«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Наша истинная национальность – человек»

Данная методическая разработка составлена для кураторов и может быть использована в качестве вводного занятия цикла классных часов, нацеленных на воспитании толерантности у студентов. Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, на развитие самосознания, которое помогает обучающимся увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Занятие способствует формированию общих компетенций:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГБПОУ СК «СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

кураторского часа на тему:

«Наша истинная национальность – человек»

для специальности 34.02.01 «сестринское дело»









Работа выполнена

Преподавателем ЦМК общих гуманитарных и

социально – экономических дисциплин

Горешневой А.Е














Ставрополь, 2017


1.Пояснительная записка.

Сегодня тенденции развития нашей страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первом месте должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Социальный заказ общества ставит перед педагогом задачу вырастить человека, готового нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества. Ожидаемый результат образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом – значит быть хозяином своей жизнедеятельности и быть ответственным за происходящее вокруг. Именно поэтому настоящее и будущее за личностно-ориентированным образованием, которое в основе своей должно содержать компетентностный подход к обучению. Педагогу необходимо создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.

Методическая разработка кураторского часа является результатом педагогического мастерства преподавателя ГБПОУ СК и способствует самообразованию и самовоспитанию студентов. Занятие на тему «Наша истинная национальность – человек» разработано для обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающая приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующая мировоззрение студентов.

В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. И всем известно, что воспитывать детей в духе толерантности должны, прежде всего, родители и само общество, причём постоянно. Но так складывается ситуация, что воспитанием толерантности больше всех занимаются преподаватели, классные руководители. Чтобы превратить группу в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, чтобы вместе преодолеть трудности и праздновать победы, необходимо в первую очередь воспитание культуры толерантности у студентов.

Сегодня довольно часто можно услышать, что зло сильнее добра, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, люди стали черствее, грубее и жестче. Толерантность – это то, без чего наша страна, да и весь мир рискуют погрузиться в хаос. Мы порой слышим мимоходом, на перемене, проходя по коридору, где наши студенты с презрением отзываются о своих сверстниках другой национальности. Мы проходим мимо, сделав лишь короткое замечание, потому что спешим, потому что есть учебный план, занятия... Но смысл слова “толерантность” в том и состоит, чтобы мы, взрослые, не проходили мимо этих вроде бы таких нестрашных в устах детей слов. Ведь спустя много лет каждое пропущенное нами слово может стать взрывом, выстрелом... Почти каждый день ТВ показывает страшные кадры... Как хочется уберечь детей от горя, от страха, от ужасов войны и терактов... Толерантность необходима всем нам в наше жесткое, наполненное противоречиями время. Такова наша действительность

В России проблема нетерпимости в последние годы становится очень серьезной, и не только национальной терпимости. Важно еще говорить о том, что главное, это человеческая личность, права человека, самоуважение человека. Недостаточно воспитывать студента только в техникуме. Ведь его воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится: семья, друзья, взрослые, отношение между родителями. Порой он сталкивается с тем идеалом прав человека, который мы пытаемся ему внушить в техникуме, а наша действительность этот идеал разрушает.

Ведь  толерантность это не просто качество, которое мы развиваем в наших студентах, но и определенный стиль их жизни в будущем. Таким образом, поднимая тему толерантности, классный руководитель  касается непосредственно разных сторон в воспитании личности студента.

Данная методическая разработка составлена для кураторов и может быть использована в качестве вводного занятия цикла классных часов, нацеленных на воспитании толерантности у студентов. Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, на развитие самосознания, которое помогает обучающимся увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Занятие способствует формированию общих компетенций:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Классный час сопровождается презентацией, насыщенной иллюстрациями и информационным материалом, которая является его лаконичным мультимедиа сопровождением.


2. Форма занятия: круглый стол с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит, методика классического занятия обрекает каждого студента на изоляцию. Непосредственное общение, обмен мыслями многие педагоги воспринимают как нарушение дисциплины, которое пресекается окриком: «Прекратите разговоры!», а между тем наши студенты мало общаются, речь их скудная и однообразная. Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий предпочитаю круглый стол. На занятиях преподаватель учит, а ученик учится.




















3. Цель урока: создать условия для повышения уровня коммуникативной культуры студентов для преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем при адаптации в социуме. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

Когнитивные:

- ввести понятие толерантности;

- выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении, способствовать выработке принципов толерантного поведения;

- повышение активности студентов в общественных делах, предоставить возможность оценить степень своей толерантности.

Операциональные:

- развитие навыков социального поведения, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- развитие коммуникативных и рефлексивных умений, внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;

- создание условий для проявления готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Аксиологические:

- улучшения психологического климата в группе;

-способствовать формированию мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознанию своего места в поликультурном мире; формированию гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации, воспитанию толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация «Толерантность», видеоролик


План методической разработки:

I. Организационный этап (15 мин)

II. «Толерантность» – что это? (7 мин)

III. Просмотр ролика. Анализ. (15 мин)

IV. Рефлексия. Толерантность. Интотолерантность. (4 мин)

V. Подведение итогов (4 мин)







































Ход занятия

Слово педагога: Здравствуйте, ребята, наш кураторский час я хотела бы начать с высказывания Б. Шоу: (слайд №2) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

И действительно: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, теракт, негр, «черный», жертва насилия...

Сегодня мы попытаемся затронуть очень сложную и серьезную проблему, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы жители самой большой по площади в мире страны. Страна удивительна не только тем, что она богата полезными ископаемыми, красивыми пейзажами, основное богатство страны – ее народ: трудолюбивый, свободный, патриотичный, умный и многонациональный. Наш колледж и в том числе наша группа является многонациональной. Обратите внимание на экран (слайд №3)

Из подсчетов можно сказать, что наша страна, наш город Ставрополь, наш колледж, наша группа – многонациональна.

Какие проблемы существуют в многонациональной стране?

-политические, экономические, социальные….

Если не решаются данные проблемы, какие последствия будут?

-конфликты, стычки, войны , люди гибнут…

Значит, ребята, мы должны жить одной дружной семьёй, во благо себя и родных и всего человечества. Послушайте, что сказал по этому поводу президент России Владимир Путин (слайд №4):

"Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу"

Подумайте! В России проживает более 180 народов и народностей. К чему приведет нетерпимость среди сограждан? (Нетерпимость приведет к гибели людей и развалу страны).

А теперь давайте посмотрим, к чему призывают нас различные религии (слайд №5):

Христианство:
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

Буддизм: 
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать (слайд №6)

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)

– Назовите священную книгу мусульман (Коран)

– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)

– Назовите священную книгу православных. (Библия)

– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)

– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Из этого следует, что отношение к другим людям, людям из другой нации зависит порой от нас самих. Мы должны уважать и принимать обычаи, традиции другой нации, так как религии: и христианство, и ислам, и буддизм трактуют одинаково. Уважать, любить, верить, быть доброжелательным к людям. Мы должны быть толерантными.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Прав был критик Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.

Не так давно в русский язык вошёл слово «Толерантность», и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Что же такое «толерантность»? (слайд №7)

В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире. Что обозначает толерантность в других областях:

  • в медицине (фармакология, наркология): привыкание организма к веществу ввиду чего требуется большая дозировка для того достижения того же эффекта;

  • в музыке: уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям;

  • в экологии: способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (слайд №8):

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы студентов)

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы студентов). Далее куратор и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Посмотрите, пожалуйста, на экран

Отдельное внимание мне хотелось бы уделить анимационному фильму «Адажио» (2000) в пронзительном музыкальном сопровождении Т.Д. Альбиони. Это - философская притча, рассказывающая об однообразной серой толпе, которая нетерпима к другому мнению, другой конфессии, другому цвету кожи, что зачастую является причиной возникновения конфликтов в сегодняшнем мире (просмотр видеоролика)

Примечание: техника работы с фильмом состоит из нескольких этапов. Участники просматривают не весь фильм, а только до определенного момента, далее разбиваются на группы и обсуждают возможные варианты окончания сюжета при условии, что никто не видел раньше данного произведения. Каждая группа должна предложить свой вариант концовки. После рассмотрения всех предложенных вариантов фильм досматривается до конца, проводится обсуждение и делаются выводы.

Беседа со студентами:

1. Определите проблематику фильма(то есть те проблемы, которые в нем поставлены) 2. Найдите параллели в мировой истории человечества 3. Найдите связь с сегодняшней жизнью группы, колледжа... 4. Способны ли вы на такую жертву? 5. Что означает "эта серая масса убивающая не таких как все"- Гарри Бардин

Ответы примерные:

(1.Проблема в том, что никто из обычных людей не хотел воспринимать не такого, как все. 2. Даже Иисуса Христа распяли на кресте из-за того, что он был не такой как все. 3. Например: если ребёнок плохо учится - это не значит, что он не такой. Все мы можем плохо учиться и быть не правы. 4. Я думаю, что могла бы пойти на такую жертву, потому что это похоже на отстаивание своей точки зрения. 5. Это означает отношение к друг другу).

(1.Проблема в том, что люди не приняли его таким как есть. 2.Так и Джордано Бруно умер, со словами: «А она - вертится!» Умер за свою идею! 3.Пример из школы: пришел новенький, а над его избегают. Почему?! "Он -другой!" 4.Да. Люди поймут, что не все такие. 5."В этом обществе все должны быть равны!"- говорят все…)

(1.В фильме поднята проблема страха толпы перед личностью, завить и желание убить в человеке его отличие перед толпой. 2. Жа́нна д’Арк. Она подняла народ на защиту Отечества против английских захватчиков и стала идейным лидером Франции. Тем самым она стала опасной для серой и несостоятельной массы у власти, а попросту имела больший авторитет, чем король. Эта толпа объявила ее ведьмой. Ее сожгли на костре инквизиции. Позже потомки признали ее выдающейся личностью, а церковь признала ее святой. 3. Пример из сегодняшней жизни: все решили прогулять урок, а один выделился и пошел на урок. А после ему устроят заговор." почему?"- потому что он не поддался стадному чувству, а имеет свое мнение и решительность что бы пойти против класса. 4 Да, так как нельзя потакать другим если у тебя есть другое мнение. 5.Это значит ,что люди несостоятельные, которые не хотят что бы к человеку который выделился пошла вся толпа. по мыслям этих людей значит надо его убить и развиваться не надо.)

Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки (слайд № 9): «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?» Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность»

1.Уважение мнения других, доброжелательность,  желание что-либо делать вместе,  понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

2.Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная. Вывод:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и дискомфортности существования в окружающей его действительности, обычаев.

Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. По этому поводу есть замечательное стихотворение, которое называется: «Молитва о встрече»

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!

Спасибо за занятие!

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее