ВАФИН АЙРАТ АЙДАРОВИЧ
мастер производственного обучения, ГАПОУ «Казанский строительный колледж»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
Аннотация: в статье рассматривается личный опыт мастера производственного обучения, раскрывающий роль наставника в результативных участиях в конкурсах профессионального мастерства и в профессиональном становлении педагога.
Ключевые слова: Наставник, наставничество, профессиональная деятельность, молодой специалист.
В настоящее время одним из ключевых направлений в развитии образования выступает наставничество, которое является исторически первой формой передачи социального опыта. В моей профессиональной деятельности имеется эффективный опыт наставничества. В 2012 году я поступил учиться в ГАПОУ «Казанский строительный колледж по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. На втором курсе обучения принял активное участие в движении «Молодые профессионалы» по компетенции «Облицовка плиткой». При профессиональной поддержке и помощи опытного мастера производственного обучения Юсуповой Ларисы Викторовны участие в конкурсе позволило мне добиться значительных результатов уже на первых этапах. Занимая призовые места в Республике Татарстан и в России, был включен в состав сборной Российской Федерации. Участие в конкурсном движении стало для меня стимулом для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.
Отслужив в армии, я устроился в ГАПОУ «Казанский строительный колледж» мастером производственного обучения и моим наставником стала Усманова Рамзиля Хайрулловна. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и мастера производственного обучения с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Рамзиля Хайрулловна профессионально оказывала психолого-педагогическую поддержку и практическую помощь в моем профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям колледжа.
Набравшись опыта, я сам стал активно тренировать и принимать активное участие со студентами в конкурсе «Молодые профессионалы» по компетенции «Облицовка плиткой» и в профессиональном конкурсе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс», в которых мои участники занимают призовые места Республике Татарстан и в России.
На мой взгляд, чтобы наставничество было эффективным, должна быть обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность студента или молодого педагога воспринимать этот опыт. В сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) наставничество имеет ряд преимуществ: обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь». Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Основными задачами деятельности педагога-наставника считаю:
— побуждать молодого специалиста к поиску эффективных современных методов и приемов образовательной деятельности с обучающимися;
— ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;
— способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении;
— ускорить процесс профессионального становления мастера производственного обучения и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности.
Таким образом, наставник вырастил наставника.