Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Неопределенная форма глагола (инфинитив).
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- сформировать умение безошибочно определять инфинитив;
- закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| ||
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| ||
1. Проверка домашнего задания. 1) Беседа о корнях с чередованием букв е-и. 2) Проверочная работа по применению правил правописания гласных в глагольных корнях с чередованием. На доске: Прот…реть пол, ярко бл…стеть, расст…лить ковер, заст…лить скатертью, выб…рать цветы, соб…решь урожай, зап…р двери, зам…реть от страха, раст…реть с маслом, выж…гать по дереву.
| Отвечают на вопросы. Рассказывают о правописании корней с чередованием.
Работают самостоятельно на отдельных листах, проверяют, сдают на проверку учителю. При проверке оценивают друг друга.
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. |
| ||
Введение нового материала. 1) Работа по вопросам в рубрике «Вспомните!» на стр. 218. - На какой вопрос отвечает глагол в начальной форме? Приведите примеры. - Как называется начальная форма глагола? Приведите примеры глаголов в начальной форме (совершенного и несовершенного вида). 2) Изучение основного теоретического материала на стр. 218. 3) Наблюдение за глаголами в неопределенной форме (начальной форме глагола; инфинитиве). Упр. 617. | Работают с учебником в парах. Отвечают на вопросы рубрики, приводят примеры.
Работают с теорией учебника в парах.
Наблюдают за глаголами в неопределенной форме в парах, делают выводы.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| ||
Работа с тренировочными упражнениями. 1) Коллективная работа. Правописание мягкого знака в конце инфинитива. - Образуйте от данных глаголов начальную форму, объясните правописание мягкого знака. На доске: Нравится - ….., стерегут - ….., беспокоиться - ….., обжигал - ….., прокатился - ….., пробралось - ….., ходит - ….., пекут - ….. 2) Выработка умения соотносить личную форму глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени с неопределенной формой. Упр. 618. 3) Распознавание глаголов в неопределенной форме во фразеологизмах. Упр. 619. 4) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Упр. 621. | Выполняют тренировочные упражнения в парах.
Образуют от глаголов начальную форму, объясняют правописание мягкого знака, при проверке оценивают друг друга.
Соотносят личную форму глаголов с неопределенной. По желанию учащийся работает у доски.
Работают с фразеологизмами, объясняют значение фразеологизмов, составляют с ними предложения. Образуют глаголы при помощи приставок и суффиксов. При проверке оценивают друг друга.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| ||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать еще? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание: § 76, упр. 620 (восстановить фразеологизмы, используя инфинитив, подобрать к фразеологизмам синонимы). |
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |