ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ОМСКОГО ТЕХНИКУМА МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дамер Наталья Андреевна
Курочкина Юлия Владимировна
БПОУ ОО ОТММП
Аннотация
В статье представлен педагогический опыт организация внеклассной работы по иностранному языку с целью внедрения инновационных технологий, современных форм взаимодействия внеурочной и дистанционной образовательной деятельности, использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Ключевые слова
Внеклассная работа, иностранный язык, мотивация, интерактивные методы обучения
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора студентов, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Организация и проведение внеклассных мероприятий позволяет реализовать разнообразные познавательные, воспитательные и развивающие цели:
- воспитывать у студентов чувство уважения к истории и культуре англоязычных стран;
- развивать творческое начало студентов и преподавателей;
- совершенствовать технологию коллективных творческих дел, педагогику сотрудничества, игры и проектов;
- воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимовыручку, взаимопомощь при выполнении групповых заданий. [1]
Нами был разработан образовательно-творческий проект под названием «Вокруг света», целью которого является создание условий для развития коммуникативных компетенций и формирования иноязычного мышления, а также развития духовно-нравственной и эстетической культуры студентов техникума. Проект является долгосрочным и рассчитан на четыре года и включает три этапа:
Подготовительный
Основной
Заключительный
На подготовительном этапе мы провели диагностику по отслеживанию уровня мотивации к изучению учебного предмета «Иностранный язык». По результатам анкетирования у большинства студентов техникума отмечается снижение интереса к изучению иностранного языка из-за наличия разного рода познавательно-психологических, интеллектуальных и эмоциональных барьеров, каких как лень, усталость, неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивов и др.
Хотя с присоединением России к движению World Skills и участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, международных чемпионатах, роль изучения иностранного языка повысилась и стала необходимой для обмена знаниями и опытом, для сотрудничества специалистов разных стран. К примеру, при освоении некоторых компетенций студентам необходимо работать с документами на двух языках, это инструкции и технические паспорта, для понимания терминологии требуются знания иностранного языка.
В рамках основного этапа проекта были разработаны следующие внеклассные мероприятия:
1. Викторина «Вокруг света»
2. Конкурс мультимедийных презентаций «Принадлежат вечности»
3. Конкурс информационных плакатов «По странам и континентам»
4. Олимпиада по иностранному языку
5. Квест - игра «Путешествие в страну изучаемого языка»
6. Фонетический конкурс «From A to Z»
7. Научно - практическая конференция «Энергия здоровой жизни»
8. Литературная гостиная «Жизнь и творчество зарубежных поэтов и писателей»
Помимо внеклассных мероприятий в рамках нашего проекта студенты принимают участие в областных, всероссийских и международных конкурсах и акциях.
Ежегодно наши студенты принимают участие в студенческой олимпиаде по иностранным языкам «Иностранный язык в моей профессии», проводимой областным методическим объединением преподавателей иностранных языков.
Также ежегодным конкурсом стал Всероссийский открытый конкурс-акция «Тотальный диктант по немецкому языку» Данная акция проводится с 2013 года и приурочена к Международному Дню родного языка, который учрежден ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля. Данный конкурс проводится с целью популяризации немецкого языка и развития культуры грамотного письма на немецком языке. [1]
Проявить себя творчески студенты смогли во Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» в художественной, литературной, семейной, молодежной и научной номинациях. Результаты конкурса будут объявлены в мае. Данный конкурс является современной платформой для:
• повышения мотивации и формирования устойчивого интереса к изучению иностранного языка, литературы, истории и культуры;
• формирование языковых, речевых, творческих навыков и умений
• развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе существующих традиций и культурно-исторического наследия народов мира.[2]
Новым опытом для нас стало использование художественных фильмов на иностранном языке в системе внеклассной работы в режиме онлайн. Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма сложная. Для решения этой задачи большое значение имеют аутентичные художественные фильмы.
Просмотр фильмов на иностранном языке погружает в иноязычную среду, улучшает произношение, пополняется словарный запас.
Впервые в России проходил фестиваль Европейского кино со 2 марта по 2 апреля на мультимедийной платформе Okko и нами был организован просмотр фильмов на иностранном языке для студентов техникума. Наши студенты просмотрели две картины, представленные на кинофестивале всемирно известным итальянским режиссером Уберто Пазолини «Обычное место» на английском языке и один из самых ярких фильмов программы – одновременно жестокой и трогательной антиутопии о подростках, отстаивающих свое право быть некрасивыми «Клуб уродливых людей» на немецком языке. Все киноленты ранее уже получили восторженные отзывы критиков, а также отмечены престижными кинонаградами, включая номинации на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Ежегодно на базе нашего техникума мы проводим студенческую научно-практическую конференцию, тематика которой непосредственно связана с предметами профессионального цикла.
Студенты представляют свои доклады на иностранном языке с подготовленной презентацией и защищают её перед своими однокурсниками, после выступления они отвечают на вопросы. Данный вид работы предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на вопросы, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации.
Таким образом, на наш взгляд, чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование внеурочного времени для развития и закрепления знаний, формирования способностей, склонностей и интересов, обучающихся на базе иностранного языка. В процессе внеклассной работы формируются положительные мотивы учебно-познавательной деятельности студентов, укрепляется уверенность в своём умении пользоваться иностранным языком как средством общения, интерес к нему и желание его совершенствовать.
Литература:
Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. - М., 2001. - C. 31-35.
Электронные ресурсы:
1. Всероссийская открытая акция «Тотальный диктант по немецкому языку» сайт: https://tollesdiktat.rusdeutsch.ru/ дата обращения (30.04.2021) текст: электронный
2. Всероссийский конкурс «Друзья немецкого языка» сайт: https://konkurs.rusdeutsch.ru/ дата обращения (29.04.2021) текст: электронный
2