Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «Ермак» Зерноградского района
Доклад творческого объединения «Изобразительное искусство»
«Образовательное и воспитательное значение уроков изобразительного языка»
Подготовил: ПДО Рыбинцев
Максим Петрович
г. Зерноград
2023.
Общество все больше требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка.
Основной же целью школы XXI века, должно являться преодоление разрыва между человеком и культурой. В современной России катастрофически падает уровень культуры и нравственности большей части молодых людей. Тревожна тенденция, проявляющаяся в молодежной среде: они возводят цинизм в жизненную философию, безоговорочно принимая ценности, выработанные западным миром, и отталкивают свои. Россия дала миру понятие интеллигентности – это вершина нравственных поисков великого народа и это вершина нравственных поисков всего человечества.
Мы создали лучшую в мире классическую литературу, шедевры музыкального и изобразительного искусства. Ни один народ, пожалуй, не имеет такого наследия. Это увеличение человеческого в человечестве, но большинство современной молодежи это отталкивает. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером «на ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании ИЗО.
Цинизму, присущему молодежи, сопутствует отсутствие общественного идеала. Но без него нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема. И основной задачей учителя ИЗО, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.
Сегодня возникло слово ксенофобия – страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина и Достоевского. Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как все мы из одного гнезда. Обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.
Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. Особое внимание уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. Оптимизм учителей, уверенность в том, что беда одолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть.
Осуществление нравственного воспитания, т.е. изучение во время занятий следующих вопросов: гуманизм, толерантность, этические нормы поведения – является главным составляющим программы.
Вся деятельность подчинена прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории мирового искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества. Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами. Но для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой то степени готов оценить моральный образ мысли и действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание определенным образом прояснило нравственные чувства.
Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.
На уроках необходимо развивать качества человека, чтобы тонко чувствовать искусство, понимать его и пробовать самому создавать художественные произведения (предполагаются классные и домашние практические задания по изученным темам).
Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.
Во-вторых, необходимо творческое воображение.
В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.
Важная воспитательная задача – экология души. Экологическое воспитание идет в основном при изучении тем пейзажной живописи.
Одним из важнейших направлений стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки).
Список литературы
Аксенова М. Энциклопедия по искусству. М.: «Аванта +», 1998
Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья. М.: «Педагогика», 1990
Апресян Р. Постижение добра. М.: «Молодая гвардия», 1986
Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: «Просвещение», 2000
Воротников А.А. История искусства. Минск: «Литература», 1997
Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: «Союз», 1997
Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт-Петербург: «Азбука», 1983
Долгополов И. Мастера и шедевры. М.: «Изобразительное искусство», 1987
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: «АУТОПАН», 1993
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: «Вече», 2001
Карнеги Д. Как развить уверенность в себе. Екатеринбург: «Литур», 2001
Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: «Педагогика», 1991
Кузин В.С. Изобразительное искусство. М., «Дрофа», 1999.
Кулаченко С.И. Тысяча и одно правило хорошего тона. Минск: «Полымя», 1995
Леви В. Искусство быть собой. М.: «Знание», 1973
Люцис К. Малая детская энциклопедия. Искусство. М.: «Русское энциклопедическое товарищество», 2001
Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М.: «Просвещение», 1985
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: «Молодая гвардия», 1994
Сельченок К.В. Психология художественного творчества. Минск: «Харвест», 1999
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.: «Академия», 2002.
Энциклопедия современного учителя. Сост. Т.П. Зайцева. М.: «Астрель», 2000