Окружающий мир, 1 класс,
УМК Начальная школа XXI век»
Учитель начальных классов
Демидова М.А.
Конспект урока.
Тема урока: Нас окружает удивительный мир.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основные цели:
Познакомить детей с предметами, которые нас окружают: живыми и неживыми организмами и их свойствами; показать отличие живых организмов от неживых предметов;
Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
Способствовать формированию умений: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
Презентация к уроку;
Название групп предметов, название свойств живых организмов.
Учебник.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Н.Ф. Виноградовой по окружающий миру «Окружающий мир» 1 класс.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
УУД, формирующиеся на данном этапе - регулятивные: волевая саморегуляция;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
– Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.(2 слайд.)
-Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).
- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) (3 слайд.)
-Что изображено на этих рисунках? (4 слайд.) (Стол, стулья, самолёт, велосипед, гвоздь, автомобиль, стиральная машина.)
- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) (5 слайд.)
-Что объединяет эти предметы? (6 слайд.) (Это неживые предметы.)
-Чем различаются предметы справа и слева? (7 слайд.) (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).
-Расскажите, что вы видите? (8 слайд.) (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).
- Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы). ( 9 слайд.)
ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.
УУД, формирующиеся на данном этапе: познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций;
2)умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение устанавливать аналогии;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: целеполагание.
- Да, верно. Нас окружают предметы: живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой - нет? (Предположения детей). Действительно, нас окружает удивительный мир.
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Нас окружает удивительный мир).
ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником (С.4-5).
УУД, формирующиеся на данном этапе – коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
личностные УУД:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
регулятивные УУД:
1) умение определять цель деятельности на уроке;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, котенок, рыбка, птичка, бабочка, цветок.)
- К какой группе они относятся? ( Живые организмы.)
- Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?
- Что произошло с Мишей? (Он вырос.)
- Какой вывод можно сделать по этой картинки?
(Живые организмы растут.)
– Как вы думаете, а для чего мы выходим на улицу? (Подышать свежим воздухом.)
– Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).
– Итак живые организмы растут, дышат. А что еще могут делать живые организмы? ( Живые организмы питаются, пьют воду).
– Ребята, а у живых организмов есть еще одно свойство, они приносят потомство. (Живые организмы приносят потомство). Итак, давайте с вами повторим, то что мы выяснили сегодня:
Живые организмы
растут
дышат
питаются и пьют воду
приносят потомство
– Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? Каким образом? (Да, они могут умереть.)
– Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).
– Поэтому у живых организмов есть еще одно свойство, помогите мне его назвать. (Живые организмы умирают). Давайте еще раз перечислим все свойства живых организмов:
Живые организмы
растут
дышат
питаются и пьют воду
приносят потомство
умирают
2. Физминутка.
V. Первичное закрепление.
УУД, формирующиеся на данном этапе – регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
1.Игра «Поиск» - работа в парах.
- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
( предлагается рассмотреть картинку в учебнике с. 5 с изображением предметов и определить):
1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?
- Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что нам нужно было сделать?
– Удалось ли нам выполнить работу?
– Как вы думаете: вы выполнили всё правильно или были недочёты?
– Кто из вас справился сам, а кто с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.
- Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?
VΙ. Самостоятельное применение знаний.
УУД, формирующиеся на данном этапе: регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение.
- Сегодня мы с вами попробуем составить книгу «Нас окружает удивительный мир», куда мы занесем все предметы живой и неживой природы. (Учитель вывешивает обложку.) Детям раздаются страницы книги с изображенными предметами для раскрашивания. Учащиеся показывают живое или неживое и раскрашивают. Учитель проходит и проверяет. После чего все листочки собираются, скрепляются в одну книжку – малышку.
- Ребята, мы с вами и в дальнейшем будем использовать книжку-малышку на уроках окружающего мира.
VΙ Ι. Рефлексия деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе: коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- О чем расскажите дома?
- Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.