МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПРИРОДА и ФАНТАЗИЯ»
(Программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год)
Автор: педагог дополнительного образования
Болдырева Оксана Викторовна
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………............4 стр.
II. Учебно-тематический план и содержание….…………..16 стр.
III. Перечень необходимого наглядного,
дидактического и раздаточного материалов……............24 стр.
IV. Литература…………………………………………...........28 стр.
V. Приложение………………………………………………..31 стр.
VI. Календарно-тематическое планирование ……………….52 стр.
I. Пояснительная записка.
Образовательная программа «Природа и фантазия», по художественно-эстетическому образованию и экологическому воспитанию составлена в соответ- ствии с современными требованиями и ориентирована на обучение детей 7-12 лет в течение 1 года.
Содержание, принцип построения программы и система преподавания способствуют формированию у детей эстетического отношения к миру, развитию их творческих способностей, воспитанию любви к природе средствами декоративно-прикладного творчества.
По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладевания воспитанниками определенной совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности – художественно-эстетической.
Актуальность. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Все эти условия привели к необходимости создания программы, реализация которой будет способствовать не только повышению экологической культуры детей, формированию новых экологических традиций, не забывая старые, но и духовному обогащению воспитанников.
В данной программе представлен опыт педагогической деятельности, направленной на укрепление связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Формирование характера духовного мира человека, невозможно без понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания.
Содержание программы предполагает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.
В процессе обучения по программе, благодаря приобщению к национальной памяти, традициям, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков, дети попадают в мир образов, пластических форм. Поделки из пластичных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Работая с пластичными материалами, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа предусматривает работу с детьми по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности и вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.
Цель: обеспечение художественного и эмоционально – образного восприятия окружающего мира природы, с помощью одного из направлений декоративно-прикладного творчества - работы с современными пластичными материалами.
Задачи:
расширение запаса знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, гармоничного эстетического цветовосприятия;
формирование навыков экологической культуры и экологически оправданного поведения.
развитие мелкой моторики рук и совершенствование творческих способностей;
развитие образного и логического, конструктивного мышления, воображения, художественного вкуса;
воспитание культуры труда и чувства взаимопомощи и коллективизма.
воспитание уважения к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Особенности и структура программы. Обоснование выбранных подходов.
Образовательно-воспитательный процесс обусловлен целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру. В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с элементами народного творчества, приобщая их к нравственным общечеловеческим ценностям, к родникам народной культуры существенно повышается воспитательный потенциал экологического воспитания и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей.
Развитие экологической культуры детей в данной программе осуществляется через включение в учебный материал народных сказок, пословиц и поговорок, загадок, легенд, ведь в них содержится колоссальный опыт наших предков, которые тысячелетиями наблюдали, сопоставляли, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».
Образовательная программа «Природа и фантазия» разработана, как модификация технологических приемов, изученных ранее педагогических идей в современном аспекте, программ:
Программа «Наполнить душу красотой»» под редакцией Л.И. Трепетуновой направлена на формирование у детей эстетического отношения к миру, развитию их творческих способностей, воспитанию любви к природе на материале занятий декоративно-прикладным творчеством. Для данной разработки использован принцип построения программы «Расширяющаяся спираль».
Программа О.Н. Маркеловой "Монотипия и флористика" имеет своей целью расширение кругозора детей, повышению общей культуры и экологического сознания.
Программа экологического образования и воспитания младших школьников "Такие незнакомые знакомые растения" Е.М. Елизаровой, в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Развивающая программа М.А. Леонтьевой «Мастерская изящных искусств» интересна системность занятий по лепке и аппликации как целенаправленное педагогическое руководство. Для данной программы использованы темы, занятия по которым направлены на развитие эстетического восприятия, образных представлений и воображения.
Программа по художественно-эстетическому воспитанию «Тестопластика» Е.И. Корнеевой ориентированна на решение коррекционных задач формирования представлений об окружающей действительности и их систематизации, развитие и совершенствование ручной моторики.
Данная программа, учитывая предыдущий опыт авторов-разработчиков, построена на единых подходах и принципах:
использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании. При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка ребенка найти нестандартное решение или множество решений одного задания;
рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
формирование у ребенка адекватной самооценки своей деятельности;
использование различных форм работы семьей: вечера совместного опыта, открытые занятия, посещения выставок, экскурсии, прогулки и др.
Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно, причем содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
В создании данной программы использовались методические рекомендации: Т.Ф. Панфиловой «Обучение детей работе с природными материалами» (методика и практика), М.И. Нагибиной «Природные дары для поделок и игры», «Чудеса для детей из ненужных вещей», В. С. Горичевой, М.И. Нагибиной «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Е.М. Ракитиной, В.И. Михайленко «Цветущее Чудо» (первые уроки дизайна), Н.В.Шаховой «Художественная аппликация», «Подарки к любому празднику», «Сувениры из кожи», Р.В. Зубкова «Увидеть красоту. Картины из цветов и листьев».
Основная идея программы – синтез различных пластических областей прикладного творчества (тестопластика, гипсопластика, ошибана, кожаная пластика, бумажная пластика, аппликация из различных материалов) на основе пронизывания их едиными темами, что даёт возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, своим монокурсом.
Технологии.
1. Технология личностно-ориентированного обучения.
Использование индивидуального и дифференцированного подхода. В процессе овладения детьми программным материалом учитывается темп усвоения специальных знаний, умений и навыков, и, в соответствии с этим, корректируется темп подачи материала.
Индивидуальный подход предполагает учёт психологических особенностей личности ребёнка. С помощью теста Е.А.Ничипорюк определяется уровень самооценки и, в соответствии с этим, строится система межличностного общения педагога с ребёнком. Одной из задач программы является творческое развитие личности ребёнка, что соответствует целям личностно-ориентированного образования. С помощью теста П.Торренса определяется уровень креативности детей на момент прихода в объединение и в конце учебного года – что позволяет отслеживать развитие творческих способностей.
2. Технология создания художественного образа.
Необходимым условием выразительности художественного творчества является эмоциональное состояние, которое необходимо создавать на занятии. Здесь как нельзя лучше может быть реализован интегрированный подход. Это и музыкальное сопровождение, и литературный ряд, состоящий из сказок, пословиц, загадок, мифов, легенд, стихотворений и рассказов о природе. Проведение праздников, конкурсов, викторин, посвящённых какому-либо явлению природы, пробуждает интерес, дополняется эстетическим впечатлением, в результате, появляется стремление запечатлеть и сохранить первозданную красоту природы.
Формы и методы.
Формы и методы выбраны в зависимости от возрастных особенностей детей, определяющих уровень образовательного, психического, физического развития ребёнка.
Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия, проходит в форме бесед, лекций, рассказов. Практическая часть включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
На теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Большая часть занятий по программе реализуется в форме практических занятий, включающих в себя творческие задания декоративно – прикладного направления. Начальные экологические знания являются неотъемлемой составляющей данной программы.
Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Тематика, содержание, сложность и трудоемкость заданий подбираются с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий построено на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его.
Основная форма проведения занятий – занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности детей. Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности – репродуктивную деятельность, то есть повторение за педагогом технологических действий. Третья часть занятия - это первые шаги в творчестве, ручная деятельность, в которой они сами становятся мастерами, художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.
Особое место в программе отводится занятиям, построенным на основе эстетических законов красоты, гармонии, радужного восприятия мира и природы. Учебный год начинается с урока красоты, который способствуют созданию эмоционального благоприятной атмосферы в коллективе, введению ребенка в мир прекрасного. Пониманию им красоты как эстетической категории, красоты и доброты как основы взаимоотношений между людьми. Первые занятия направлены на выявление индивидуальных особенностей, общего уровня эрудированности и культуры каждого воспитанника, на установление наиболее эффективного контакта педагога с ребенком, на формирование и сплочение детского коллектива; определения самооценки, экологической установки, мотивации.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. На занятиях формируется интерес ребят к процессу обучения и к самому себе, создавая ситуацию успеха, используя при этом следующие методы:
Словесные, наглядные, практические.
Познавательные игры.
Методы эмоционального стимулирования.
Творческие задания.
Выполнение индивидуальных и коллективных работ под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа.
Условия успешной реализации программы:
Воплощая основную идею программы – синтеза различных областей прикладного творчества из пластичных материалов и для освоения техники каждого из видов деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, плавности, ритмичности, развитие и совершенствование ручной моторики и зрительно-двигательной координации, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития младших школьников. Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций предложена работа с необычными материалами, пластичными и послушными, такими, как солёное тесто, гипс, кожа, природные материалы.
Направление работы – интеллектуально–творческое. Для этого очень важно создать на занятиях атмосферу доброжелательности, успешности, уникальности каждого ребёнка. На занятиях дети учатся общаться со сверстниками, учатся дружить, учатся общению с взрослыми
Несколько занятий в программе отводится подготовке к различным календарным и нетрадиционным праздникам. Как показала практика, эта работа очень востребована. Она не только способствует закреплению знаний и навыков, полученных на занятиях, но и открывает широкие возможности для фантазии, выдумки и творчества.
В течение года, после прохождения каждого монокурса и в конце учебного года проводятся итоговые занятия в форме выставок, вечеров, куда дети с удовольствием приглашают своих родителей, учителей, одноклассников, друзей. Итоговые занятия проводятся с целью выявления полученных знаний и умений, знакомства с достижениями детей. Анализ художественно-эстетической деятельности не является самоцелью, он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставления с которым позволяет более полно фиксировать продвижение или отставание каждого ребенка.
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения дети смогут приобрести определённый объём знаний и умений.
знать:
особенности сезонных изменений; понятия: явления и объекты природы, среда обитания; природное разнообразие родного края; правила поведения в природе и соблюдение их; правила построения художественной композиции; понятия: техника, технология, аппликация, пейзаж, роспись, миниатюра, декор, панно, рельеф, коллаж; технологию изготовления изделий в техниках: гипсопластика, тестопластика, кожаная пластика, флористика, аппликация из опилок.
уметь:
изготавливать кормушки для птиц; выполнять изделия в техниках: тестопластика, гипсопластика, кожаная пластика; окрашивать опилки; выполнять творческую аппликацию из опилок; создавать изделия из теста приготовленного по разным рецептам и в разных техниках; применять навыки декоративного оформления при изготовлении предметов быта; проявлять индивидуальное творчество в декоративной дизайн-деятельности; принимать участие в коллективных художественно-декоративных работах.
Определение результативности.
С целью проверки усвоения терминов, понятий, и в качестве психологической разгрузки проводятся игры; по окончании каждого монокурса для проверки теоретических знаний предлагаются специально составленные викторины, кроссворды и экологические игры, включающие в себя вопросы по основным разделам и темам программы; проводятся выставки детских работ. Основные требования к выполненной творческой работе: изготовления любого изделия должно быть выполнено экологически грамотно, и в тоже время радовать глаз своей эстетикой.
Формы контроля качества изготовления изделий: наблюдение; беседа, объяснения учащихся, рейтинг готового изделия, практический контроль.
Участие в творческих конкурсах различного уровня - изготовление изделий для различного (городского, областного, всероссийского, международного) уровня конкурсов и выставок, соответствующих высоким требованиям – является демонстрацией определённого уровня социальной адаптации детей объединения, по которому определяется успешность в развитии ребёнка. Ребята, посещающие детское объединение участвуют в мероприятиях, проводимых в школе и Детском эколого-биологическом центре. Это ставшие традиционными праздники: «Осенний бал», «Зимняя сказка», «А ну-ка, парни!», «Девушки, вперед!», «Мы помним о вас ветераны», «Цветочный карнавал».
Эффективность реализации программы оценивается также психологическими диагностиками. С помощью модификации тестирования Е.А. Ничипорюк проводится исследование уровня самооценки на начало и конец года, по результатам чего можно судить об эффективности системы общения педагога с обучающимися. Также в начале и в конце года проводится определение мотивации (и её изменения) прихода в объединение, определение доминирующей экологической установки (приложение).
Определение уровня креативности происходит с помощью теста П.Торренса. Диагностика проводится в начале и в конце года, что позволяет определить уровень развития творческих способностей за время обучения (приложение).
Состав детского коллектива.
Занятия рассчитаны на детей в возрасте 7-12 лет. В группы принимаются все поступающие, специального отбора не производится, так как для успешной реализации программы не требуется специальных знаний на начало обучения.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
II. Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Урок красоты | 2 | - | 2 |
3 | «Гипсовая сказка» | 30 | 6 | 24 |
4 | Во вкусе умной старины | 40 | 8 | 32 |
5 | Разноцветные опилки | 10 | 2 | 8 |
6 | Мир чудесных превращений | 36 | 6 | 30 |
7 | «Тайница тайн» | 22 | 6 | 16 |
8 | Монотипия | 16 | 2 | 14 |
9 | Вторая жизнь вещей | 12 | 2 | 10 |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого: | 172 | 32 | 140 |
III. Содержание программы.
1. Введение. «Праздник знакомства». (2 часа)
Знакомство с детским коллективом. Игры-знакомства «Откроем сердце другу». Цели, задачи, содержание курса. Правила культуры труда. Инструктаж по технике безопасности. Диагностическое тестирование.
Заполнение анкеты «Расскажи о себе». Проведение диагностик: определение самооценки, экологической установки, мотивации. (Приложение).
2. Урок красоты. (2 часа)
Красота окружающего мира в художественно-прикладной деятельности. Творчество известных художников и народных умельцев. Музыка красоты. Личность, образ, характер. Красота имени. Душа – это великая тайна. Полушутливые тесты «Кто ты?».
Знакомство с творчеством известных художников, народных умельцев. Просмотр компьютерных презентаций, видеороликов. Игры, конкурсы, тесты (Приложение).
3. «Гипсовая сказка».
30 часов (6+24)
Гипсопластика – один из распространенных видов современного декоративного творчества. Основные сведения о свойствах гипса. Технология изготовления изделий из гипса. Вспомогательные материалы.
Гипс в цвете. Волшебные краски природы. Техника росписи. Разновидности декоративной росписи по гипсу.
Музыка цветов. Легенды о цветах. Природные и сказочные мотивы в росписи гипсовой скульптуры.
Использование гипсовой массы для лепки декоративных элементов. Приемы стилизации в украшении предметов быта.
Практика.
Экскурсия «Прекрасное вокруг нас». Природное разнообразие родного края. Разнообразие цветов и оттенков в природе. Сбор природных материалов, не
причиняя вреда природе и соблюдая правила техники безопасности.
Выполнение упражнений: «Заливки формы гипсом», «Изображение цветочных мотивов на гипсе».
Изготовление расписных миниатюр с цветочными мотивами: «Цветик-семицветик», «Цветочные фантазии».
Изготовление и роспись гипсовой скульптуры: «Ангелочек», «Дружок», «Микки-маус».
Изготовление лепных цветов для оформления «Фантазийной тарелки».
Декорирование предметов быта (фоторамка, бутылки).
Изготовление декоративной композиции «Часы».
Творческий проект «Донские просторы» (выполнение коллажа).
Отгадывание кроссворда «Деревья»
Викторина «Знакомые лекарственные растения».
Выставка «В гостях у сказки».
Проведение экологических игр: «Сторож», «Заяц».
4. Во вкусе умной старины.
40 часов (8+32)
Лепка из соленого теста - старинный русский народный промысел. Рецепт соленого теста для рельефов и объёмных панно, фигурок и скульптур. Инструменты и приспособления. Сушка готовых изделий.
Дополнительные декоративные материалы.
Использование мелких орнаментных деталей для составлений композиций. Приемы и правила сборки композиций. Дополнительные элементы композиции. Технология росписи соленого теста. Средства выразительности.
Мукосольки – необычные игрушки из теста. Национальные традиции празднования Нового года.
Оформление дома декоративными изделиями. Плоские шаблонные изделия. Основные принципы натюрморта.
Техника процарапывания. Рельефные композиции.
Цветы России. Многообразие видов букетов.
Объемные лепные фигурки. Обереги. Комбинирование различных декоративных элементов и материалов.
Цветное тесто. Техника исполнения сложных лепных композиций.
Практика.
Экскурсия «Осенняя сказка» (Сбор природных материалов).
Выполнение упражнений: «Приготовление теста», «Изготовление мелких орнаментных деталей», «Сборка композиций».
Изготовление новогодних игрушек, медальонов, подарочных сувениров, подсвечников с рождественскими мотивами.
Изготовление плоской композиции: «Праздничный натюрморт».
Выполнение композиции в технике процарапывания «Чайный сервиз».
Творческий проект «Цветы России» (выполнение серии рельефных композиций).
Выполнение объемных панно по мотивам русских народных сказок: «Маша и медведь», «Морозко».
Изготовление объемных фигурок: символ года, «Домовенок», «Дама с собачкой» и оберега «Подковка».
Выполнение сложных композиций: настольных - «Декоративное дерево»,
подвесных – «Ангелочки», настенных - «Птица счастья»
Выставка «Наш рукотворный мир».
Игры «Поле чудес», «Знакомые деревья и кустарники».
5. Разноцветные опилки.
10 часов (2+8)
Опилки - удивительно интересный и податливый материал. Технология окраски опилок.
Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами.
Разнообразие техник апплицирования из опилок (контурное изображение, сплошное и смешанное изображение).
Палитра природы. Технические и художественные особенности выполнения сюжетной аппликации и пейзажа в опилках.
Приемы стилизации реальных форм.
Приемы декоративного оформления объемных предметов.
Практика.
Экскурсия «Зимние причуды».
Выполнение упражнений: «Окраска опилок разными способами», «Подготовка фона».
Выполнение контурной аппликации «Розовый букет».
Выполнение серии сюжетных аппликаций по мотивам русских народных сказок.
Выполнение пейзажа в смешанной технике «Донская осень».
Декорирование объемных предметов: настольной вазы, подсвечника, фоторамки.
Выставка «Разноцветный мир»
Отгадывание кроссворда «Растения – лекари».
6. Мир чудесных превращений.
36 часов (6+30)
Художественная обработка кожи – широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Инструменты и дополнительные материалы. Народные традиции и подсказки народным умельцам.
Способы декоративной и художественной обработки кожи.
Разнообразие техник изготовления изделий из кожи, предназначенных для украшения быта человека, оформления интерьера: аппликация, плетение, рисунок.
Приемы стилизации реальных форм.
Технология изготовления композиций с использованием жесткой основы.
Основы декора бижутерии и объемных изделий.
Практика.
Экскурсия в Областной Краеведческий музей «Приданье старины глубокой».
Выполнение упражнений: «Реставрирование и подготовка к работе старой кожи», «Декоративная обработка кожи – термообработка (метод жарения над сковородой или свечой)», «Изготовление миниатюрной композиции по шаблону».
Изготовление плоской предметной аппликации по схеме «В ночном городе».
Изготовление декоративной цветочной композиции «Букет маме».
Творческий проект «Влюбленные коты» (изготовление рельефной композиции).
Декорирование заколки и браслета восточными мотивами из кожи.
Изготовление коллажа «Подворье» в смешанной технике.
Изготовление декоративного панно с использованием плетения «Гирлянды».
Выставка «Рядом с прекрасным».
Викторина «Городские цветы».
Проведение экологических игр: «Муравей и муравейник», «Умная пчела».
7. «Тайница тайн».
22 часа (6+16)
Флористика – искусство составления плоских и объемных композиций из растений, цветов, семян и сухого природного материала - совсем ещё молодое направление прикладного творчества.
Почему человек любит цветы. Цветочное разнообразие.
Цветы в работах художников и прикладном творчестве. Разнообразие природного материала, экзотические растения.
Классификация и характеристика растительного материала. Способы заготовки и хранения природных материалов. Инструменты и правила пользования.
Техника конструирования из природных материалов.
Законы и правила составления художественной композиции в аранжировке из сухоцветов. Трансформация природных форм в декоративные.
Техника создания композиций настенных, настольных и подвесных композиций.
Основные приемы и последовательность изготовления и декорирования изделий. «Элегантные детали и запчасти» для фитодизайна.
Техника флористического коллажа.
Практика.
Экскурсия в музей Изобразительного искусства «Праздник цветов».
Просмотр видеоролика «Флористическое дефиле» и презентации «Поэзия цветов», обсуждение предлагаемых образцов, репродукций, фотографий.
Выполнение упражнений: «Экспериментирование путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения (веревка, мешковина)», «Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа», «Построение миниатюрной композиции и ее колоритное решение».
Выполнение серии фигурок сказочных животных «Гости из леса».
Изготовление серии оберегов из природных материалов.
Творческий проект «Волшебное превращение» (выполнение художественного коллажа из природных материалов.)
Выполнение декоративной настольной цветочной композиции.
Декорирование флористическими материалами предметов быта (рамки, бутылки, сосуды).
Игра «Счастливый случай» «Растения родного края».
Выставка «Цветочный вихрь».
8. Монотипия
16 часов (2+14)
Техника создания Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка.
Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Понятия-симметрия и ассиметрия, пятно, тон, вертикальная симметрия. Изображения в композиции. Средства выразительности (цвет, линия, ритм), чувство цвета, композиционные навыки, жанры изобразительного искусства. Особенности смешивания краски. Сочетание цвета. Изображение рисунка на всей площади листа бумаги; передача пропорций отдельных характерных деталей, подбор оттенков как средства передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, расположение изображения на листе бумаги, смешивание гуаши для получения новых цветов и оттенков, строить планы по всему листу.
Практика.
Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. Упражнения : средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Выполнение работ: «Волшебные цветы», « Бабочки», «Отражение в воде», «Вид на реку», « Волшебные листья », «Натюрморт»
Выставка « Удивительное с нами»
9. Вторая жизнь вещей
12 часов (2+10)
Вторая жизнь вещей – лозунг творческих людей, рукодельниц, дизайнеров, которые никогда не выкидывают их, а стараются их преобразовать. Одни предметы подходят для детских поделок, другими украшают интерьер, третьи несут практическую ценность.
Разнообразие материалов. Способы применения их в декоративном творчестве. Вторая жизнь ненужных вещей позволяет беречь природу.
Практика.
Просмотр видеоролика « Использование инсталляций в саду»
Способы покрытия и сочетания цветов.
Инсталляция «Весёлый зоопарк» - « Пингвин» , « Мышонок »
Выполнение коллективной работы из одноразовых пластиковых стаканов « Снеговик»
Изготовление коллективной работы из компактных дисков « Снеговик»
Разгадывание кроссворда « Мега мозг»
Выставка « Пластиковая сказка»
10. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов обучения в объединении. Обсуждение знаний, умений и навыков, приобретённых за время обучения в объединении.
Выставка работ «Мир нашими глазами»
Проведение диагностик на определение самооценки, мотивации, доминирующей экологической установки, определение уровня креативности.
IV. Перечень необходимого наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Наглядный материал
Иллюстрации с изображением: животных, растений, цветов,
грибов.
Красная книга Ростовской области (в электронном варианте).
Фотографии редких и исчезающих животных и растений
Ростовской области.
Карта Ростовской области.
Таблицы: «Символика цвета и цветов», «Цветовые эффекты»,
«Спектр цвета».
Видеофильмы о природных красотах края, о природном парке
«Донской», о заповеднике «Ростовский», о Ботаническом саде, о
Ростовском зоопарке.
Серии видеороликов: «Цветы России», «Флористическое
дефиле», «Легенды о цветах»,
Серии электронных презентаций: «Поэзия цветов»,
«Лекарственные растения».
Дидактический материал
Карточки-задания:
Растения (травы, деревья, кустарники, комнатные).
Схемы строения растений, животных, человека.
Технологические и инструкционные карты по темам.
Раздаточный материал (в расчёте на год обучения)
Альбом для рисования (15 шт.).
Карандаши цветные (2 пачки).
Карандаши простые (15 шт.) М, Т, ТМ.
Краски акварельные, гуашь (15 наборов).
Кисти № 2, 4, 6-8, 18-20, «белка», «колонок», «щетина».
Клей ПВА (15 шт.)
Ножницы канцелярские (15 шт.).
Картон (45 шт.).
Цветная бумага (15 наборов).
Мука (5 кг.).
Соль (2 кг.).
Гипс (5 кг.).
Кожа (1 м²).
Опилки (2 кг.).
Инструменты для сбора и засушивания природных материалов:
Газетная бумага или книги.
Гигроскопическая вата.
Нож для срезки растений.
Альбом для гербария, различные коробки.
Гербарная сетка.
Пресс.
Инструменты для работы:
Ножницы большие и маленькие.
Острый нож и резаки
Иголки.
Карандаши.
Стеклорез, лезвие.
Кисточки и тонкие палочки для клея.
Пинцет с острыми концами.
Выжигательный аппарат, утюг.
Линейки.
Угольники.
Клей ПВА.
Клей «Момент», «Дракон».
Фанера, плотный картон, тонкий ДВП.
Папиросная бумага или калька.
Материалы для фона:
Черная бумага или картон.
Бархатная бумага любых цветов.
Однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин).
Кожа, кожзаменители.
Доски для инкрустации.
Деревянный шпон и т. п.
Материалы для оформления картин:
Плотный ватман или тонкий картон для паспарту;
Плотная хлопчатобумажная ткань для паспарту;
Скотч для заклеивания задника картины;
Стекла толщиной 2-3 мм;
Рамы.
Природные материалы:
Засушенные цветы и листья, солома.
Шелуха лука, чеснока, их соцветия и стебли.
Листья початков кукурузы.
Береста, кора.
Листья и цветы комнатных растений.
Различные семена: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы и т.д..
Косточки от слив, вишен, абрикосов, персиков и т.д..
Грецкие, манчжурские орехи и их скорлупа и др..
Желуди.
Кожура апельсинов, мандаринов, грейпфрута, банана, и т.п.
Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Атлас бабочек.- М.,2003.
Андреева Т.А. «Экология в вопросах и ответах». Учебное пособие. М., 2007.
Атлас мира. Под ред. Николаева А.С. – М., 1985
Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. – М.: «ЭКСМО», 2005.
Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов. – М.: ЛАДА, 2007.
Беляева В.С., Василевская С.Д. «Изучаем природу родного края». М., 1971.
Бобров Р.В. «Беседы о лесе». М., 1979.
Брем А. Жизнь животных. – М., 2002.
Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок…: Пособие по аранжировке цветов. – Сантк-Петербугр: ЛЕНИЗДАТ, 1993.
Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:«Культура и традиции», 2002.
Доусвелл П. Неизвестное об известном. - М.1997
Домашний уют своими руками. Под ред. Маргарет Зеевальд. – М., 1996
Елизарова Е.М. «Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир». – Волгоград: Учитель, 2006.- 128с.
Жданов Ю.А. «Природа Донского края». Ростов-на-Дону, 1995
Журин С.И., Калинкина М.Ю. Развивающее обучение: основные элементы и методы работы в группах./Дополнительное образование. 4/2004
Зубков Р. Картины из цветов и листьев. М. «Культура и традиции», 2005 г.
Заикина Е.А. Игра в экологическом образовании младших школьников. /Дополнительное образование. 2/2004
Казакова О.В., Сбоева Н.А. «Поурочные разработки по курсу окружающий мир». М., 2004.
Кузин В.С., Ерёменко Е.О. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. /Начальная школа. – М. 2001
Кузин В.С. Психология. - М.1998
Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в контексте современной ситуации в образовании./Школьный досуг. 1/2003
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-96 с., цв.вкл.
Комарова т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-120 с.: цв.вкл.
Куколевская Г.И., Курапова И.И. «Рабочая тетрадь-хрестоматия по Экологии». Пособие для учеников вторых, третьих классов. М., 1997.
Кривошеева М.А. 1-я и 2-я части «Занимательный материал по экологии». Ростов-на-Дону, 2001.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: академия развития, 1998.
Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. М. «Олма-Пресс», 2001.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика. – М.: «Школьная Пресса», 2004.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: «Просвещение», 1985.
Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. - М.: АСТ, 2007.
Перевертень Г.И. Мозайка из круп и семян. - М.: АСТ, 2006.
Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. - М.: АСТ, 2004.
Румянцева Л. Флористические работы. Свердловск, ООО «Меридиан» 2005.
Сухова Н.П. 1000 способов как украсить дом цветами. М. «Олма-Пресс» 2001.
Трепетунова Л.И., Природный материал и фантазия. –Волгоград: Учитель, 2009.-255с.: ил..
Хессайон Д-р Д.Г. Всё об аранжировке цветов. – Москва:
"Кладезь- Букс", 2003.
Литература для обучающихся:
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных». Санкт-Петербург, 2001.
Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о домашних животных». Санкт-Петербург, 2002.
Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки. – М.: «ЭКСМО», 2005.
Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов. – М.: ЛАДА, 2007.
Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым./Роберт Ротенберг. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
Детская энциклопедия. Природа и мы/Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – М.: 2004-2005.
Епифановский Н.И. «Экскурсия в мир животных». М., 2005.
Зубков Р. Картины из цветов и листьев. М. «Культура и традиции», 2005 г.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: академия развития, 1998.
Онегов А.С. «Рассказы о природе. Приметы весны». М., Астрель, 2001.
Полежаева А.И., Колесникова З.Н., Архипов Г.Е. «Комнатное цветоводство». М., 2006.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: «Просвещение», 1985.
Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков. - М.: АСТ, 2007.
Перевертень Г.И. Мозайка из круп и семян. - М.: АСТ, 2006.
Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. - М.: АСТ, 2004.
VI. Приложение.
Содержание диагностических методик.
Исследование мотивации прихода в объединение.Тестирование проводится в начале и в конце года. Детям предлагается выбрать несколько вариантов ответов на вопросы
1) Почему ты ходишь в кружок? 2) Что тебе интересно в кружке?
- мне интересно то, чему там учат - занятия
- хочу больше знать - праздники
- занятия проводят увлекательно и интересно - экскурсии
- пообщаться с друзьями - конкурсы и викторины
- нравится учитель - мероприятия на каникулах.
- заставляют родители
- потому что бесплатно
Исследование уровня самооценки.
(модификация Е.А. Ничипорюк)
Тестирование проводится в начале и в конце года. Детям на листе предлагаются четыре лесенки по 10 ступенек в каждой, обозначенные соответственно: ум, здоровье, счастье, знание. Текст: ” На первой ступеньке стоят не очень умные дети, а на последней – самые умные. Куда бы ты себя поставил?” И так про каждую лестницу.
ум здоровье счастье знание
Диагностика для определения доминирующей экологической установки.
Автор: зав.кафедрой
экологической психологии
Московского института,
доктор психологических наук
Ясвин В.А.
Методика проводится в устной или письменной форме, возможно на заранее подготовленном бланке. Методика проводится с участием детей от 6-7 лет до среднего школьного возраста.
Диагностируемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит».
Количество выборов того или иного типа представляются в процентном
отношении от максимального, а затем им присваиваются следующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес, рассматривается как ведущий у данной личности, опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ.
1. К – природа воспринимается как объект красоты -
«Эстетическая» установка.
2. И – природа воспринимается как объект изучения -
«Когнитивная» установка.
3. О – природа воспринимается как объект охраны -
«Этическая» установка.
4. П – природа воспринимается как объект пользы -
«Прагматическая» установка.
Лес Поляна (К) Муравейник (И) Заповедник (О) Дрова (П) Песок | Лось Следы (И) Лесник (О) Трофей (П) Камни Рога (К) | Трава Поливать (О) Силос (П) Кора Роса (К) Стебель (И) |
Озеро Улов (П) Шерсть Острова (К) Моллюск (И) Очищать (О) | Медведь Паутина Хозяин (К) Малина (И) Редкий (О) Шкура (П) | Дерево Осень (К) Кольца (И) Вырастить (О) Мебель (П) Сено |
Болото Головастик (И) Заказник (О) Торф (П) Яблоки Туман (К) | Утка Запрет (О) Жаркое (П) Рассвет (К) Ветка Кольцевание (И) | Рыба Жабры (И) Серебристая (К) Нерестилище (О) Жарить (П) Перо |
Сад Берлога Цветущий (К) Опыление (И) Ухаживать (О) Урожай (П) | Бобр Ловкий (К) Резцы (И) Расселение (О) Шуба (П) Грибы | Природа Красота (К) Изучение (И) Охрана (О) Польза (П)
|
33