Нетрадиционные формы оценивания грамматических навыков обучающихся
на уроках немецкого языка в рамках реализации ФГОС
Отсутствие оценки является поэтому
самым худшим видом оценки, поскольку это
воздействие не ориентирующее,
а дезориентирующее
Б.Г. Ананьев
Есть такие педагогические темы, вокруг которых общественный шум никогда не утихает, ничего не меняя по существу. Школьные отметки — несомненно, из их числа. Нужны ли они? Какие критерии должны стоять за школьными отметками? В каком конкретно виде оценки и отметки должны даваться ребенку? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности многие десятилетия.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.
Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают. Вспомним мальчика, которого изобразил на своей картине Ф. Решетников «Опять двойка». Мальчику стыдно и обидно, потому что он получил двойку! Стыдно перед сестрой-отличницей, перед матерью, которую он очень любит, но все время огорчает!
К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки.
Новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования. В частности, они проявляются в необходимости формирования универсальных учебных действий обучающихся. Такое формирование может происходить не только за счёт использования современных образовательных технологий, но и за счёт изменения системы оценивания. Традиционная система оценивания знаний мало способствует эффективному обучению, так как обладает следующими недостатками:
узкий диапазон школьных оценок,
субъективность оценки,
отсутствие самооценки,
отсутствие учёта весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы),
недостаточное стимулирование активной работы учащихся,
практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);
недемократичность системы (учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа);
отсутствие критериального подхода к оцениванию результатов деятельности (отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами,. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку);
отсутствие динамики и уровней сформированности универсальных учебных действий;
характеристика цифровой отметки может учитывать только предметный уровень результатов, а для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения.
Ошибки педагогов:
"великодушия" или "снисходительности", проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок; "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, в школе - не ставить двоек и пятерок;
"ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное;
"контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью;
"близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения;
"логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными. Типичной является ситуация, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.
Памятка для учителя 7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи КТО? Ученик + учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ПРЕДМЕТНЫЕ – по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.
|
Нестандартное оценивание по немецкому языку
Во время проверки письменных работ часто использую очень перспективный и целесообразный прием включения учащихся в самостоятельную оценочную деятельность: отказываюсь от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Для более сильных учащихся я указываю только количество допущенных ошибок и даю возможность им самостоятельно их найти и исправить. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения и собственной рукой исправляет. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность. Более того, зрительный образ (поиск места ошибки и определение ее характера) взаимодействует с двигательным (факт исправления ошибки) и логическим (определение причины ошибки) образами, что, в конечном счете, и определяет положительный результат - формирование умений самоконтроля.
«Бортовые журналы». В них учащиеся записываю свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.
Еще одни, используемый мною, интересный прием называется «Райтинг» (от англ. Right - правильно). Суть данного приема заключается в том, что ученик, завершив работу, сам себе ставит отметку. За ту же работу отметку ставит учитель. Записывается дробь. Например, 4/5, где 4 – отметка ученика, 5 – отметка учителя. Данный прием я использую при оценивании индивидуальных домашних заданий, диктантов, самостоятельных работ. Прием полезен и для приручения ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Нередко, бывают случаи, когда ученик приходит в класс на урок неподготовленным и добровольно не решается сознаться в своей неготовности, испытывая в процессе опроса отрицательные эмоции и переживания. Решить эту проблему мне помогает прием, который называется «Защитный лист». Перед каждым уроком любой ученик, без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его не спросят с6егодня. Этот прием имеет большое значение в установлении доверительных отношений и является достаточно эффективной формой профилактики психоэмоциональных перегрузок. В тоже время учитель может отследить подготовленность к урокам отдельных учащихся.
Повысить уверенность ребенка в своих силах позволяет стимулирующая оценка. Учитель, видя, что объективно ученик заслужил отметку ниже, ставит ему более высокую, сопровождая её развернутым обоснованием, выражая надежду на то, что на следующем уроке ребенок оправдает «Кредит доверия» учителя.
Отметки сильно травмируют ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Каким же требованиям должна отвечать система оценивания достижений обучающихся, чтобы качество образования повышалось?
При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную необходимо использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность. Оценивается только действие, а не личность: не «Ты - лентяй», а «Ты поленился сегодня».
Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» - такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!
Часто педагоги забывают правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Давайте изменим отношение к этим работам, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю».
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, может и уничтожить, а может заставить его верить в свои силы.