Управление общего и профессионального образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС»
г. Чайковский, Пермский край, ул. Приморский бульвар 25-А
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ЦДЮТТ «ЮТЕКС»
___________ А.И. Мальцев
Протокол ЭМС № 1
«10» сентября 2012 г.
Внесены изменения
№ 1 протокола ЭМС
« 1 » ноября 2014 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Юное поколение»
Программа рассчитана на детей: 12 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Русакова Н.П.
Заместитель директора по О и МР
Чайковский, 2016 г.
Паспорт программы:
Наименование программы: «Юное поколение ».
Объединение «Молодой вожатый»
Направление деятельности: социально – педагогическое.
Уровень освоения программы: общекультурный
Образовательная область: творчество
Форма организации образовательного процесса: групповая
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 12 – 18 лет
Срок реализации: 1год
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная
Уровень результативности образовательного процесса:
информационно – досуговая, практика в лагере «Огонёк»
Способ освоения содержания образования: репродуктивно-эвристический
Введение.
«…Летний отдых – это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, вожатые, тренеры, психологи, вожатые – были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а непросто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, вожатские отряды, на студентов педагогических университетов…» (из выступления бывшего президента РФ Д.А. Медведева на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010г.)
Педагогам и иным специалистам, реализующим педагогические программы воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, отведена особая роль.
К сожалению, в нашем городе нет Педагогического Вуза, филиал УдГу не может дать кадры для работы в загородном лагере, так как его студенты – заочники, и у них уже есть своё основное место работы. Студенты педагогического колледжа в основном молодёжь из сёл. Поэтому они уезжают из города на время летней практики. Институт физической культуры также не может обеспечить кадрами загородный лагерь, так как у них есть своя основная база для работы студентов летом.
Загородный детский лагерь «Огонёк» столкнулся в 2012 г. с основополагающей проблемой – набором педагогического состава на летний период. Бывший костяк – в основном люди старше 35 лет, молодёжь, работавшая ранее – устроилась на основное место работы. Объявления в «Центре занятости» и СМИ также не дали положительных результатов. А дети, приезжающие из лагеря с восторгом рассказывают о своих вожатых, которые за 21 день смены становятся родными. Многие из детей, которые приезжали в лагерь с 7 лет и ставшие уже 15-тилетними подростками испытывают горечь от того, что не могут долгое время приехать в лагерь ни ребёнком, ни вожатым, а им бы очень хотелось.
В связи с вышеперечисленным встал вопрос о создании на базе Центра «ЮТЕКС» объединения «Молодой вожатый».
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед образовательным учреждением является создание культурной среды, культурного пространства. Именно данное пространство поможет воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством и способного творчески обогащать его.
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности программы. Для современного общества характерно быстрое изменение внешних и внутренних параметров. Данная ситуация порождает специфический круг разных проблем в том числе и социальной сферы: - организация временной и постоянной занятости молодёжи; - трудовое и нравственное воспитание; - профилактика негативных явлений в молодёжной среде; - приобретение профессиональных навыков;
Ранний подростковый период – 13, подростковый период 14 – 16 лет и переход в юношество – 17 лет – время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. В условиях современных экономических условий нашего города подросток не может найти себе достойную занятость на время летних каникул. Включаясь в работу объединения, при условии прохождения профильной педагогической подготовки, участники объединения получат возможность: - получить дополнительную профессиональную квалификацию; - приобрести педагогические и психологические знания, умения и навыки; - повысить свою управленческую компетентность; - обрести опыт коллективной деятельности, получить возможность практики общения с детьми; - провести с пользой летние каникулы.
Методическое обоснование программы. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от культурного уровня и подготовленности к работе педагогов, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время. Разработку данной программы определили низкий уровень профессионализма, творчества значительной части педагогов – вожатых и воспитателей, отсутствие получить навыки по организации и проведению различных мероприятий в отряде, в лагере, низкий уровень культуры.
Образовательная цель программы – знакомство старшеклассников с профессией отрядного вожатого через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально-значимых качеств личности будущего педагога (вожатого).
Задачи:
* Познакомить с профессией отрядного вожатого, формировать у старшеклассников устойчивые интересы и склонности к вопросам педагогики и психологии;
* Формировать практические умения и навыки по организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного лагеря;
* Познакомить с нормативными документами, которые позволят обеспечить правовую основу деятельность «молодых вожатых»;
* Формировать умения организации оптимального общения для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях;
* Ориентировать участников программы на самостоятельное проектирование программ деятельности (как индивидуальной, так и групповой) с последующей их реализацией;
* Развивать лидерские качества и коммуникативные умения у участников программы;
* Привлекать молодёжь для работы с детьми в загородном лагере, создавать базу для профессионального роста вожатых.
Механизм реализации программы. 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь) – заключение договора с педагогическим колледжем; – набор участников объединения в школах города. 2 этап – образовательный (ноябрь – апрель) – реализация образовательной программы. 3 этап – инструктивный (май) – выездной практикум. 4 этап – трудовой (июнь – август) – работа «помощников вожатых» в лагерных сменах. 5 этап – итоговый (август) – сбор отчётной информации; – проведение отчётного слёта «Молодой вожатый»; – планирование работы на следующий год.
Для обучения в объединении производится набор учащихся 6 – 11 классов школ города и профессиональных учебных заведений.
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 3 часа в неделю. Качество усвоения программы определяется выбором методов обучения и воспитания:
Репродуктивный (сначала объясняет педагог, затем обучающиеся воспроизводят),
Проблемный,
Креативный,
Рассказ и беседа,
Игры и упражнения,
Практикумы,
Коллективно творческая деятельность,
Предоставление прав,
Реализация сценариев через праздники Центра «ЮТЕКС».
Основными формами проведения занятий, наряду с лекциями и практикумами являются творческие мастерские и сюжетно – ролевые игры, написание сценариев праздников и их реализация.
Программа носит практико – ориенированный характер. При условии посещения всех занятий, практикума и условного прохождения контрольного теста, подросток отправляется в загородный лагерь помощником вожатого.
Принципы жизнедеятельности подростков в объединении.
– атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей участников;
– общественно – полезная направленность в деятельности;
– сотрудничество;
– личностно – ориентированный
– добровольное участие в совместных делах.
Оценка эффективности программы
Тестирование в конце года обучения;
Проведение праздников и мероприятий;
Летняя практика на отряде.
Ожидаемые результаты
Сформировано у обучающихся представление о себе в профессиональной роли помощника вожатого;
Получены первоначальные знания правовой, психолого-педагогической грамотности;
Приобретены обучащимися коммуникативный опыт, опыт самоорганизации, опыт позитивной социализации;
Апробированы силы в актёрском мастерстве, оформительском искусстве, накоплен материал методической копилки;
Сформированы группы молодых вожатых, которые могут провести мастер-классы, КТД, развлечь детей с помощью игры, провести орг.сбор, музыкальный час, огонёк, помочь воспитателям провести спортивное мероприятие, соблюдая все правила техники безопасности;
Спрогнозирована и скорректирована программа работы на следующий год с учётом всех выявленных недостатков.
Учебно – тематический план
№ | Темы занятий | Кол-во час., в том числе практич. | приглашённые | |||
|
| всего теория практика |
| |||
1 | Организационное занятие. Самопрезентация. | 3 | 1 | 2 |
| |
2 | Нормативно-правовые основы деятельности вожатого; Должностные обязанности вожатого; Ведение отрядной документации. | 6 | 3 | 3 |
| |
3 | Охрана жизни и здоровья детей; Режим дня; СанПин; Техника безопасности; Тренировки эвакуаций. | 3 | 1 | 2 |
| |
4 | Основы психологических знаний; Возрастные особенности детей младшего шк.возр. их учёт в работе вожатого; Особенности разновозрастных отрядов. | 5 | 3 | 2 | Педагог-психолог | |
5 | Конфликты в лагере и стратегии выхода из них; Разные категории детей, метод.реком. по работе с ними. | 5 | 1 | 4 | Педагог-психолог | |
6 | Игротека вожатого; Виды массовых игр и методика их проведения; Составление каталога детских летних игр. | 10 | 1 | 9 | Ст.вожатый | |
7 | Логика развития смены, идея смены; Особенности орг.периода; Особенности формирования детского коллектива; Игры на знакомства. | 10 | 2 | 8 | Ст.вожатый | |
8 | Адаптация детей в орг.период, игры на снятие психологических и эмоциональных барьеров | 2 | 1 | 1 | Педагог-психолог | |
9 | Особенности основного и заключительных периодов; Виды сюжетно – ролевых игр; Техника безопасности при проведении спорт. мероприятий. | 5 | 2 | 3 |
| |
10 | Подготовка мероприятия, сценарий, цели и задачи; реализация сценария | 10 | 2 | 8 |
| |
11 | Роль и место наглядности в отряде; Имидж и визитка отряда; Оформительский практикум. | 3 | 1 | 2 | Педагог ИЗО | |
12 | Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды. | 3 | 1 | 2 |
| |
13 | Отрядный огонёк (методы и формы) | 2 | 1 | 1 |
| |
14 | Музыкальный час | 2 | 0 | 2 |
| |
15 | Организация кружка в отряде | 2 | 0 | 2 | ПДО | |
16 | Семинар – практикум (выездной) | 12 | 1 | 11 |
| |
17 | Проведение мероприятий | 14 | 0 | 14 |
| |
18 | Участие и организация встреч огоньковцев | 8 | 1 | 7 |
| |
| Итого учебных часов | 105 | 22 | 83 |
|
Содержание программы
Наименование блока | цель | Формы и методы проведения | Краткое содержание |
Нормативно-правовой | Правовое просвещение старшеклассников; Знакомство с трудовой дисциплиной, правами и обязанностями вожатого; Формирование системы знаний по организации безопасности жизнедеятельности загородного лагеря; Воспитание чувства личной ответственности | – лекция – игра – практикум «Ведение документации отряда» – тестирование | Нормативно-правовые основы деятельности вожатого; Должностные обязанности вожатого; Ведение отрядной документации; Охрана жизни и здоровья детей; Режимные моменты; СанПин; Техника безопасности. |
Психолого-педагогичесикй | Формирование у обучающихся первоначальных основ знаний психологии и педагогики с детьми мл.шк.возр., закономерностях становления детского коллектива, проблемах межчличностного общения, преодолении межличностных и групповых конфликтах.
|
| Алгоритм успеха; Основы психологических знаний. Возрастные особенности детей. Их учёт в работе вожатого; Структура временного детского коллектива; Тактика бесконфликтного поведения и конструктивного общения; Рождение конфликта – Создание ситуаций конфликтов и тактика выхода из них. Самотестирование; Приёмы самоорганизации. |
методический | Знакомство с разнообразием форм деятельности; Знакомство с алгоритмом построения и реализации мероприятия Развитие умения прогнозировать и анализировать; Накопление методической копилки. |
| Логика развития смены; Подготовительный период; Особенности организационного периода; Особенности работы вожатого в условиях разновозрастного коллектива; Игры на знакомства; Виды массовых игр, методика их проведения; Основной период смены; Заключительный период смены; Виды сюжетно – ролевых игр; Методика проведения спортивных мероприятий и подвижных игр; Техника безопасности; Действия вожатого в экстремальных условиях; Отрядные огоньки; Методика разработки и реализации творческого мероприятия. |
практический | Знакомство с основными видами игры, как ведущего вида деятельности ребёнка; Практическое освоение игрового методического материала; Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим; Развитие творческих способностей и «небоязни» сцены. |
| Игротека вожатого; Роль и место наглядности в отряде; Имидж отряда, визитка; Оформительский практикум; Система отрядных огоньков; Составление алгоритма самоанализа, условия успешности; Организация музыкальных часов; Организация кружка в отряде; Организация игротеки |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. «Организационное занятие. Самопрезентация»
Цель: Сформировать актив группы, познакомить с программой, задачами, требованиями.
Тема 2. «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого; Должностные обязанности вожатого; Ведение отрядной документации»
Цель: провести правовое просвещение старшеклассников, познакомить с трудовой дисциплиной, познакомить со спецификой позиции вожатого
Нормативно – правовое регулирование взаимоотношений. Ведение отрядной документацией.
Тема 3. «Охрана жизни и здоровья детей; Режим дня; СанПин; Техника безопасности; Тренировки эвакуаций»
Цель: Сформировать систему знаний по организации жизнедеятельности в загородном лагере, способствовать овладению обучающимися умением оказывать первую помощь, правильно и адекватно вести себя во время пожарной эвакуации, воспитывать чувство ответственности.
Организация жизнедеятельности в лагере. Техника безопасности. Режим дня. СанПин. Оказание первой доврачебной помощи.
Тема 4. «Основы психологических знаний; Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, их учёт в работе вожатого; Особенности разновозрастных отрядов»
Цель: Формировать технику конструктивного общения, показать приёмы и правила, помогающие успешному взаимодействию.
Игра «Незаконченное предложение…» Диалог – анализ. Возрастные особенности детей младшего, среднего школьного возраста и младших подростков, их учёт в работе вожатого.
Тема 5. «Конфликты в лагере и стратегии выхода из них; Разные категории детей, методические рекомендации по работе с ними»
Цель: Познакомить с признаками конфликта, показать стратегию выхода из конфликтной ситуации.
Анализ конфликтных ситуаций. Сюжетно – ролевая игра.
Тема 6. «Игротека вожатого; Виды массовых игр и методика их проведения; Составление каталога детских летних игр»
Цель: познакомить с методикой организации и проведения игр.
Знакомство с методикой организации проведения массовых игр. Апробация игр. Анализ игр, их соответствие возрасту, месту проведения и характеру мероприятия. Понятие «каталог».
Тема 7. «Логика развития смены, идея смены; Особенности орг.периода;
Особенности формирования детского коллектива; Игры на знакомства»
Цель: познакомить с логикой развития лагерной смены, с особенностями и проблемами адаптационного периода, познакомить с играми на знакомство и сплочение коллектива.
Идея смены, игра через 21 день. Цели и дела подготовительного, организационного периода. Этапы формирования временного детского коллектива, условия, сложности.
Тема 8. «Адаптация детей в организационный период, игры на снятие психологических и эмоциональных барьеров»
Цель: конкретизировать внешнее проявление адаптации и дезадаптации в организационный период.
Тестирование на самопознание. Упражнение «Умение видеть хорошее». Что такое «адаптация», что такое «дезадаптация»? Форма психолого-педагогической поддержки со стороны вожатого. Игры на снятие психологических и эмоциональных барьеров, на формирование доверия.
Тема 9. «Особенности основного и заключительных периодов; Виды сюжетно – ролевых игр; Техника безопасности при проведении спорт. мероприятий».
Цель: познакомить с особенностями и проблемами основного и заключительного периодов, с играми и мероприятиями, актуальными в данные периоды. Цели и основные дела периодов. Разновидность игр в лагере.
Тема 10. «Подготовка мероприятия, сценарий, цели и задачи; реализация сценария»
Цель: познакомить с особенностями составления сценариев и их реализацией»
Сценарий мероприятия. Цели и задачи мероприятия. Сценарный ход. Роли актёров. Тренинг «небоязнь сцены».
Тема 11. «Роль и место наглядности в отряде; Имидж и визитка отряда; Оформительский практикум»
Цель: познакомить с методикой оформления отрядных уголков и работой отрядных средств массовой информации.
Соответствие оформления и наглядности тематики смены. Назначение и содержание отрядного уголка. Применение коллажа и др.техник в оформлении.
Тема 12. «Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды».
Цель: пополнить методическую копилку играми, создающими интересное времяпровождение в непогоду.
Творческая мастерская « Дождь за окном нам совсем нипочём…» разрабатывание и проведение интеллектуальных и творческих игр.
Тема 13. «Отрядный огонёк (методы и формы)»
Цель: познакомить с методикой организации отрядных огоньков и формами проведения.
Система огоньков в отряде:
- знакомство;
- огонёк – рефлексия;
- тематический;
- прощальный.
Место и форма проведения. Позиция вожатого при проведении огонька. Разработка тематического огонька.
Тема 14. «Музыкальный час»
Цель: формировать музыкальные навыки, обогатить песенный репертуар.
Запись текстов и фонограмм. Приёмы разучивания песен с детьми.
Тема 15. «Организация кружка в отряде»
Цель: познакомить с методикой организации кружков и объединений в лагере и отряде.
Чем занять детей в свободное время. Формы проведения кружков из «бросового материала», бумаги и др. материалов.
Тема 16. «Семинар – практикум (выездной)»
Цель: подвести итоги прохождения курса «молодой вожатый», определить группы помощников вожатых на 3 лагерных смены.
Субботник, подготовка комнат к приезду детей, подготовка вожатского концерта, анализ мероприятий, методическая копилка., проблемные ситуации, вопросы, диалог. Семинар проводится на базе лагеря «Огонёк». Каждый участник получает индивидуальную карточку с заданиями и реализует их на других участниках объединения, играющих роль детей.
Тема 17. «Проведение мероприятий»
Цель: познакомить с алгоритмом разработки и постановки сценарного мероприятия. Показать свои умения и творческие способности, необходимые для проведения мероприятия.
Идея, содержание, проведение мероприятия. Сценарий, этапы подготовки. Разработка сценария мероприятия. Мероприятия по заказу в «ЮТЕКСе».
Условия реализации программы
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:
Информационно-методическое сопровождение программы;
Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;
Умелое использование педагогами наиболее эффективных форм работы по развитию личности к обучаемых;
Творческое отношение к обязательному процессу.
Материальное обеспечение программы:
Подготовленная комната заместителя директора, помещение для занятий, мебель и освещение, соответствующие СанПиНа.
Актовый зал.
Музыкальный центр.
Компьютер и ноутбук.
Микрофон.
Мультимедийный проектор.
Костюмы.
Канцтовары (для декораций)
Интернет.
Методическое обеспечение программы
Сочетание парной, групповой и фронтальной работы.
Презентации, фотоальбомы, сборники методических рекомендаций
Теоретический материал через лекции и беседы, показ педагогами, работа по образцу.
Практические упражнения, тренинги.
Форма занятий: игра, практикум, мастер – класс, творческие мастерские, репетиции, ярмарки идей, консультации, тестирование.
Отслеживание результатов
Тестирование.
Через организацию и проведение мероприятий «ЮТЕКСа»
Участие в семинаре
Мастер – класс в конце года обучения.
Отчётная документация в конце смены.
Приложение 1
Тест «Я – вожатый» (вводный)
ФИО________________________________________________________
почему Вы решили стать вожатым/помощником вожатого?
какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вожатый/помощник вожатого?
чему я хочу научиться в школе вожатых?
Тест после 1 полугодия
какие игры с залом вы знаете и можете провести самостоятельно?
в плане вашего отряда стояло мероприятие на улице, но вдруг пошёл ливень. Чем вы займёте детей?
3. нужно ли считать детей в течение дня? Если да, то сколько раз?
4. оцените свою подготовленность к работе вожатого/помощника вожатого на сегодня по 10-ти бальной шкале.
5. Назовите три «+» и три «–» в вашей готовности.
6. что такое «дешёвый авторитет»?
7. перечислите цели проведения утренней линейки (не менее 3-х)
8. предложите 2 варианта творческого подъёма детей утром.
9. назовите требования, предъявляемые к уборке комнат в лагере «Огонёк».
10 как оказать первую помощь при солнечном ударе?
Тест в конце обучения
я научился…
я участвовал в …
я проводил…
(похвали себя) Я .,.
чтобы провести мероприятие, нужно…
всё ли правильно в следующем документе? (приложение 2)
Таблица мониторинга
№ |
| низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | общий % |
1 | Теоретическая часть | 1 – 3 б | 4 – 7 б | 8 – 10 б |
|
2 | Практическая часть | 1 – 3 б | 4 – 7 б | 8 – 10 б |
|
3 | Самооценка | 1 – 3 б | 4 – 7 б | 8 – 10 б |
|
Приложение 2
Воспитателю 1 отряда
М.И. Ивановой
Сидорова И.И.
Расписка.
Я забираю свою дочь, Сидорову Ирину, с 3 июня 2012г. по 5 июня 2012г. на выступление.
03.06.2012
(подпись)
Список литературы, использованный для составления программы.
Антонов В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно – образовательных лагерей в современных условиях: Автореф.дис.канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1997г. – 24с.
Возрастная психология – М.: Просвещение, 2001. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие М.: центр «Педагогический поиск», 2006
Организация летнего отдыха детей М.: 1999г. Сысоева М.Е.
Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дала. Волгоград: Учитель, 2007, Соловьёв А.Ю., Шихарев С.С.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности, СанПиН.
Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: 1987, Иванов И.П.
Список литературы (для детей)
«Классному вожатому» Астахова Н.И., Васильев К.Г. Издание второе. Дополненное и переработанное. Барнаул, 2002.
«Сто отрядных дел» Коморин С., Афанасьев С. Кострома, 2000г.
«Летние праздники, игры и забавы для детей», Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д., - М,2001г.