Непосредственная образовательная деятельность для детей логопедической группы
«Этот маленький дружок»
Форма организации: подгрупповая
Цель: Разучить с детьми артикуляционные упражнения основного комплекса
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Формировать умение выполнять артикуляционными упражнениями
Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематический слух.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике .
Активизация словаря: органы речи, язык, губы, зубы, бугорочки-альвеолы, артикуляция, артикуляционная гимнастика.
Оборудование: кукла -клоун Язычок, иллюстрации к упражнениям, зеркала на каждого ребёнка, салфетки.
Ход нод.
Организационный момент
Логопед: Сегодня у нас в гостях клоун Язычок . Он хотел бы с вами поиграть, и ёще, он принёс для вас загадки:
Одна верхняя, другая нижняя
Та, что верхняя - к носу ближняя.
Одна другую ударяет Когда слово с них слетает. (Губы)
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)
Посильней ты их раздуй, на горячее подуй. (Щеки)
Логопед: Какие вы молодцы! Догадались о чём загадки. Давайте поиграем.
Игра на развитие слухового внимания «Поймай слово»
Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовёт органы речи (губы, зубы, язык, щеки, нёбо) дети должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Логопед:
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Клоун Язычок хочет вам рассказать сказку:
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Логопед рассказывает «Сказку», сопровождая её показом артикуляционных упражнений. «Сказка»
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Дети выполняют показанные артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тетушка Щёчка племянника ждёт,
Блинчики с маком к обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка весело встречает.
Чай ему с вареньем тут же предлагает.
Ах, какое вкусное, сладкое варенье,
Да и каша манная – просто объеденье –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи никто не понимает.
На качели индюки весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки,
С Язычком вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик и поулыбаемся:
"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело всё вокруг,
Сильный вихрь поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя,
Отдыхаем все, друзья!
Логоритмическое упражнение «Весёлые человечки»
Человечки в доме жили, Меж собой они дружили. Звали их совсем чудно — Хи-хи-хи, Ха-ха-ха, Хо-хо-хо. Удивлялись человечки: — Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо! Им собака шла навстречу И дышала глубоко. Засмеялись человечки: — Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи? Разобиделась собака И ушами затрясла. Человечки же хохочут: — Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! |
Дети ритмично хлопают.
Ритмично пожимают плечами.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично потряхивают головой. Ритмично притопывают ногами. |
Логопед: Какие вы молодцы! Клоуну Язычку очень понравилось играть с вами. До следующей встречи!
Источники:
https://sch2121.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_4/obrazovanie/stranichka_logopeda/igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_mladshih_i_starshih_doshkol_nikov/