка, окраска белая с желтым оттенком.
Недавно выведены породы уток, отличающиеся особенной яйценоскостью - утки хаки. Среди них попадаются особи, дающие до 300 яиц в год.
В Америке, еще до открытия ее европейцами, были одомашнены мускусные утки (Cairina moschata), относящиеся совсем к другому роду. В диком виде эти утки обитают в Бразилии, Боливии и Парагвае. Их название связано со своеобразным запахом, исходящим от кожи этих птиц. У самцов мускусных уток черно-коричневая спина, темно-зеленые шея и голова. Крылья и хвост зеленые с металлическим блеском, в крыльях есть и белые перья. Глаза и клюв окружены выростами голой кожи красного цвета. Самки окрашены сходно, но менее ярко. В ходе одомашнивания появились птицы белой окраски. У мускусных уток вкусное мясо и ценный пух, а их вес достигает 5,5 кг. В Европе, однако, в больших количествах их не разводят.
ОДОМАШНИВАНИЕ ГОЛУБЕЙ
Дикий предок домашних голубей - сизый голубь (Columba livia). Возможно, одними из первых его одомашнили финикийцы в Северной Африке. Домашние голуби были известны еще в Древнем Египте. Они изображены на барельефах времен III-V династий (2500-3000 лет до н.э.). С финикийцами или другими мореплавателями голуби попали в Грецию и Рим. Издавна разводили голубей в Индии и Китае.
Легенда о том, что голуби «высидели» царицу Семирамиду на берегу Евфрата, указывает на возможность существования и вавилонского очага одомашнивания этих птиц. После смерти царица Семирамида превратилась в голубку. Судя по некоторым вавилонским сказаниям, голуби издревле почитались в странах Ближнего Востока. У евреев они были символом любви и нравственной чистоты. В христианском учении эта птица символизирует святой дух.
У древних греков голубь был посвящен Афродите, у римлян - Венере. В мидийских преданиях священной голубкой была богиня Иштар. Широко известна легенда, согласно которой бог войны Марс не стал воевать потому, что не захотел разорять гнездо, которое голубка свила в его боевом шлеме - поэтому голубь считался символом мира и дружбы.
У голубей очень развито стремление вернуться в свою голубятню (так называемый хоминг) они могут возвращаться даже с расстояния в 1000 км. Пользуясь этим, голубей использовали как почтальонов (привязывая послания к шее или ноге птицы) уже в Египте и Риме. В разное время голубей в значительном количестве разводили также на мясо.
ОДОМАШНИВАНИЕ ГУСЕЙ
Дикие гуси легко приручаются, если взяты в птенцовом возрасте. В течение одного-двух поколений эти птицы привыкают к человеку и успешно размножаются в неволе. Удобно и то, что у гусей хороший аппетит, они много едят и их легко откормить, а заодно и отучить от длинных перелетов. Многие источники утверждают, что именно гуси являются первыми домашними птицами.
Доместикация гусей проходила многократно и в разных районах. Прародителями домашних гусей были, в основном, три вида. В Европе и в различных районах Азии, кроме восточных, был одомашнен серый гусь (Anser anser). У него серое узорчатое оперение и красный клюв. Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и на Дальнем Востоке был доместицирован обитающий там гусь-сухонос (Anser cygnoides). Это более крупный гусь с черным клювом. Современные домашние китайские гуси очень похожи на своего дикого прародителя.
Предполагается, что в Древнем Египте был приручен дикий нильский гусь (Chenalopex agypticus), однако его одомашненные потомки не сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь немного поменьше других прародителей домашних видов. У него красивое красно-коричневое оперение с желтыми оттенками.
В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тысяч лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок.
Гуси упоминаются в Одиссее - у Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как они жадно пожирают намоченное зерно.
В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения.
В Месопотамии гусей держали стаями, почитали как священных птиц, но и использовали в пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и других предметах. Интересна статуэтка из Ура, (3-е тысячелетие до н.э.) изображающая богиню Бан, сидящую на спинах двух гусей; а два других гуся служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные рельефы и цилиндрические печати, показывающие гусей в виде богини. До сих пор считалось, что в весах использовались изображения уток, но недавно выяснили, что на самом деле в древности это были изображения гусей. Такие весы в виде гусей сохранились в некоторых странах до настоящего времени.
Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме.
Вообще, римляне несомненно понимали толк в гусях. Они ели гусиное мясо и очень ценили гусиные яйца. Однако считалось, что сваренные вкрутую, они становятся несъедобными. Гусиная печень была большим деликатесом, и римляне знали, как ее увеличить, скармливая птицам смесь из муки, молока и меда. Пуховые перья использовались для диванных подушек и драпировок; гусей ощипывали дважды в год. Использование гусиных перьев для письма впервые упоминается неким Валесием в V веке н. э. Гусиный топленый жир использовался в медицине как средство против кожных заболеваний, внутрь его принимали против коликов. И еще жир использовали в качестве различных смазок.
В древнегерманской мифологии гусь также считался священным животным. Похоже, что гусей разводили в больших количествах как в Галлии, так и в Древней Германии. Во времена Плиния великолепных гусей импортировали из галлийской Бельгии и из Германии. На продажу в Италию через Альпы их гнали пешком - это считалось выгодным, так как подходящего транспорта для перевозки гусей, тем более через горы, не было. Можно себе представить, сколько жира птицы теряли в дороге!
В средние века и позднее домашние гуси были уже широко распространены по всей Евразии. Франкский король Карл Великий (742-814 гг.) издал указ, в котором его подданным вменялось в обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей. Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и приюты определенное количество откормленных птиц. В некоторых европейских странах, в основном германоязычных, сохранилось выражение «мартынов гус».
В конце XIX и начале XX столетия, по мере развития интенсивного земледелия, осушались болота, уничтожались естественные луга, а с ними исчезали и пастбища для гусей. В Западной Европе гусеводство сильно пострадало. Но в восточноевропейских странах, особенно в России, гусей продолжали держать в значительных количествах.
А вот разводить гусей в России начали несколько позже, чем в других европейских странах. Наибольшего развития эта отрасль достигла у нас в период между XVII и XIX веками. Тогда страна экспортировала за границу много пуха, пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за границу производились тем же способом, что и в Древней Германии: гусей гнали пешком. Это считалось выгодным при больших расстояниях и отсутствии удобного сообщения. Живых птиц перегоняли для продажи из России в Германию и Австро-Венгрию. Но гусей перед такой дальней дорогой «подковывали». Делалось это так: на ровном месте разливали растопленную жидкую смолу, а рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу после этого - по песку. Теперь гуси могли пройти десятки верст, не повредив лап.
В Северной Америке в XVIII и XIX веках разводили гусей, происходивших от европейских и азиатских пород. Прирученная здесь местная канадская казарка не получила широкого распространения.
ОДОМАШНИВАНИЕ СТРАУСОВ
Страусов сегодня разводят как коров, овец и свиней - на фермах. Тем не менее, для большинства эти птицы остаются экзотикой. Наиболее распространены они в Восточной Африке.
Родиной страусов считается африканский континент, хотя некоторые ученые утверждают, что в Африку страусы попали из Азии.
В предледниковое время страусы обитали на юго-востоке Европы, в Северной Индии и Китае. Здесь найдены кости семи-восьми вымерших видов страусов. Африканские страусы сотни тысяч лет назад, а возможно, и позже жили на юге Украины и дальше на восток до Монголии. В Сирии и Аравии их истребили совсем недавно (по некоторым данным - даже в 1948 году!).
Так или иначе, но в жарких южных степях эти удивительные птицы устраивают свои гнезда и выводят птенцов самостоятельно, но так же хорошо они могут чувствовать себя и на страусиной ферме где-нибудь в Мурманской области.
Страусы неплохо одомашниваются, поэтому их уже довольно давно разводят на специальных фермах. По одним данным, первые загоны для полудомашних страусов появились на алжирской земле, по другим - сначала в Южной Африке в 1838 году, а потом уже в Алжире, Сицилии, во Флориде, на юге Франции, у Ниццы, позднее - даже в Австралии, где одичавшие страусы и сейчас будто бы еще живут местами.
Перед первой мировой войной в Южной Африке на фермах жило около 300 тысяч страусов. 370 тонн страусиных перьев экспортировала в 1910 году эта страна. Перья из птиц не выдергивали, а раз или два в году срезали близко к коже. Только двух-трехлетние и более пожилые страусы годились для такой операции - у молодых особей перья неценные.
Потом началась война, и всем было уже не до страусов. После войны излишки страусов стали ликвидировать - на птиц открыли свободную охоту. На автомобилях гонялись за ними и стреляли: с каждой такой "прогулки" привозили сотни страусиных шкур, шили из них дамские сумочки и прочие вещи. Мясо оставляли в степи, так что гиены, шакалы и грифы наедались вволю.
После некоторого упадка вновь возродились фермы страусов: 42 тысячи птиц пасется сейчас в Южной Африке в обширных загонах. Перья и даже страусиная кожа идут на разные поделки.
Конечно, перья - это не единственная ценность страусов. Говорят, страусятина на вкус - нечто среднее между мясом птицы и говядиной, а страусиные яйца вкусные, как куриные, при этом весят от полутора до двух килограммов каждое. В саванне на них много охотников - даже антилопы ориксы (копытами) и стервятники (употребив камень как молоток!), взломав скорлупу, едят страусиные яйца. У этих яиц есть еще ценное достоинство: не скоро портятся, в холодильнике можно хранить целый год.
Одно неудобство: разбить яйцо трудно. Скорлупа на нем толстая - миллиметр-два. И варятся долго: "вкрутую" - по два часа.
Впрочем, это нисколько не мешает поклонникам разведения страусов: сегодня даже в России немало страусиных ферм - от Краснодара до Мурманска прижились пернатые лошади.
Страус по праву завоевал титул "самого-самого". Во-первых, это самая высокая птица в мире, во-вторых, самая тяжелая и, в-третьих, самая быстроногая. Ростом страус выше лошади, а весит не менее девяносто килограммов.
Страус - чрезвычайно сильное животное, на нем легко можно ездить верхом! Взрослый самец везет человека без труда, и седла не требуется: ведь под всадником "перина". 50 километров в час страус бежит не напрягаясь (полчаса не сбавляя скорости и каждым шагом отмеривая по 4- 5 метров!). А высшая резвость - 70 километров в час. Африканцы утверждают, что быстроногую птицу невозможно догнать верхом на коне.
Сила страуса такова, что он легко противостоит довольно крупным хищникам, напоминая собой легендарных царственных пернатых хищников доисторических времен. В Ганноверском зоопарке был такой случай: страус на что-то рассердился, ударил ногой по решетке и согнул под прямым углом железный прут толщиной в сантиметр. Во Франкфурте, в зоопарке, страус тоже "погорячился": стукнул сторожа ногой, задел только пальцем, но швырнул человека на проволочную изгородь. В зоопарках удержать страусов могут только двухметровые сетки, если ниже - перепрыгнут.
Единственное в чем страус уступает остальным пернатым - он не умеет летать. Крылья у него короткие и слабые. Полеты этим птицам заменяют весенние танцы. Во время подобных игрищ они подгибают ноги и бьют головой по своим бокам-барабанам. Черное оперение колышется, как волны, а белые перья кажутся пышной пеной на черных волнах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Не надо думать, что все виды птиц приручались лишь в далекие от нас времена. Процесс одомашнивания происходил и в сравнительно близкое время, продолжается и теперь. Например, в Австралии обитает черный лебедь, которого приручают и разводят в парках.
Одомашниванием как черных лебедей, так и лебедя-шипуна занята в "Аскания-Нова" К. Кочурова.
В Крыму живет известный птицевод П. Г. Балтоусов, который занят одомашниванием дрофы, крупной степной птицы с очень вкусным мясом.
В зоопарках всего мира ведутся работы по размножению в неволе и постепенному одомашниванию фазанов, страусов эму, попугаев, новых видов гусей и уток, гагар и, наконец, многих певчих птиц.
Итак, мы видим, что в истории человеческого общества птицы играли большую и разностороннюю роль. Их использовали не только для получения мяса и яиц, но и для почтовой связи, для охоты, для производства одежды, украшений и спальных принадлежностей и как будильник, как исполнителей красивых мелодий. Мы иногда забываем, что перья птиц и перья авторучек, которыми мы пишем, не случайно носят одно и то же название. До изобретения стальных перьев писали гусиными.
Больше всего человека пленяли крылья птиц. Тысячи лет люди смотрели на летящих птиц, завидуя им. Сколько грустных песен сложено о недоступных крыльях, о свободных птицах, взлетающих в голубое небо. Сколько мечтаний о полете отражено в сказках, легендах.
В Греции был распространен миф об Икаре - юноше, сделавшем крылья из птичьих перьев и воска. Он взлетел на них, но упал и разбился о скалы.
Великий художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи тщательно изучал строение птичьих крыльев, пытаясь построить летающую машину. Его мечты сбылись лишь через 400 лет. Теория самолетостроения в значительной мере основывалась на изучении законов полета птиц, расчетах поверхности и движения их крыльев.
ИСТОЧНИКИ.
Газета "Биология" изд. дома "Первое сентября", № 02/2004
Бондаренко С.П. «Полная энциклопедия птицеводства. Содержание. Кормление. Уход и разведение птиц», издательство АСТ-Сталкер, 2002 г.
Бондаренко С.П. «Разведение и выращивание страусов», АСТ-Сталкер, 2005г.
https://bio.1sep.ru/article.php?ID=200400201
https://vunderkind.info/odomashnivanie-pticy-kak-eto-bylo
http://animalialib.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st006.shtml