«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Наречие. Разряды наречий.

план урока "Наречие. Разряды наречий"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Наречие. Разряды наречий


Цели:

- Показать семантические и грамматические особенности наречия в ряду самостоятельных частей речи; рассмотреть вопросы словообразования наречий; закрепить навыки правописания и произношения наречий; показать учащимся особенности употребления наречий в художественной речи;

- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Актуализация

1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Рано или поздно, под старость или в расцвете сил, несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, спохватываясь и дорожа каждым днем, всматриваемся в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться несбывшееся.

А. Грин

- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

- Выпишите из текста причастие, перешедшее в разряд существительных.

- Произведите морфологический разбор двух деепричастий.

- Найдите в тексте наречия антонимы.


2. Рабочая тетрадь, задание 109. Словарно-орфографическая работа. Правописание наречий.

В даль степей, глядеть вдаль, во веки вечные, во веки веков, вовек, вовеки, вначале было слово, в начале рассказа, в глубь океана, смотреть вглубь, подняться вверх, спуститься вниз, в низ стены, на верху горы, смотреть сверху, наполнить корзину доверху, до самого верху, упасть вниз, лежать внизу, в самом низу, идти только вперед, повернуть назад, взмахнуть ввысь, в высь поднебесную.


Вывод: Пишутся слитно наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существительным (в глубь веков, в даль туманную и т. п.).


III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Чтение материала § 28


2. (В сильном классе) составить сложный план параграфа.

(В слабом классе) составить вопросы по материалу параграфа.


План.

1. Грамматическое значение наречия как части речи.

2. Морфологические признаки наречия.

3. Синтаксическая роль наречия.

4. Группы наречий по значению:

А) определительные;

Б) обстоятельственные.

5. Группы наречий по структуре:

А) производные;

Б) непроизводные.

6. Сравнительная степень наречий.

7. Переход наречий в другие части речи.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Запишите словосочетания и определите значение наречий.

Возвратился поздно, мало-помалу привык, мясо по-казахски, абсолютно неинтересно, пришел вовремя, говорящий мастерски, сделал назло, красив по-прежнему, чтение наизусть, безмерно усталый, быстро шёл, мысли вслух, появился вдали, тотчас ответил, опрокинул невзначай.

2. Рабочая тетрадь, задание 110. Правописание наречий с приставками из-, до-, с- и в-, на-, за- Образуйте от данных в скобках прилагательных наречия и запишите. Сделайте вывод.

В Москве (давний) любили музыкальные представления. Поэтому (долгий) до создания Императорского Большого театра богатые дворяне заводили у себя в имениях домашние театры, где играли свои же актеры. Представления могли начаться (светлый) и длились (темный), пока хозяин и его гости (сытый) не насмотрятся на игру талантливых крепостных. А если кто-нибудь (горячий) очень хвалил какой-то эпизод, его могли повторить, играя (новый) всю сцену. Ведь это были частные театры, и все и них было (простой).


Вывод: Наречия с приставками в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют на конце букву о (влево, заживо, начисто); наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а (досыта, издавна, снова).


3. Рабочая тетрадь, задание 111. Культура речи. Исправьте ошибки, связанные с употреблением наречий.

1. Я стараюсь писать более красивее.

2. Прозаические тексты запоминаются менее легче.

3. Сегодня обратно подул ветер, пошел дождь.

4. Я люблю фантастику больше всех, больше, чем сказки.

5. Он говорил очень прекрасно.

6. Старайся читать более медленнее и правильнее.

7. Он смотрел более недружелюбней.


V. Этап информации о домашнем задании

§ 28, упр. 412

VI. Подведение итогов урока


VII. Этап рефлексии



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее