«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Творческая мастерская»

Образовательная программа кружка по декоративно- прикладному творчеству «Творческая мастерская» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет, при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей»









Образовательная программа

по декоративно-прикладному творчеству

«Творческая мастерская»

(возраст детей 7-8 лет)


















Педагог дополнительного образования:

Степанова Елена Александровна





Саранск 2023

«Истоки творческих способностей 
и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами: чем больше мастерства 
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.


Пояснительная записка


Направление деятельности: художественно-эстетическое

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.


Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.


Новизна программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Образовательная программа кружка по декоративно- прикладному творчеству «Творческая мастерская» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет, при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Срок реализации программы: 1год.

Состав группы постоянный.

Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).

Программа рассчитана на учащихся 1-х классов.

Форма занятий:

-по количеству детей – коллективная;

-по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс;

-по дидактической цели – водное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий.

Методы и принципы работы с детьми:

-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

-Самоопределение обучающихся в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

-Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.



Программа кружка «Творческая мастерская»:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с традиционными народными промыслами.

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Развивающие:

- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

- Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Общеобразовательные:

- Научить распознавать цвета и их оттенки.

- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

- Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению работы.

- Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.

- Обучать выполнению аппликации из лоскутков.

- Обучать художественному моделированию из бумаги.

- Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.



Планируемый результат


В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:

  • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

  • иметь представление об элементах дизайна;

  • получить знания о природе, ее кладовых.

  • уметь работать со скульптурным пластилином,

  • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,

  • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,

  • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,

  • научиться украшать свои изделия

У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить

  • мелкая моторика рук

У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,

  • аккуратность,

  • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

  • трудолюбие,

  • аккуратность,

  • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности

  • чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд.


Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.


Особенности возрастной группы учащихся 1 класса:

возраст детей и их психологические особен­ности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.



Формы контроля:

- Рейтинг готового изделия.

- Наблюдение.

- Беседа, объяснения учащихся.

- Практический контроль.

Условия реализации программы.

Для успешности проведения занятий используются СОТ (современные образовательные технологии): работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ, приёмы критического мышления. Обучение на основе «учебных ситуаций». Уровневая дифференциация. Проблемно-диалогическое обучение.

Технология развития критического мышления.

ИКТ – технология.

Здоровье-сберегающие технологии.


Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.

Для реализации успешной работы необходимо:

Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);

– работы воспитанников;

– демонстрационные работы и образцы;

– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).

Видео-, аудио материалы:

– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

– детские музыкальные произведения (песни);

Дидактические материалы:

– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;

– ребусы, загадки, шарады.



Рекомендации по проведению занятий.


Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи педагога.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.


Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

Формы подведения итогов: выставки, смотры, конкурсы, викторины, праздники, встречи.



Содержание занятий


Раздел 1. Введение в декоративно прикладное искусство.

Тема: Введение в декоративно прикладное искусство.

Теория: Вводное занятие, проведение инструктажей, знакомство с программой «Творческая мастерская».

Раздел 2. Поделки из ненужных вещей.

Тема: Цыплёнок в скорлупе.

Теория: Цыплёнок в скорлупе. Подготовка рабочего места – выбор ниток, отделки.

Практика: Изготовление. Наматывание помпона. Обработка готового помпона. Окончательная отделка.

Тема: Домовёнок.

Теория: Домовёнок вершок. Подготовка рабочего места – выбор эскиза, выбор отделки.

Практика: Изготовление. Покраска бабинки. Приклеивание бороды, усов, волос. Отделка изделия.

Тема: Дед Мороз и Снегурочка.

Теория: Дед Мороз и Снегурочка. Подготовка рабочего места – выбор эскиза, выбор отделки.

Практика: Изготовление. Обтягивание основы тканью. Приклеивание волос, бороды. Окончательная отделка.

Раздел 3. Мозаика из скорлупы.

Тема: Фоторамка.

Теория: Фоторамка. Подготовка рабочего места, выбор рисунка, красок, салфеток.

Практика: Изготовление. Приклеивание скорлупы к основе. Приклеивание салфетки. Окончательная отделка.

Тема: Панно «Осень».

Теория: Панно «Осень». Подготовка рабочего места: выбор рисунка, отделки.

Практика: Изготовление. Приклеивание скорлупы к основе. Окончательная отделка.

Тема: Подарок маме «С 8 Марта».

Теория: Подарок маме «С 8 Марта». Подготовка рабочего места: выбор рисунка, отделки.

Практика: Изготовление. Приклеивание скорлупы к основе. Окончательная отделка.

Раздел 4. Бумагопластика.

Тема: Изготовление открыток к празднику.

Теория: Изготовление открыток к празднику. Подготовка рабочего места. Выбор рисунка. Выбор отделки.

Практика: Изготовление. Нанесение рисунка на бумагу. Приклеивание декоративных элементов. Окончательная отделка.

Тема: Изготовление открыток с объёмными элементами.

Теория: Изготовление открыток с объёмными элементами. Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление. Нанесение рисунка на бумагу. Приклеивание декоративных элементов. Окончательная отделка.

Тема: Изготовление открыток с использованием декупажа.

Теория: Изготовление открыток с использованием декупажа. Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление. Нанесение рисунка на бумагу. Приклеивание декоративных элементов. Окончательная отделка.

Раздел 5. Торцевание.

Тема: Кактус.

Теория: Кактус. Подготовка рабочего места. Подбор бумаги гофрированной по цвету.

Практика: Изготовление, подготовка заготовок. Изготовление основы из пластилина. Изготовление изделия. Окончательная отделка.

Тема: Цветы

Теория: Цветы. Подготовка рабочего места. Выбор рисунка-эскиза. Подбор бумаги по цвету.

Практика: Изготовление, нанесение рисунка на основу. Нанесение пластилина. Изготовление изделия. Окончательная отделка.

Раздел 6. Киллинг.

Тема: Изготовление основных элементов.

Теория: Изготовление основных элементов. Подготовка рабочего места. Изучение основных элементов.

Практика: Изготовление основных элементов.

Тема: «Сердце».

Теория: «Сердце». Подготовка рабочего места. Изучение основных элементов.

Практика: Изготовление основных элементов. Составление рисунка. Окончательная отделка.

Раздел 7. Оригами.

Тема: «Друзья»

Теория: «Друзья». Подготовка рабочего места.

Практика:  Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: «Клоун»

Теория: «Клоун». Подготовка рабочего места.

Практика: Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: «Пингвин».

Теория: «Пингвин». Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление модулей. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Раздел 8. Игрушки из бросового материала.

Тема: Гусеница.

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление шариков из шерсти способом мокрое валяние. Сушка. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: Снеговик.

Теория:  Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление шариков из шерсти способом мокрое валяние. Сушка. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: Смайлики.

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление шариков из шерсти способом мокрое валяние. Сушка. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Раздел 9. Поделки из ткани.

Тема: Ангелочек.

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление куколки по этапам. Утяжка. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: Кукла «На удачу»

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление куколки по этапам. Утяжка. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Тема: Весёлый цветок

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление куколки по этапам. Сборка изделия. Окончательная отделка.

Раздел 10. Художественная обработка древесины.

Тема: Декупаж деревянной рамки.

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор салфеток, рамки.

Тема: Кулон.

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор салфеток, среза. Приклеивание салфетки, доработка композиции. Окончательная отделка.

Тема: Панно «Домовёнок».

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор салфеток, рамки. Приклеивание салфетки, доработка композиции, покрытие лаком. Сушка. Окончательная отделка.

Раздел 11. Ниткография.

Тема: Панно «Символ года».

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор ниток, рамки. Приклеивание ниток. Сушка. Окончательная отделка.

Тема: Панно «Цветы».

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор ниток, рамки. Приклеивание ниток. Сушка. Окончательная отделка.

Тема: Панно «Цветы» (к 8 Марта).

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Подбор ниток, рамки. Приклеивание ниток.

Раздел 12. Плетение из газет.

Тема: Корзиночка.

Теория: Подготовка рабочего места, выбор эскиза.

Практика: Изготовление трубочек из газет. Сборка изделия. Покраска. Окончательная отделка.

Тема: Коврик.

Теория: Подготовка рабочего места, выбор эскиза.

Практика: Изготовление трубочек из газет. Сборка изделия.

Тема: Короб с крышкой.

Теория: Подготовка рабочего места, выбор эскиза.

Практика: Изготовление трубочек из газет. Сборка изделия.

Раздел 13. Цветы из гофрированной бумаги.

Тема: «Мак»

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление цветка по схеме. Сборка. Окончательная отделка.

Тема: «Роза»

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление цветка по схеме. Сборка. Окончательная отделка.

Тема: «Ромашка»

Теория: Подготовка рабочего места.

Практика: Изготовление цветка по схеме. Сборка. Окончательная отделка.



















Учебно-тематический план.

 

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство.

1

Вводное занятие.

Экскурсия.


 2


1

 2


Раздел 2. Поделки из ненужных вещей.

1

Изготовление цыпленка в скорлупе (помпон, пенопластовая ячейка из под куриных яиц).

 

2

 

1

 

1

2

Домовёнок «Вершок» (изготавливается из пустых бабинок швейных ниток).

 

2

 

1

 

1

3

Дед Мороз и Снегурочка (изготавливается из пластиковых ложек и ткани).

 

2

 

1

 

1

Раздел 3. Мозаика из скорлупы.

1

Фоторамка (яичная скорлупа, салфетки бумажные для декупажа, рамка, клей ПВА).

 

2

 

1

 

1

2

Панно «Осень»

(картон для основы, цветная яичная скорлупа, клей ПВА, лак для покрытия).

 

2

 

1

 

1

3

Подарок маме «С 8 Марта»

(картон для основы, цветная яичная скорлупа, клей ПВА, лак для покрытия).

 

2

 

1

 

1

Раздел 4. Бумагопластика.

1

Изготовление открыток к празднику.

2

1

1

2

Изготовление открыток с объёмными элементами.

 

2

 

1

 

1

3

Изготовление открыток с использованием декупажа.

 

2

 

1

 

1

Раздел 5. Торцевание.

1

«Кактус».

(торцевание, гофрированная бумага, пластилин, зубочистки).

 

2

 

1

 

1

2

«Цветы»

( торцевание, гофрированная бумага, пластилин, зубочистки).

 

2

 

1

 

1

3

«Сердце» - ко дню Святого Валентина.

( гофрированная бумага, пластилин, зубочистки).

 

2

 

1

 

1

Раздел 6. Квиллинг.

1

Изготовление основных элементов.

Смотри приложение.

 

2

 

1

 

1

2

«Снежинка»

(бумага, клей ПВА).

 

2

 

1

 

1

3

Панно «Цветы»

(цветная бумага, клей ПВА, картон для основы, эскиз).

 

2

 

1

 

1

Раздел 7.Оригами

1

«Друзья» – см. приложение.

(цветная бумага).

2

1

1

2

«Клоун» 

(цветная бумага).

2

1

1

3

«Пингвин» 

(цветная бумага).

2

1

1

Раздел 8. Игрушки из бросового материала.

1


«Клоун-полочка» (поделка из спичечных коробков).


2

1

1

2

«Гусеница» (поделка из шерсти)

2

1

1

Раздел 9.Поделки из ткани.

1

Куколка «Ангелочек»  (капрон, синтепон, хб. ткань, готовые глазки…)

 

2

 

1

 

1

2

Кукла-попик «На удачу» – см. приложение. (капрон, синтепон, хб. ткань, готовые глазки…)

 

2

 

1

 

1

3

«Весёлый цветок» – см. приложение.

 (капрон, синтепон, хб. ткань, готовые глазки, искусственный цветок плоский или гофрированная ткань и ножка…)

 

2

 

1

 

1

Раздел 10. Тестопластика.

1

Цирк

(рамка, соленое тесто)

 

2

 

1

 

1

2

Подводный мир (рамка, соленое тесто)

2

1

1

3

Панно «Домовёнок» – (полуобъёмный, мешковина, готовые глаза….).

 

2

 

1

 

1

Раздел 11. Ниткография.

1

Панно «Символ года» – см. приложение.

2

1

1

2

Панно «Цветы» 

2

1

1

3

Панно «Цветы»

2

1

1

Раздел 12. Плетение из газет.

1

Корзиночка – малая.

см. приложение.

1


1

2

Коврик- см. приложение.

2

1

1

3

Короб с крышкой. (маленький)

2

1

1

Раздел 13. Цветы из гофрированной бумаги.

1

«Мак» 

2

1

1

2

«Роза»

2

1

1

3

«Ромашка» 

2

1

1

 Итоговое занятие

1

1


 

 Итого

 

 

 

 

 72 часа

 

 

Оценка результатов работы


Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.


 

Методическое обеспечение

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей детей, возрастных и психофизиологических способностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий.

Типы занятий:

-       сообщения новых знаний, комбинированные;

-       закрепления, обобщающего повторения;

-       беседы, самостоятельной работы;

-       применения, коррекции и контроля знаний, умений и навыков.

Виды занятий:

-       работа с литературой;

-       практическая работа;

-       выставка;

-       праздник;

-       игра-экскурсовод;

-       викторина;

-       чаепитие;

-       чествование именинников;

-       творческий отчет;

-       День ученика;

-       День добрых сюрпризов;

-       встречи с интересными людьми;

-       «Вместе с мамой»;

-       «бабушкины посиделки»

Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

-     обсуждение сообщений;

-     чтение (литературные, исторические, научные);

-     викторины;

-     смотр знаний и умений;

-     познавательные игры.

 

Формы массовой работы:

-     выставки (рекламные, учебные, тематические, итоговые, конкурсные);

-     смотры, конкурсы;

В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются разнообразные методы организации занятий в объединении «Умелые руки»:

-     репродуктивный;

-     словесные методы обучения;

-     работа с книгой;

-     методы практической работы;

-     метод наблюдения;

-     метод игры;

-     наглядный метод обучения;

-     использование на занятиях: средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.

Метод обучения:

-     на этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.

-     на этапе закрепления изученного материала используются беседа, дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая игра.

-     на этапе повторение изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками)

-     на этапе проверки полученных знаний – выполнение контрольных заданий, выставка.

При организации учебно-воспитательного процесса используются методы дифференцированного и интегрированного обучения.

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и детей, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.

Как основу используем классификацию Ю.К. Бабанского, выделившего три группы методов по их месту в процессе воспитания:

-       методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;

-       методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

-       методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).


Техническое оснащение занятий

Техническое оснащение занятий включает в себя:

      - Учебный кабинет;

 -  Рабочие столы, стулья;

-Магнитофон, диски.

-Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.

-Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

-Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол.

-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

-Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные -Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.

-Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.

-Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.

-Клей ПВА и «Момент».

-Ножницы, кисточки, карандаши


     Создание и накопление методического материала позволит результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес обучающегося, опыт руководителя, качество сырья, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.



 

Список источников 

 

1.     Белибихина Н.А., Королева Л,А. Организация дополнительного образования в школе. Планирование, программы, разработки занятий. – Волгоград, 2008

2.     Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.,2004

3.     Демакова И.К. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – Санкт-Петербург, 2007

4.     Ильина Т.В. Мониторинг  образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2000

5.     Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- М., 2007

6.     Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений. слушателей ИПК./ Под общей редакцией С.В. Кульневича. – Ростов-н/Д., 2005

7.     Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования /Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.,2006

8.     Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ., 2008 – 164с., ил.

9.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.

10.Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ., 2005, – 256с., ил.

11. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

12. Евсеев Г.А. Бумажный мир.- М.: АРТ., 2006. – 107с. ил.

13. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006.- 198с., ил.

14.ТарабаринаТ.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. -  224 с., ил.

15.Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.

16. Черныш И. Удивительная бумага . – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

17.  Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104с.

18. Соколова С.В. Оригами для школьников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: Детство – ПРЕСС, – 2005. – 64с.

19.ЭМ, А. Оригами – Минск: Харвест, 2010. – 256с.

20. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 160с.

21. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль. Академия Холдинг. 2003


 

Интернет- ресурсы

1. http://videouroki.net [Портал «Видео уроки в сети Интернет»];

2. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

4. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

5. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

6. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

9. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества) 

 

 

Приложение 

 

 

Бумагопластика. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой, обучающиеся познакомятся со следующими техниками:

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Модульное оригами.  Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распадаться.

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый»  и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта  многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.

Скульптурно-текстильная техника. Создание куклы интереснейший и увлекательный процесс, который содержит в себе огромный простор для фантазии автора. Причем каждый желающий может сделать куклу, для этого лишь следует иметь желание, необходимые материалы и, конечно же, информацию о технологии. При создании куклы могут применяться самые разнообразные приемы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров.

Поделки из ненужных вещей. Используя ненужные вещи, бросовый материал, можно изготовить различные поделки, которыми можно украсить свой быт, школу, художественно оформить интерьер.  Занятие ручным трудом развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.             Особенностью является её малозатратная деятельность, что не маловажно в наше время,   и то, что она предлагает индивидуальную работу с детьми.

Художественная обработка дерева  включает в себя роспись по дереву.

Ниткография. В Нигерии это искусство считают своим национальным, зародившимся где-то около 100 лет назад, и по Африке его не очень-то распространяют. Передают скорее своим детям или немногочисленным ученикам. Вообще, таких работ очень мало, стоят они дорого. Но у людей в домах (богатых, конечно), в офисах больших компаний такие картины встретить можно. Обычно картины очень большого размера, метр на полтора, а то и больше.

Мозаика из скорлупы. Техника мозаики предусматривает составление рисунка из маленьких частей, наклеенных на какую-либо основу. Мозаика из яичной скорлупы хороша тем, что она не требует особых затрат, яичная скорлупа найдется в каждом доме.

Плетение из газет. История плетеных вещей известна с давних времен, а технологий плетения множество. Часто плетение из бумаги так и называют – плетение из газетной (или журнальной) лозы.Плетение из трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки. Самый распространённый метод плетения корзинок из газетных трубочек очень похож на плетение корзин из лозы. Для начала нужно приготовить материал для работы, для этого подойдут старые газеты, размер листа должен соответствовать половине странички.

Цветы из гофрированной бумаги. В преддверии любого праздника можно удивить близкого человека созданием красивых цветов из гофрированной бумаги. Такие искусственные цветы практически ничем не отличаются от натуральных, разве что отсутствует запах. Простота создания и долговечность цветов из гофрированной бумаги открывают перед каждым человеком широчайшие возможности для творческих экспериментов.

 

 

 


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее