«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Народный праздничный костюм

Описание народного праздничного костюма. Иллюстрации из сказок для вдохновения детей, более интересного изображения народного костюма.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Народный костюм.

Народный костюм.

Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли, проста и хороша? Наряды древних скифов послужили, Пожалуй, прототипом для неё. Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое: Кафтан надет поверх рубахи длинной, Орнаментом украшенный внизу. На голове – убрус под шапкой чинной Или повойник - оттенить красу. Ну, горожанки шли в сапожках новых, Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша?

Наряды древних скифов послужили,

Пожалуй, прототипом для неё.

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник - оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Костюм крестьянки – он традиционно Носил национальные черты. И не касался Запад просвещённый Его своеобразной красоты! Все те же сарафаны надевались, Понёвы и рубахи без затей. А всё ж наряды женщин раличались Из северных и южных областей.

Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин раличались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны Из однотонной ткани, из холста, Из крашенины, шерсти домотканной. И лишь отделки яркой красота Нарядный вид костюму придавала, А на рубахах вышивка всегда Событиям особым отвечала- Для свадьбы, сельских праздников, труда

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала- Для свадьбы, сельских праздников, труда

Крестьянки Юга – те предпочитали Поверх рубах понёвы надевать, Узором по подолу украшались, Но юбки было принято считать Нарядом женским, Девушки носили Поверх рубахи фартук иль армяк, На совершеннолетие им шили Понёвы – юбки, вот бывало как!

Крестьянки Юга – те предпочитали

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским, Девушки носили

Поверх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали, Расшитые узорами венцы, На Юге кики им предпочитали А к юбкам пришивали бубенцы.

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали

А к юбкам пришивали бубенцы.

Головные уборы. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям . женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас. Когда говорят “опростоволосилась”, мы подразумеваем – опозорилась.

Головные уборы.

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям . женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас. Когда говорят “опростоволосилась”, мы подразумеваем – опозорилась.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца.

Повойник – головной убор типа чепца.

Кика- головной убор   Кичку носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.) России. Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твёрдую часть (вставлялись берёста, дощечка, иногда простёгивалась)

Кика- головной убор

Кичку носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.) России. Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твёрдую часть (вставлялись берёста, дощечка, иногда простёгивалась)

Кокошник имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Кокошник – головной убор

Кокошник имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.

Кокошник – головной убор

Панёва (понёва, понява, поня, понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане.Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.

Панёва (понёва, понява, поня, понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане.Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов.

Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов.

Мужская одежда.

Мужская одежда.

Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком.

Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком.

В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.

В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.

Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой.

Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой.

Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.

Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.

Кафтан.

Кафтан.

Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку».

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку».

Кожаная обувь имела повсеместное распространение в русской деревне, хотя возможность иметь такую обувь, была далеко не у каждого крестьянина.  Сапоги изготовлялись выворотными (с пришивными голенищами) или вытяжными (цельными) с набойками или высокими каблуками (к каблуку пришивалась медная подковка). Голенище шилось «в гармошку», т.е. сосборенным в мелкие горизонтальные складки.  В некоторых местностях сапоги имели большое значение как рабочая обувь (например, на Русском Севере, в Сибири). Это своеобразные сапоги с пришивными высокими голенищами, петлями и ремнями для крепления их к ноге — бродни, бахилы, бредни, ловчаги.

Кожаная обувь имела повсеместное распространение в русской деревне, хотя возможность иметь такую обувь, была далеко не у каждого крестьянина.

Сапоги изготовлялись выворотными (с пришивными голенищами) или вытяжными (цельными) с набойками или высокими каблуками (к каблуку пришивалась медная подковка). Голенище шилось «в гармошку», т.е. сосборенным в мелкие горизонтальные складки.

В некоторых местностях сапоги имели большое значение как рабочая обувь (например, на Русском Севере, в Сибири). Это своеобразные сапоги с пришивными высокими голенищами, петлями и ремнями для крепления их к ноге — бродни, бахилы, бредни, ловчаги.

Валенки. Широкое распространение валенки получили в конце XVIII – XIX вв. Первые валенки стоили очень дорого – два серебряных рубля за пару, поэтому такую роскошь позволить себе могли только зажиточные крестьяне. У бедных была всего одна пара на всю семью.

Валенки.

Широкое распространение валенки получили в конце XVIII – XIX вв. Первые валенки стоили очень дорого – два серебряных рубля за пару, поэтому такую роскошь позволить себе могли только зажиточные крестьяне. У бедных была всего одна пара на всю семью.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее