XXI районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района.
Секция: Филология (литературное краеведение)
Название работы «Великая сила слова»
(творчество местного поэта Мухаметова Хаджиисхака Исмаиловича)
Авторы работы:
Чершенбеева Ангелина , 10 класс
Одекова Айнура Маратовна, 9 класс
Место выполнения работы:
МБОУСОШ №1 с. Летняя Ставка,
Туркменского района,
Ставропольского края
Руководитель:
Айполатова Эльмира Джанполатовна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ №1
с. Владимировка
2017 г.
Проблема: сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения культуры родного края.
Объектом исследования является творчество местного поэта.
Предмет исследования – произведения местного поэта Мухаметова Хаджиисхака Исмаиловича.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью помочь сверстникам приобщиться к духовным ценностям на основе творчества местных поэтов.
Теоретической основой проведенного исследования стали стихи местного поэта.
Основная часть материалов данного исследования была получена в ходе бесед с жителями села. Также использованы сборники стихов, статьи из районной газеты «Рассвет» разных лет. К материалам, собранным в ходе исследования, относятся: фотографии, статьи, музыкальные произведения.
В работе использовались следующие методы научного исследования: наблюдения, беседа с самим поэтом, работа с архивными документами.
Новизна исследования заключается в раскрытии фактов и подробностей жизни села и района и его жителей в творчестве поэта.
Гипотеза: поэты-самородки могут внести большой вклад в развитие и становление поэтического искусства такой большой страны как Россия. Через анализ стихотворений мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.
Цель работы: изучить духовное наследие местного поэта, ибо считаем, что поэзия – это наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться наш народ.
Задачи исследования:
изучить архивный материал сельской библиотеки;
систематизировать изученный материал;
проанализировать выбранные стихотворения, выявить систему духовно-
нравственных ценностей поэта
помочь сверстникам на основе творчества Исхака Исмаиловича приобщиться к духовным ценностям
Оглавление
I.Введение
II.Основная часть
Глава№1 «Поэт земли летнеставочной»
Глава№2 «Жизнь начнется с чистого листа
С опытом за шесть десятилетий» (обзор творчества)
«Здесь край мой родной и степной..» (стихотворения о малой Родине).
«И снова о маме…» (стихотворения о маме)
«Одноклассники, одноклассницы!!!» (стихотворения о родной школе)
«Как все обманчиво у женщин…» (стихотворения, посвященные женщинам)
«Давно я не писал стихов…» (стихи о разном)
Произведения, переложенные на музыку.
III.Заключение
IV.Библиографический список.
I.Введение.
На наш взгляд, поэзия, проза, музыка, ИЗО и все то, что делается искусно, - это пойманная радуга. Божьей волей кому – то удается это сделать. Богат наш край талантливыми людьми. Один из них – Мухаметов Хаджиисхак Исмаилович, ученик нашей школы, поэт - самородок, который пишет стихи о родном крае.
Собирая материал, мы натолкнулись на очень интересное и неординарное определение гениальности А.С.Пушкина. Сегодня в 21 веке его назвали модными словами «Наш Пушкин - тренд, бренд и контент.»
Что означают эти понятия мы, конечно же, дети прогресса знаем. Бренд - это торговый знак, который узнаваем повсюду. Стихи Хаджиисхака Исмаиловича знают многие жители не только района, но и края. А это уже тренд, т.е. модно было вчера, сегодня и всегда. А с контентом вообще все в порядке. Информацией о нем и его стихами переполнен интернет.
II.Основная часть
Глава №1. «Поэт земли летнеставочной»
Мухаметов Исхак Исмаилович родился 22 января 1957 года в а. Эдельбай Благодарненского района Ставропольского края. В 1961 году семья переехала в с. Летняя Ставка, где в 1964 году он пошёл в первый класс, а 1974 году окончил Летнеставочную среднюю школу. В школе учился хорошо, с 7-го класса до окончания школы был секретарём комсомольской организации школы, что по тем временам было большим доверием как со стороны педколлектива, так и со стороны учащихся, так как эта должность была выборной. За хорошие достижения в учёбе и общественной жизни школы он был награждён путёвкой во Всероссийский ЦК ВЛКСМ пионерский лагерь «Орлёнок» на побережье Чёрного моря. После окончания школы с 1975 по 1977 года служил в рядах Советской армии – полгода в г. Грозном и полтора года в группе Советских войск в Германии. После демобилизации поступил на работу в Туркменский райфинотдел и одновременно поступил на заочное отделение Ростовского института народного хозяйства, которое закончил в 1982 году, получив специальность «финансист». С 1977 по 1990 год работал на различных должностях райфинотдела, дойдя до должности заместителя заведующего райфо. В марте 1990 года в стране была образованна Государственная налоговая служба и Исхак Исмаилович был назначен начальником государственной налоговой инспекции по Туркменскому району, где проработал до 2011 года до расформирования инспекции в районе. За это время так же заочно окончил Краснодарский юридический институт, получив специальность юриста. Затем работал в этой же системе в краевом управлении налоговой службы, в межрайонной налоговой инспекции в г. Ессентуки. Работая в налоговой системе, был командирован на месяц в США для обмена опытом, является почётным гражданином г. Остин штата Техас. Уйдя из налоговой службы в 2006 году, пять лет работал директором муниципального межнационального центра в г. Кисловодске. На сегодняшний день, являясь Российским пенсионером, проживает в г. Ставрополе со своей женой и одноклассницей Аманбаевой Гульнур Ахметовной, с которой воспитали дочь Дилару, 1981 года рождения и сына Рината , 1982 года рождения. Сейчас воспитывают трёх внуков: девочку и двух мальчиков. В свободное время продолжает пробовать себя на ниве поэзии. Из - под его пера вышло не мало стихов и песен на русском и туркменском языках, которые мы изучили и исследовали.
Глава№2 «Жизнь начнется с чистого листа
С опытом за шесть десятилетий» (обзор творчества)
1.«Здесь край мой родной и степной..» (стихотворения о малой Родине).
Малая моя Родина
Зимою здесь степь в одеянии белом,
Весной аромат разнотравья пьянит
И где бы я ни был, и чтобы не делал
Меня этот край неустанно манит.
Чувство любви к своей родине, доброта, нежность, передаются человеку с первой колыбельной песней. Каждому из нас дороги те места, где живут родные, близкие и друзья. Как и у всех, у нас тоже есть дорогой уголок – это наша Летняя Ставка, мизерная часть великой нашей России.
Так часто бывает, что удивительные люди живут рядом с нами, но мы о них так мало знаем! А переверни страницы биографии любого представителя старшего поколения – и откроется мир необыкновенный.
Через год мне будет 60.
В тишина я слышу ход часов,
Безвозвратно уносящих годы.
Серебром покрыт изгиб усов,
И болят суставы к непогоде….
Так писал Хаджиисхак Исмаилович, 22 января ему исполнилось 60 лет. Ученик нашей школы, который вырос в Летней Ставке и работал много лет, но по долгу службы вынужден был уехать из родного села, но и на расстоянии он продолжает любить и воспевать ее в своих произведениях.
Его родовая причастность к дому, где родился, к деревьям, к которым прижимался щекой, к тропинкам и дорогам, по которым пробежало босоногое детство и безмерная любовь к отчему краю – все это вылилось в до боли знакомые поэтические строки. Стихотворение «Лягушевка», поэт посвятил родной улице Советской
Тебе родная повсеместно
Дано два имени носить.
Официально быть Советской,
В народе ж Лягушёвкой слыть.
Тебя, как в детстве называя
Порой становится неловко.
Но всё равно люблю тебя я
Моя родная Лягушёвка…
Стихотворения «40 -летию Туркменского района», «Доган Илиме», «Дороги Чура», «стихи о Туркменском районе», «Тоска по Родине», «Фантазии о туркменах», «150-летию аула Чур», посвящены малой Родине и написаны в разные годы. (Приложение №1)
2. «И снова о маме…» (стихотворения о маме)
Хаджиисхак Исмаилович – один из тех, кто пришел воспеть в поэтических строках женское начало: мать, возлюбленную, подругу, жену. Истоки творчества его – прежде всего в любви к нему близких - Мамы и сестры. Они боготворили его. Афа…так он называл свою маму, так ее называли все жители нашего села. Мама Хаджиисхака Исмаиловича удивительно мудрая, с тонким духовным миром женщина. Она первая уловила его талант, первая поддержала его, она была первым слушателем его стихов. «Афажаным», «И снова о маме», «Уж 40 дней как нету мамы ». Вдохновение приходило к нему, когда он видел маму. Эти строки написаны на родном туркменском языке.
Сексен дёрттен ашты яшын,
Ашак, тющти ару гашын,
Аппак сачлы болды башын
Гартлык, гельди , афаджан.
Сеннен соран сюдин, учин,
Соуга дегирмедик учин,
Хорлык бильдермидик учин
Омюрь саг бол, афаджан.
(Приложение №2)
3.«Одноклассники, одноклассницы!!!» (стихотворения о родной школе)
Пролетели годы быстро что – то
И опять я в зеркало смотрю.
Взяв альбом с семейным старым фото,
Вглядываюсь в молодость свою…
Школьные годы для Хаджиисхака Исмаиловича – это самые счастливые годы, потому что он был самым лучшим учеником, активистом, секретарем комсомольской организации школы.
Школьная юность – это очень шумное время, комсомольские собрания. Стихотворение «Одноклассники, одноклассницы!» он посвятил своим одноклассникам и школьным друзьям.
Одноклассники, одноклассницы,
Вы сегодня уже с сединой.
Вы подруги, друзья и соратницы
Вышли все мы из школы одной.
Были радости, были и беды,
Пролетело почти сорок лет.
«Всё начинается со школьного звонка…» И это действительно так, потому что школа – начало всех начал, и именно здесь старт многих надежд. Вот как трогательно и нежно пишет Хаджиисхак Исмаилович о родной школе в стихотворении «Посвящение родной школе»
Много лет ты в родной Летней Ставке,
Словно белая лебедь стоишь.
Средь сирени густой и акаций
Красотою своею манишь.
Память многих в селе поколений,
В море жизненном ты мой маяк.
Боль моя и великий мой гений,
Света луч, когда в обществе мрак.
Небольшие строчки, обычные стихи, а сколько автор использовал художественно – выразительных средств в этих произведениях.
(Приложение №3)
4. «Как все обманчиво у женщин…» (стихотворения, посвященные женщинам)
Если начать говорить о языке лирики поэта, то можно с уверенностью утверждать, что он буквально слышит исполинскую мощь глубинной сути слова, стихи Хаджиисхака Исмаиловича – сокровищница исконного нашего языка. А его лирические строки – хранительницы «округлости» слов. Обратимся к стихотворению «Женщинам Кисловодска». Здесь множество красивых напевных слов: «творенье бога», «цветок венка», «Кавказа мудрая покорность».
Звукопись как художественный приём очень любим поэтом; аллитерации делают речь то плавнее, напевнее, то динамичнее, резче. ( …Как все обманчиво у женщин// и внешность, и прически цвет,//как и года – всегда их меньше// так и здоровье – есть, иль нет.). («О женской красоте»).
(Приложение №4)
5.«Давно я не писал стихов…» (стихи о разном….)
Скрупулёзный отбор лексических единиц – это свидетельство искреннего патриотизма и высокого мастерства Хаджиисхака Исмаиловича. Поэт оберегает слово личным примером, показывая современникам чуткое к нему отношение. Он умеет передать не только слово малой родины – Летней Ставке, но и строй речи. Напоминает, как богат и могуч разговорный язык.
Слова – высокие, как небо.
И тёплые – зерно в руках.
У Мухаметова своё, особо трепетное отношение к Слову. И не случайно, что своё поэтическое Слово он роднит с зерном. Наш край – хлеборобный. Пшеница всегда была его главным богатством. Страшной бедой считают наши земляки неурожаи. Вот и для Хаджиисхака Исмаиловича неумение понять, прочувствовать простое в своей обыденности Слово – несчастье. Оттого его стихи бывают так незатейливы по форме, в них нет вычурности, искусственности, они выдержаны в той речевой культуре, которая свойственна живущим на родной земле.
Смотрю телевизор. В России жарища.
Огонь поедает леса и траву.
Деревни в лесах превратил в пепелища
И дым от пожаров окутал Москву.
Сгорел урожай зерновых повсеместно,
Цена, как жара поднялась на зерно.
Вокруг водоемов опасно и тесно,
Есть речки, пруды, оголившие дно.
Страдают животные, все вдруг поблекло,
Листва опадает, хотя лишь июль.
И нет ветерка, только страшное пекло.
И в окнах давно не шевелится тюль.
За что же Всевышний нам шлет испытанья ?
Весной наводненья, а летом жара,
Зимою в мороз теплотрасс размерзанья …
Задуматься всем россиянам пора.
Увы, послушание кануло в Лету
С природой гармонии нет у людей.
Молитесь, друзья, внемля Бога совету,
Чтоб не было страшно за наших детей. (Засуха 2010 г.)
Произведения, переложенные на музыку.
Творчество Хаджиисхака Исмаиловича оказало (и сейчас оказывает) огромное влияние на культуру Туркменского района. Его лирические произведения звучат на местном радио. Стихи его настолько мелодичны и музыкальны, что их используют музыканты. Например, стихотворение «Родной Летней Ставке» положено на музыку, которую он сам и сочинил. Много стихотворений он сочинил, которые были переложены на знакомые мелодии песен. (Приложение №5)
III. Заключение.
Мы закрыли последние страницы сборника стихотворений местного поэта и задумались над властью слова. Благодаря текстам, мы узнаем мысли авторов. Тревога и боль за судьбу человека и земли, на которой мы живем, передалась и нам, читателям. И мы подумали о том, какое счастье, что были и есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как наш местный поэт; какое счастье читать его стихотворения – пусть порой незатейливые, но в большинстве своем глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище.
IV. Библиографический список
Архив Мухаметова Хаджиисхака Исмаиловича.
Газета « Рассвет».
Интернет-ресурсы.
Приложения
Приложения №3
Посвящение родной школе.
Много лет ты в родной Летней Ставке,
Словно белая лебедь (эпитет) стоишь.
Средь сирени густой и акаций
Красотою своею манишь.
Память многих в селе поколений,
В море жизненном ты мой маяк.(эпитет)
Боль моя и великий мой гений,(перифраз)
Света луч, когда в обществе мрак.
Я уеду в далёкие дали
На чужбину на несколько лет.
И хочу, чтобы вы не гадали:
Я вернусь в отчий край или нет.
В круговерти той жизненной давки
Ничего для души нет милей
Школы той, что стоит в Летней Ставке
Больше века до нынешних дней.
Все мы деточек наших и внуков
Отправляем умнеть и взрослеть
К педагогам своим, потому как
Не дано педагогам стареть.
И все дети села вырастая,
Тебя помнят до самых седин. (метафора)
Так живи же в веках, дорогая
Школа средняя номер один !
с. Летняя Ставка,
Июнь 1999 г.