«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Об актуальности организации профилактической работы с детьми и подростками в учреждении дополнительного образования.

В статье рассмотрены вопросы актуальности профилактической работы с детьми и подростками, предупреждения девиантного поведения в воспитательном пространстве дополнительного образования

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Об актуальности организации профилактической работы с детьми и подростками

в учреждении дополнительного образования.

Социально-экономические кризисы, политические потрясения, национальные противоречия, экологические проблемы последних десятилетий привели к пересмотру общественно и личностно-значимых ценностей, утрате положительных идеалов, разрушению жизненных ориентиров. Следствием этого стало увеличение количества социально неблагополучных семей и ухудшение жизнеобеспечения детей.

В Республике Бурятия на фоне экономической и социальной депривации отдельных категорий населения, снижения роли семьи, экспозиционного давления среды, ослабления деятельности системы дополнительного образования происходит рост детских аддикций (курения, алкоголизма, наркомании) и других девиантных форм поведения. Так, например, уровень подросткового суицида в Республике Бурятия в три раза выше среднероссийского. Особо подвержены данным процессам подростки, которые, являясь наиболее динамичной социальной группой, быстрее воспринимают общественные изменения и реагируют на них, исходя из своего небольшого социального опыта. Не найдя понимания в семье, школе и досуговых учреждениях, они могут объединяться в неформальные сообщества, где педагогически неорганизованный и неконтролируемый процесс развития социальной активности часто приводит к проявлениям агрессии, насилия, жестокости, к созданию антикультуры, возникновению и развитию девиаций в поведении под-ростков.

Все это актуализирует проблему организации профилактической и коррекционной деятельности педагогов, направленной на предупреждение развития девиантности подростков. Несомненно, что профилактика отклоняющегося поведения обладает всеми основными признаками процессуальности. Ответственная роль в этом процессе обоснованно отводится учреждениям дополнительного образования. В этой связи деятельность системы дополнительного образования имеет особое значение как изначально ориентированная на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, становления его собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей. Имея специфическое построение воспитательного процесса и обладая уникальной возможностью организации досуга в течение всего календарного года, учреждения дополнительного образования могут внести существенный вклад в решение проблемы.

Особую роль в этом направлении играют объединения детей и подростков, занимающихся по разным направленностям, где подросток имеет уникальную возможность проделать путь самоутверждения в коллективе сверстников и уточнить границы персонификации собственного “Я”.

Анализ деятельности клубных объединений позволяет утверждать, что они являются массовой школой воспитания, а коллектив объединения выступает тем эффективным механизмом, который помогает личности социализироваться через отношения сотрудничества, человеческого братства, взаимопомощи, создает условия и возможности эффективного формирования общественно-активной, разносторонне раз-витой личности, способствуют успешной социализации детей (А.А. Остапец-Свешников, А.М. Кузьминов, Ю.С. Константинов, А.В. Шапочкин, В.Г. Пежемский, В.Э. Бельц, С.И. Сторожук, Н.Н. Фокина, Н.В. Тымко и др.).

Будучи разновидностью коллектива досугового и образовательного типа, детские и подростковые объединения ориентированы на реализацию воспитательной функции через личностно-деятельностный подход, имеющий ярко выраженную коллективистскую направленность, создающую для проблемного подростка уникальную возможность проделать сложный путь самоутверждения, уточнить границы персонификации перед лицом собственного «Я», получить навыки социального опыта, построить коммуникации положительного общественного характера.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее