Метелева Светлана Анатольевна,
учитель географии
МБОУ СОШ с УИОП №52 г. Кирова
Внеурочное занятие по географии: « Н.Н. Еремин - отважный полярник, подлинный гражданин России».
В условиях перехода на новые образовательные стандарты, в процессе обучения географии, одним из актуальных направлений является формирование гражданской позиции учащихся. Изучение краеведческого материала способствует решению следующих задач: формирование гражданской идентичности личности, осознание этнической принадлежности, воспитание чувства гордости и ответственности каждого человека за благосостояние общества, на основе всестороннего изучения региона своего проживания, ценностных ориентаций и развитие духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.
В Федеральной рабочей программе основного общего образования по географии говорится о необходимости воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
Учебное занятие отличается неповторимыми возможностями воздействовать на развитие многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование технологий обучения, содержания учебного материала, форм организации учебной деятельности для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: формированию всесторонне развитой личности, её целостному развитию. География – один из немногих школьных предметов, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство) объекты и явления, благодаря чему воспитательные возможности предмета очень широки. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью. Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.
Наибольшая преемственность содержания образования имеется у предмета географии, а, следовательно, этот школьный предмет содержит в себе большие возможности развития духовно-нравственных и патриотических чувств детей, любовь к малой родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле, толерантности, дружелюбия, гуманизма, а также экологического воспитания молодёжи.
В настоящее время целью всего образования является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.
Перечисленные качества формируются в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения. Уникальность уроков географии заключается в том, что на уроках одновременно исследуем проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения географии есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания является успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
Значение темы: «Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента»
в развитии географической культуры обучающихся очень велико, прежде всего, она позволяет создать образ ученого, нашего земляка, патриота своей страны, которым гордится Россия.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить.
Подготовка и проведение внеурочного занятия носит пропедевтический характер при подготовке урока: «Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента».
Главная задача внеурочной деятельности, используя прием персонификации создать образ Н.Н. Еремина отважного полярника, подлинного гражданина нашего отечества, подчеркнуть его личностные качества как гражданина России: законопослушность, любовь к большой и малой Родине, труд человека на благо Земли. Организация жизни в соответствии с законами.
Образ ученого создается в условиях внеурочной деятельности, поисковой деятельности и подготовке портфолио.
На уроке деятельности Н.Н.Еремина посвящается несколько минут, отмечаются научные заслуги в освоении Антарктиды, но образ уже сформирован и его именем уже гордятся дети.
Пресс-конференция на тему: «Патриот, ученый, педагог…»
(о жизни и деятельности Н.Н.Еремина)
Ход занятия
Цель: создание условий для формирования чувства патриотизма, гордости за нацию, единения и осознания преемственности поколений через изучение героического пути покорителя Арктики и Антарктики, полярного исследователя, ученого, нашего земляка Н.Н.Еремина, формирование чувства причастности к географическим открытиям, воспитание географической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины на примере биографии Н.Н.Еремина
Укреплять связь поколений для осознания себя приемником наследия наших земляков;
Мотивировать взаимодействие подростков в процессе познавательной деятельности с оригинальными материалами о жизни и деятельности Н.Н. Еремина;
Использовать информационно-коммуникационные технологии для успешной реализации идеи мероприятия.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия предполагают следующие умения и навыки: 1) самостоятельно подбирать материалы для выступления; 2) работать с различными источниками информации; 3) работать в группах; 4) творчески подходить к представлению темы; 5) выступать перед публикой.
Основные методические приемы взаимодействия учителя и обучающихся: 1)организация поисковой деятельности обучающихся; 2)Обучение оформлению результатов поисковой работы в виде содержательного портфолио «Жизнь и научные открытия заслуженного полярника-земляка Н.Н.Еремина» (научный отчет по результатам поисковой работы);3)заочная экскурсия в краеведческий музей г. Белая Холуница; 4) работа с сайтом музея Арктики и Антарктики (в каких природных условиях проходили экспедиции Н.Н.Еремина в Арктических и Антарктических широтах) https://polarmuseum.ru/; 5) Работа российских полярников на станции Новолазаревская. 6)тексты выступления исследователей биографии Н.Н.Еремина (поместить ответы) 7)работа с кейс-пакетом « Полярный исследователь Н.Н.Еремин на уроке «Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента».
Подготовительный этап:
Учащиеся разбиваются на пять групп и получают индивидуальное задание, которое предполагает изучение основных периодов жизни и научной деятельности полярного исследователя, нашего земляка из г.Белая Холуница Н.Н.Еремина:
1 группа: систематизируют информацию о детских и юношеских годах жизни Н.Н.Еремина, используя материалы Белохолуницкого краеведческого музея.
2 группа: систематизирует материалы С-Петербургского музея Арктики и Антарктики, (в каких природных условиях проходили экспедиции Н.Н.Еремина в Арктических и Антарктических широтах)
3группа: берут интервью с коллегой Н.Н.Еремина по педагогическому институту А.М.Прокашевым. Раскрывают личность Еремина-педагога.
4 группа: работают с публикациями в периодической печати прошлых лет в библиотеке им.А.С.Пушкина.
5группа: Изучение вклада нашего земляка в развитие Российской науки. По возможности, интервью у вдовы, которая проживает в д.Дворец Слободского района, где и похоронен полярный исследователь.
Итог мероприятия - создать образ Н.Н.Еремина патриота ученого педагога.
Основные этапы подготовки и проведения пресс-конференции.
1 этап. Определение цели, обсуждение сюжета; распределение «ролей». Подготовка выступлений по результатам выполнения групповых заданий, подготовка оборудования и презентации по теме пресс-конференции.
2 этап. Знакомство с правилами выступления на конференции:
1)Уметь слушать и критически оценивать ответы товарищей.
2)Уметь быстро включаться в обсуждение.
3) Уметь делать краткие записи по содержанию выступлений.
4) Уметь задавать вопросы в корректной форме.
5) Уметь определять какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.
3 этап. Проведение пресс-конференции.
4 этап. Подведение итогов (рефлексия участников конференции)
Участники пресс конференции: ведающий (учитель), учебники-исследователи, ученики-эксперты.
Программа групповых творческих отчетов
1. Детские и юношеские годы жизни Н.Н.Еремина.
2. Н.Н.Еремин патриот своего отечества.
3. Вклад Н.Н.Еремина в изучении Антарктиды.
4. Научная деятельность Н.Н.Еремине в г.Сосновый Бор Ленинградской области.
5. Личность Н.Н.Еремин педагог и наставник.
6. Н.Н.Еремин в кругу семьи и друзей.
Вывод:
Масштаб личности Н.Н.Еремина патриота, ученого, педагога, его роль в развитии Российской науки
Формат мероприятия - пресс-конференция.
Ход мероприятия:
Ведущий: 17декабря 1931 года в дер.Крутоложино Белохолуницкого района Кировской области родился Николай Николаевич Еремин. В детстве Коля прочитал много книг о дальних путешествиях и отважных полярниках, мечтая стать таким же, как они, его бесстрашные кумиры. Мальчишку, выросшего в вятских лесах, неудержимо манили бескрайние снежные просторы, скованные вечными льдами земли, завораживающая природа суровых малоизведанных широт.
С отличием окончив гидрометеорологический факультет Ленинградского Высшего Инженерного Морского училища им. адм. С. О. Макарова по специальности «инженер-метеоролог», он был направлен в НИИ Арктики и Антарктики. Будучи курсантом, Николай Ерёмин участвовал в экспедициях на Чукотку и на остров Диксон. Но самое интересное и захватывающее ждало его впереди…
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пресс-конференцию, в ходе которой, наши исследователи биографии. Научной и педагогической деятельности Н.Н.Еремина ответят на ваши вопросы.
Итогом нашего мероприятия станет кластер, (см приложение…) в котором будут отражены основные черты личности Николая Николаевича и его заслуги перед Отечеством.
Представление корреспондентов периодических изданий. Название.
1кореспондент: Я представляю детский журнал. Моим читателям интересно узнать о детских и юношеских годах жизни великого полярника.
Первая группа представляет результаты своей работы.
2кореспондент: Читателям журнала Юный полярник интересно узнать, как наш земляк попал в Антарктиду? Каковы были результаты его работы на этом суровом материке? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Вторая группа представляет результаты своей работы.
3кореспондент: Мои читатели педагоги нашей страны. Я представляю журнал « Педагогическое искусство». Каким же педагогом был Н.Н.Еремин? За что его любили и уважали студенты?
Третья группа представляет результаты своей работы.
4кореспондент: А какие публикации в периодической печати были представлены о нашем земляке?
Четвертая группа представляет результаты своей работы.
5кореспондент: Журнал Юный физик. Чем же занимался ученый в г.Сосновый Бор Ленинградской области.
Пятая группа представляет результаты своей работы.
6кореспондент: Так какие же качества личности присущи Н.Н.Еремину?
Отвечают все учащиеся и идет составление схемы.
кластер