Гребнева Е.Н.,
Старкина Л.В.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
1
В современном обществе много внимания уделяется использованию средств наглядности в развитии дошкольников. Методы применения наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать информацию в определенном объеме и в определенных дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение наглядных средств помогает привлечь внимание ребенка, также это способствует активной познавательной деятельности.
Наглядные пособия создают повышенное эмоциональное отношение ребенка ко всем процессам, разностороннему формированию образов, способствуют прочному усвоению знаний, а также облегчают понимание связи научных знаний с жизнью. За счет смены деятельности , разнообразия материалов и методов, применяемых воспитателем, любая деятельность становится более интересным. Это значительно облегчает работу, так как сложно удержать внимание детей при изучении материала по окружающему миру.
Принцип наглядности сформулировал и обосновал еще в XVI веке Я.А. Коменский. Его «золотое правило» дидактики звучит так: «Всё через самостоятельное наблюдение... всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются нескольким чувствами…».
«Ощущение удостоверяет... истина и точность знания также зависят не от чего иного, как от свидетельства ощущений. Ведь вещи, прежде всего, и непосредственно запечатлеваются в ощущениях, а потом только с помощью ощущений в уме. Доказательством этого служит то, что чувственному познанию доверяют самому по себе, а при размышлении или чужом доказательстве за достоверностью обращаются к ощущению. Разуму мы верим лишь настолько, насколько есть возможность подтвердить его особым приведением соответствующих примеров (достоверность которых исследуется ощущением). Никого нельзя заставить поверить чужому свидетельству вопреки опыту собственного его ощущения. Итак, чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Поэтому, если мы желаем привить ребятам истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство» с детства.
Наглядные методы непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них. Наглядный метод заключается в наглядно-чувственном восприятии предметов и явлений природы в их натуральном виде и символьном изображении.
Наглядные методы связаны с практическими и словесными методами обучения. Слово педагога играет важную руководящую и направляющую роль, оно постоянно сопутствует показу наглядности, служит для его анализа. С помощью органов чувств ребенка в процессе рассмотрения объектов или процессов получают определенную информацию о них, осмысливают ее путем сравнения, и на этой основе формируются знания, которые впоследствии воспроизводятся в вербальной форме, реализуются в практических действиях.
Наглядные методы принято разделять на три группы:
демонстрационные (демонстрация эксперимента и натуральных объектов – живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, раздаточного материала и др.);
иллюстративные (использование изобразительных пособий – рисунков, карт, атласов, фотографий, схем, репродукций, моделей, макетов, таблиц и др.);
видеометоды (использование учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации и других экранно-звуковых пособий).
Таким образом, использование наглядных методов предусматривает развитие активности в восприятии и осмыслении изучаемых объектов, с этой целью ставятся конкретные познавательные задания. В них указывается, как наблюдать, что рассматривать, с чем сравнивать, что следует выявить, что усвоить и т.д. Для успешного применения наглядных методов необходимы следующие условия: целенаправленное рассмотрение объекта или явления, выявление их существенных сторон и особенностей.
В современных условиях ученик – активный субъект учебной деятельности, сам открывающий новые знания, дошкольник получает первые навыки умения строить процесс познания. Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий становятся более насыщенными и интересными, процесс восприятия и запоминания информации ускоряется с помощью ярких образов, ребенок вовлекается в активную деятельность.
Введение в педагогическую практику средств ИКТ в полной мере способствует формированию научной картины мира у детей дошкольного возраста.
Задачи применения мультимедийных средств обучения в образовательном процессе:
стимулирование когнитивных процессов познания учащихся, в первую очередь влияющих на восприятие и осознание учебного материала;
повышение мотивации познавательной деятельности учащихся;
разнообразие форм обучения, расширение количества и доступности различных источников информации, обеспечение удобства её получения;
уменьшение противоречий между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение;
развитие навыков совместной работы и коллективного познания;
повышение общекультурного уровня обучающихся, способствование их эстетическому воспитанию.
Использование ИКТ в деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, развивает у учащихся логическое мышление.
Благодаря наглядности у дошкольников через восприятие предметов формируется правильное представление об объектах и процессах окружающего мира, дошкольники анализируют воспринимаемые явления окружающего мира и обобщают в соответствии с поставленными задачами.