6 класс.
Тема урока: ОДЕЖДА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ.
Цели: ознакомить учащихся с эксплуатационными, гигиеническими и эстетическими требованиями, которые предъявляются к одежде; познакомить с историей юбки в русском народном костюме; ознакомить учащихся с мерками, которые необходимы для построения чертежа юбки; научить правильно снимать мерки; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения.
Оборудование: плакаты, рисунки с изображением юбок, сантиметровая лента, журналы мод, линейка, карандаш.
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос. Вопросы для повторения:
Какие швы относятся к соединительным?
Какие швы относятся к краевым?
Для чего применяются соединительные швы?
Для чего применяются краевые швы?
III. Изучение нового материала.
Как вы думаете, когда появилась одежда?
Для чего она была необходима?
Какой для вас должна быть одежда?
Одежда - это совокупность предметов, которые облегают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
Конечно, прежде всего человек придумал одежду из чувства стыдливости, но и также из желания украсить себя.
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.
Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся:
повседневная одежда - для повседневного ношения;
торжественная одежда - для ношения в торжественных случаях;
домашняя одежда - для работы и отдыха в домашних условиях;
рабочая одежда - для работы в бытовых условиях (вид домашней одежды);
спортивная одежда - для занятий спортом;
6)национальная одежда - отражение национальной культуры и быта народа.
Производственная одежда - предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. К производственной одежде относятся:
специальная одежда - предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов;
санитарная одежда - одежда для защиты человека от загрязнений.
Комплект одежды - это одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Также одежда должна быть прочной и соответствовать размерам и форме тела человека.
К различной по назначению одежде предъявляют различные требования. К основным требованиям относят эстетические, гигиенические и эксплуатационные.
Эстетические требования к одежде
Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой и соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
Гигиенические требования к одежде
Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Гигиеничность одежды выражается в гигроскопичности, воздухопроницаемости, достаточных теплозащитных свойствах. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.
Эксплуатационные требования к одежде
В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Например, при движении человека одни участки одежды растягиваются, другие - сжимаются, и изделие носить уже нельзя. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани и качества.
Проектирование – это создание нового образца изделия, включающее исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовка эскиза модели, а также построение чертежей изделия и его деталей.
Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду.
Белье – это все то, что надевают прямо на тело (ночные сорочки, майки, трусы).
Легкое платье – это изделия, которые надевают поверх белья (блузки, платья, юбки, брюки, свитер).
Верхняя одежда – это все то, что надевают поверх легкого платья (пальто, плащи, куртки, шубы).
В заключение учитель делает вывод: любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было надевать. Поэтому при создании разных моделей одежды конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы ее деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку.
По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Сами названия говорят, что плечевые - это изделия, которые держатся на плечах: платья, блузки, жилеты, халаты и др.; поясные - на талии, там, где должен быть пояс. Это - юбка, юбка-брюки, шорты, брюки.
Одним из самых распространенных изделий поясной женской одежды является юбка.
Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жаке-том, она может служить частью пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.
Причудливая мода делала юбки то шире, то уже, со шлейфом и без него, на каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, чтобы модница могла проходить в узкие двери или садиться в карету.
К концу XIX века женская одежда была упрощена. В повседневном костюме женщины все больше места занимает ансамбль - блузка и юбка. Юбка становится самостоятельным поясным изделием.
Для того чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека, необходимо правильно снять мерки и построить чертеж выкройки. Вам понадобятся сантиметровая лента, шнурок для опоясывания фигуры на талии, карандаш, бумага.
Вопрос для повторения:
- Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
Ответы:
а) Мерки снимают по правой стороне.
б) Талию предварительно опоясывают шнурком.
в) Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.
г) При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
д) Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов записывают в наивысшем размере.
IV. Практическая работа № 7 «Снятие мерок для построения чертежа юбки».
В рабочей тетради чертится следующая таблица:
№ п/ п | Наименование мерки | Буквенное обозначение | Величина мерки | |
типовая фигура в см | на себя, см | |||
1 | Полуобхват талии | Ст | 33 | |
2 | Полуобхват бедер | Сб | 43 | |
3 | Длина спины до талии | Дтс | 35 | |
4 | Длина изделия | Ди | 50 | |
5 | Прибавки: к полуобхвату талии | Пт | 1,0 | |
6 | к полуобхвату бедер | Пб | 3,0 | |
Учащиеся снимают мерки (парами или группами по три человека): измеряемая, измеряющая, записывающая, поочередно меняя операции. (Работа может выполняться в виде игры «Ателье» - заказчик, закройщик, приемщик заказа.)
Прибавки на свободное облегание
Совершенно очевидно, что если размеры одежды будут в точности равны размерам тела человека, то он просто не сможет надеть ее.
Необходимо прибавлять определенную величину (прибавку) на свободное облегание к измерениям, что делает одежду удобной в носке и достаточно свободной.
V. Анализ и оценка урока.
Для оценки выполненной работы учитель проверяет правильность снятых мерок, выставляет оценки.
VI. Домашнее задание. § 10. В рабочей тетради выполнить конспект, рис. 29 (с. 45), проставить в кружках обозначение мерок; выучить обозначение и назначение мерок; принести – линейку карандаш