| М униципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
| |||
| | |||
|
| |||
| | |||
|
| |||
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
«Начальная туристско-краеведческая подготовка»
Возраст учащихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 года
Уровень сложности - стартовый
Разработчик: Лаврищева Наталья Сергеевна педагог дополнительного образования |
Междуреченский городской округ, 2024 г.
Оглавление
Паспорт программы «Начальная туристско-краеведческая подготовка» …….….…….3
Раздел 1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………... 7
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….…….. 7
Направленность программы…………………………………………………………7
Актуальность программы……………………………………………………………7
Отличительные особенности программы……...….……………………………..….8
Адресат программы…….…………...……………………………………………..…9
Объём программы…………………………………………………………………….9
Формы обучения и виды занятий по программе…………………..……………..…9
Срок освоения программы…….……………………………………………………10
Режим занятия……………………………………………………………………… 10
1.2. Цель и задачи программы……….………………………………………………… 10
1.3. Содержание программы…...………………………………………………………. 11
Учебный план 1 года обучения …...……………………………………………… 11
Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………………. 13
1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………………. 18
Комплекс организационно-педагогических условий..…………………….......... 18
Календарный учебный график…………………………………………………… 18
Условия реализации программы…….…………………………………………… 18
Этапы и формы аттестации……..………………………………………………… 20
Оценочные материалы…………..………………………………………………… 21
Методические материалы…….…………………………………………………… 22
Список литературы………………….………………………………………………………… 23
Приложения …………………………………………………………………………………… 25
Паспорт программы
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная туристско- краеведческая подготовка» |
Разработчик программы: |
Лаврищева Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Ответственный за реализацию программы: |
Лаврищева Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Образовательная направленность: |
туристско-краеведческая |
Цель программы: |
формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков |
Задачи программы: |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Возраст учащихся: |
от 8 до 14 лет |
Год разработки программы: |
2024 |
Сроки реализации программы: |
1 год (всего 144 часа) |
Нормативно-правовое обеспечение программы: |
Нормативно-правовые документы учреждения: Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр»; Учебный план Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр», Положение об учебной документации педагога дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и другие локальные акты. |
Методическое обеспечение программы: |
Программа «Начальная туристcко- краеведческая подготовка»; Кодекс путешественника; Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, Москва, ТССР, 2008;
положения об организации и проведению мероприятий по туризму, краеведению и спортивному ориентированию городского, областного уровней;
Квалификационные требования (Приказ N 1101 Министерства спорта Российской Федерации от 25 декабря 2017 г.); Методическое пособие для подготовки к конкурсу "Первая помощь" (редакция 2017 г.); Алгоритм научно-исследовательской работы с учащимися (методические рекомендации) Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях (Алексеев А.А., 2005 г.); "Узлы". ; Методические рекомендации по решению ситуационных задач по первой помощи; Онлайн игра (зимнее ориентирование) для проверки памяти; "Спортивное ориентирование" учебно-методическое пособие; Условные знаки - игра не только для новичков. |
Рецензенты: Внутренняя рецензия: Шарабарина Валентина Валериевна, старший методист МБУ ДО «Детско-юношеский центр» |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная туристско-краеведческая подготовка» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
В содержании программы уделено особое внимание воспитательному компоненту, направленному на формирование у учащихся социокультурных, духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций российского общества и государства.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристско-краеведческая подготовка» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Программа «Начальная туристско-краеведческая подготовка» имеет туристско-краеведческую направленность. Предлагаемая программа приведена в соответствие с нормативно-правовой базой Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Междуреченского городского округа.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Реализация ДООП не нацелена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что в туристских походах прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и спорта. Программа направлена на совершенствование физического и умственного развития, приобретение полезных навыков. Особое значение приобретает и патриотическое воспитание, которое невозможно без познания своей малой Родины, ее природных и культурно-исторических достопримечательностей.
В настоящее время актуальность программы востребована в первую очередь самими детьми, которые готовы познавать окружающую действительность и в частности, нашу природу и достопримечательности малой Родины. Именно в походах дети зачастую получают навыки самообслуживания, преодоления трудностей, общения со сверстниками в реальной обстановке.
Программа направлена на:
- обучение и развитие социализации подростков, которые формируется в коллективно-походной практической деятельности на маршруте, при активном пребывании учащихся в естественно-природных условиях, в отвлечении подростка от пагубного воздействия негативной социальной среды.
- самостоятельную деятельность учащихся, умение строить общественные и личностные отношения, тем самым, облегчая процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.
Дополнительность образовательной программы в расширении и углублении школьных предметов: ОБЖ, краеведения, физкультуры, географии, биологии
Данная программа рассчитана для первичного ознакомления учащихся с туристско-краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристско-краеведческую деятельность. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других форм воспитания. Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных на местности занятий, прогулок и экскурсий.
Уровень сложности – стартовый.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему туристско-краеведческой деятельности, которая способствует духовному, физическому, интеллектуальному развитию учащихся, становлению сферы общения внутри детского коллектива, формированию жизненных ценностей и эмоциональную сферы ребенка в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой
Воспитательный компонент программы
Содержание материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристско-краеведческая подготовка» -таково, что сами темы содержат неотъемленный воспитательный компонент, содействующий становлению активной личности учащихся, с чувством любви к природе и истории родного края; с развитыми эмоционально-ценностными отношениями к труду, своим близким, к малой Родине. В рамках воспитательной работы в ходе занятий с учащимися планируется:
- проведение бесед на нравственно –этические и патриотические темы: «Быть человеком», «Память поколений!», «Правда», «Свобода», «Совесть», «Гражданские права и обязанности», «Моя большая и малая Родина»;
- организация совместных праздников с родителями к знаменательным календарным датам: «День единство России», «День защитника Отечества», «Международный женский день- 8 марта», «Праздник Весны и Труда – 1мая», «9 мая День Победы»;
- организация встреч с мастерами спорта по спортивному туризму и ориентированию.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная туристско-краеведческая подготовка» разработана для учащихся 8–14 лет. Занятия проводятся в группах до 15 человек. Зачисление учащихся осуществляется на основании заявления родителей и при наличии справки от педиатра об основной группе здоровья.
Приём учащихся осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристско-краеведческая подготовка» составляет 144 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения по программе – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристско- краеведческая подготовка»:
Исследовательская проектная деятельность
Самостоятельная индивидуальная работа
Групповая работа
Мини-лекции
Игра
Выставка
Конкурс
Фестиваль
Праздник
Творческая работа
Экскурсии
Мастер-класс
Тренинг
Квест
Встреча с интересными людьми
Соревнование
Творческая мастерская
Поход
Творческий отчёт
Семинары и др.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристско-краеведческая подготовка» составляет 1 год.
Режим занятий
Занятия распределяются из расчета 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут с обязательным перерывом 10 минут. Один раз в месяц (вне сетки часов программы) будет осуществляться 2х дневный поход или экскурсия и прогулки выходного дня. Порядок изучения практических занятий «Начальная туристско-краеведческая подготовка» определяется педагогом в зависимости от условий деятельности объединения.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе образовательных организаций города (по запросу), на договорной основе с МБУ ДО «Детско-юношеский центр».
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков
Задачи
Предметные:
Познакомить учащихся с основами туризма;
Расширять знания учащихся о родном крае;
Ознакомить учащихся с правилами соревнований по туризму.
Метапредметные:
Развивать у учащихся умения и навыки в туризме;
Развивать морально-волевые, нравственные и специальные качества учащихся.
Личностные:
формировать у учащихся интерес к туристско-краеведческой деятельности;
воспитывать у учащихся умение работать в команде, трудолюбие, дисциплинированность, социальную активность;
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
(стартовый уровень)
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика |
| |||
| Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ. | | | | | |
1. | Основы туристско- краеведческой подготовки | 40 | 11 | 29 | | |
1.1. | Введение в ДООП. Инструктаж по ТБ. Междуреченск - туристический. | 4 | 2 | 2 | Анкетирование | |
1.2. | Знакомство с туристическим снаряжением | 6 | 2 | 4 | Опрос, тестирование | |
1.3. | Личное и групповое туристское снаряжение | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.4. | Укладка рюкзака, установка палатки | 2 | - | 2 | Практическая работа |
1.5 | Организация туристского быта, выбор места для бивака, должности в походе | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.6. | Костры и костровое хозяйство | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
1.7. | Питание в туристском походе | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение |
1.8. | Правильная организация движения в походе, привалы | 1 | 1 | - | Тестирование |
1.9. | Правила движения в походе, преодоление естественных препятствий | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
1.10. | Узлы применяемые в туризме | 4 | - | 4 | Контрольная работа , педагогическое наблюдение |
1.11. | ОФП | 6 | - | 6 | Педагогическое наблюдение |
1.12. | Зачет по разделу 1 | 2 | | 2 | Зачет |
2. | Основы гигиены и первой помощи | 26 | 7 | 19 | |
2.1. | Возможные опасности в походе, меры безопасности | 2 | 2 | - | Опрос |
2.2. | Составление походной аптечки. Личная аптечка туриста | 2 | - | 2 | Практическая работа |
2.3. | Наложение повязок | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
2.4. | Основные приемы первой помощи | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
2.5. | Приемы транспортировки пострадавшего | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
2.6. | Зачет по разделу 2 | 2 | - | 2 | Зачет |
3. | Топография и ориентирование | 42 | 9 | 33 | |
3.1. | Понятие топографической карты | 3 | 1 | 2 | Опрос |
3.2. | Определение и измерение расстояний | 6 | 1 | 5 | Практическая работа |
3.3. | Условные знаки | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
3.4. | Ориентирование. Азимут | 6 | 1 | 5 | Практическая работа |
3.5 | Определение рельефа | 3 | 1 | 2 | Опрос |
3.6 | Способы ориентирования | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение |
3.7 | Компас. Работа с компасом | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
3.8 | ОФП | 6 | | 6 | Педагогическое наблюдение |
3.9 | Зачет по разделу 3 | 2 | | 2 | Зачет |
4. | Краеведение | 30 | 8 | 22 | |
4.1. | Особенности природы Кемеровской области. Красная книга ( растения и животные) | 7 | 2 | 5 | Доклад |
4.2. | Полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 | Опрос |
4.3. | Заказники и заповедники | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение5 |
4.4. | Известные люди Кузбасса. | 1 | 1 |
| Доклад |
4.5 | Туристы г. Междуреченска | 1 | 1 | | Доклад |
4.6. | История улиц и города Междуреченска | 4 | 1 | 3 | Опрос |
4.7. | Музеи Междуреченска | 10 | 1 | 9 | Педагогическое наблюдение |
4.8. | Зачет по разделу 4 | 1 | - | 1 | Зачет |
4.9. | Итоговые занятия | 6 | | 6 | Педагогическое наблюдение |
ИТОГО за период обучения: | 144 | 34 | 110 |
|
Содержание 1 года обучения
(стартовый уровень)
1. Основы туристско- краеведческой подготовки (40 часов)
1.1. Введение в ДООП. (4 часа)
Теория. Инструктаж по ТБ. Туристические возможности родного края.
Практика. Анкетирование
Форма контроля. Анкетирование. Опрос «Техника безопасности на занятиях»
1.2. Знакомство с туристическим снаряжением. (6 часов)
Теория. Определение «Туристическое снаряжение». Туристическое снаряжение. Виды и применение.
Форма контроля. Опрос «Туристическое снаряжение», тестирование.
1.3. Личное и групповое туристское снаряжение (2 часа)
Теория. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения, требования к нему. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др.
Практика. Составление списков личного и группового снаряжения для походов. Уход за снаряжением. Игра
Форма контроля: Опрос « Личное и групповое снаряжение»
1.4. Укладка рюкзака, установка палатки (2 часа)
Теория. Правила размещения предметов в рюкзаке. Обеспечение влаг непроницаемости рюкзака. Правила установки палатки. Правила поведения в палатке. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых.
Практика. отработка навыков по укладке рюкзака. Установка палатки. Размещение в ней вещей. Разборка и установка палатки. Игра
Форма контроля: практическая работа.
1.5. Организация туристского быта, выбор места для бивака, должности в походе(2 часа)
Теория. Действие группы по прибытии на бивак. Выбор места для ночлега. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение, безопасность, комфортность. Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности на биваке. Должности постоянные и временные. Требования к командиру. Его обязанности. Краткие обязанности других постоянных должностей. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Временные должности: костровой, повар, направляющий,
замыкающий и др. дежурные по кухне и их обязанности.
Практика: Игра
Форма контроля: Опрос « Бивак и должности в походе»
1.6. Костры и костровое хозяйство ( 2 часа)
Теория. Различные типы костров и их назначение. Требования к выбору места для костра. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра. Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Порядок их упаковки и транспортировки. Меры безопасности.
Практика. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Разжигание костра.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
1.7. Питание в туристском походе. ( 1 час)
Теория. Знание, режим и особенности питания в многодневном походе. Набор продуктов для приготовления пищи на костре и для перекуса. Нормы продуктов на человека. Понятие о меню, раскладке. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в котёл. Организация питания в многодневном походе. Составление меню, списка продуктов для питания в походе.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
1.8. Правильная организация движения в походе, привалы. (1час)
Теория. Туристический строй- элемент организованности и фактор безопасности. Порядок построения участников группы в колонне. Режим и темп движения. Режим ходового дня. Распорядок дня. Привалы. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий. Водно-солевой режим. Правила движения по дорогам, тропам.
Форма контроля: тестирование « Туристы в походе»
1.9. Правила движения в походе, преодоление естественных препятствий ( 8 часов)
Теория. Общая характеристика естественных препятствий. Определение способов их преодоления. Движение групп по пересеченной местности (лес, заросли кустарника, завалы, травянистые склоны). Движение по заболоченной местности. Преодоление водных препятствий. Способы переправ. Движение группы по снегу. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий
Практика. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой. отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, спусков, подъёмов. Организация самостраховки и страховки.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
1.10. Узлы применяемые в туризме (4 часа)
Узлы, применяемые в туризме, деление узлов на группы по назначению.
Практика. Отработка навыков вязки узлов.
Форма контроля: контрольная работа. педагогическое наблюдение.
1.11. ОФП ( 6 часов)
Практика. Разминка. Бег, бег в высоким подниманием бедра, бег с захлёстом, бег спиной вперед, бег с взмахом прямых ног вперед, назад и в стороны, бег с изменением направления и скорости.
Игра «Переправа» - на некотором расстоянии друг от друга стоят две площадки. Команде необходимо переправиться с одного куба на другой с использованием подвешенной веревки. При этом участники не должны касаться земли.
Эстафета «Нога в ногу» - команда должна перешагнуть через препятствия, не задевая их. При этом игроки команды стоят по двое со связанными ногами. Ноги связываются следующим образом: правая нога одного игрока с левой ногой другого игрока.
Игра «Вышибалы»
Форма контроля. педагогическое наблюдение.
1.12. Зачет по разделу
Практика. Оценка знаний по разделу 1.
Форма контроля. Зачет.
2. Основы гигиены и первой помощи. ( 26 часов)
2.1. Возможные опасности в походе, меры безопасности. ( 2 часа)
Теория. Особенности, обусловленные природной средой средней полосы: рельеф, болота, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения. Хищные звери, насекомые, змеи. Опасности, связанные с действиями человека. Основные принципы возникновения аварийных ситуаций. Профилактика несчастных случаев. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Меры безопасности при проведении занятий в помещениях и на местности.
Форма контроля: опрос «Опасность и безопасность»
2.2. Составление походной аптечки. Личная аптечка туриста. ( 2 часа)
Теория. Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Индивидуальная аптечка туриста. Гигиена тела, одежды и обуви.
Практика. Собрать походную и личную аптечку
Форма контроля: практическая работа.
2.3. Наложение повязок. (4 часа)
Теория. Виды повязок и правила их наложения.
Практика. Опробование наложения нескольких видов повязок.
Форма контроля: практическая работа.
2.4. Основные приемы первой помощи
Теория. Предупреждение и лечение простудных заболеваний, ангины, обморока. Помощь при тепловом и солнечном ударах, пищевых отравлениях. Ожоги. Обморожения. Порезы и раны. Остановка кровотечения. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы перевязывания и обработки ран. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы - их признаки. Порядок наложения шин из подручных предметов. Потёртости, мозоли. Заболевания, связанные с укусами клещей, змей. Искусственное дыхание.
Практика. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки. Отработка способов перевязывания и обработки ран
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
2.5. Приемы транспортировки пострадавшего. (8 часов)
Теория. Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества человек оказывающих помощь. Способы транспортировки. Положение пострадавшего при транспортировке. Порядок изготовления носилок.
Практика. Разучивание различных способов транспортировки и обездвиживания пострадавшего, изготовление носилок и волокуш.
Форма контроля. практическая работа.
2.6. Зачет по разделу 2.
Практика. Оценка знаний по разделу 2
Форма контроля: зачет.
3. Топография и ориентирование. (42 часа)
3.1. Понятие топографической карты. (3 часа)
Теория. Определение топографии и топографических карт. Значение топографических карт для туристов. Содержание топографической карты (условные знаки, масштаб, рамка, координатная сетка, возраст). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрута и ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Определение координат точек на карте. Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической.
Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практика. Копирование на кальку участка топографической карты. Работа с картами различного масштаба.
Форма контроля. Опрос «Топография».
3.2 Определение и измерение расстояний. ( 6 часов)
Теория. Определение масштаба. Виды масштабов: численный, линейный, именованный. Стандарты численных масштабов. Работа с масштабами. Порядок и способы измерения расстояний на карте.
Практика. Упражнения для определения вида масштабов.
Форма контроля. Практическая работа
3.3. Условные знаки. ( 4 часа)
Теория. Назначение и свойства условных знаков. Виды условных топографических знаков и их общие свойства. Масштабные и внемасштабные топознаки и их характеристика. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Деление топознаков по группам.
Практика. Работа с картами. Топографические диктанты, упражнение на запоминание знаков.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
3.4. Ориентирование. Азимут. (6 часов)
Теория. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практика. Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на инструментальное измерение азимутов на карте (транспортиром). Построение тренировочных азимутальных треугольников.
Форма контроля. Практическая работа.
3.5. Определение рельефа. (3 часа)
Теория. Рельеф. Формы рельефа. Обозначение рельефа на карте.
Практика. Определение рельефа на карте.
Форма контроля. Опрос «Рельеф»
3.6. Способы ориентирования. ( 6 часов)
Теория. Понятие ориентирования на местности. Способы ориентирования. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир - цель, ориентир - маяк. Способы определения точек стояния на карте. Оценка скорости движения. Ориентирование при помощи компаса, ориентирование по местным предметам, определение сторон горизонта при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды, ориентирование по квартальным столбам.
Практика. Упражнения по определению сторон горизонта по местным признакам, по Солнцу, Полярной звезде. Определение точек стояния на топокарте. Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
3.7. Компас. Работа с компасом. (6 часа)
Теория. Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Правила работы с ним. Основные направления. Понятие Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.
Практика. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).
Форма контроля. Практическая работа.
3.8. ОФП(6 часов)
Практика. Разминка. Бег, бег в высоким подниманием бедра, бег с захлёстом, бег спиной вперед, бег с взмахом прямых ног вперед, назад и в стороны, бег с изменением направления и скорости.
Игра «Север, юг, запад, восток». Цель игры - обучение ориентированию на местности по основным видам ориентирования.
Игра « Тайный лабиринт» поле 7* 7 квадратиков с зашифрованной дорогой от старта до финиша, задача игроков пройти этот путь всем, запоминая ход предыдущего игрока.
Игра «Болото» (низкое) - команда должна пройти из пункта А в пункт Б перебираясь с кочки на кочку с помощью досок.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3.9. Зачет по разделу 3. (2 часа)
Практика. Оценка знаний и умений по разделу 3.
Форма контроля. Зачет.
4.Краеведение (30)
4.1.Особенности природы Кемеровской области. Красная книга (растения и животные).(7 часов)
Теория. Кемеровская область - природные особенности края. Общегеографическая характеристика Кемеровской области. Территория, границы, рельеф. Погода и климат. Реки и озёра. Как образуются подземные воды и их значение в жизни области. Почвы. Растительный и животный мир Кемеровской области. Практика.
Знакомство с картой Кузбасса. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.
Форма контроля: доклад.
4.2. Полезные ископаемые
Теория. Полезные ископаемые. Группы ископаемых.
Форма контроля: опрос «Полезные ископаемые»
4.3. Заказники и заповедники. (4 часа)
Теория. Заказник. Заповедник. Отличия заказника от заповедника. Заказники и заповедники Кузбасса.
Практика. Знакомство с заповедником «Кузнецкий Алатау»
Форма контроля: педагогическое наблюдение
4.4. Известные люди Кузбасса. (1 час)
Теория. Почетные граждане Кузбасса.
Форма контроля: Доклад.
4.5. Туристы Междуреченцы. (1 час)
Теория. Известные туристы города Междуреченска.
Форма контроля: Доклад.
Теория. История основания города. Улицы города. Достопримечательности города.
Форма контроля: опрос « Междуреченск и его улицы», доклад.
4.7. Музеи Междуреченска.
Практика. Посещение и знакомство с музеями города .
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
4.8 Зачет по разделу 4.
Практика. Оценка знаний по разделу 4.
Форма контроля. Зачет.
5. Итоговые занятия. (6 часов)
Теория. Подготовка к турслету.
Практика. Туристический слет.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
предметные:
- начальные знания, умения, навыки по экологии, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, оказанию первой помощи;
- расширены знания о природных особенностях Кузбасса, исторических фактах и знаменитых людях;
- знание правил соревнований по туризму.
метапредметные:
- умения и навыки в туризме (умение вязать узлы, ориентироваться по карте и на местности, умение пользоваться личным и групповым снаряжением, умение разбивать лагерь);
- учащиеся демонстрируют морально-волевые и специальные качества (выдержку, терпение, целеустремленность);
личностные:
- сформирован интерес к туристско-краеведческой деятельности;
- учащиеся демонстрируют умение работать в команде, трудолюбие, дисциплинированность, социальную активность.
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО «Детско-юношеский центр» по УВР.
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года– 31 мая.
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 год обучения
| 144 | 36 | 2 раза в неделю по 2 часа | 72 |
Условия реализации программы
Содержание условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение:
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации программы необходимо:
п/п | № | Наименование | Кол-во единиц |
| 1. | Палатки туристские | Компл. |
| 2. | Спальные мешки | Компл. |
| 3. | Рюкзаки | Компл. |
| 4. | Коврики полиуретановые | Компл. |
| 5. | Репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм) | Компл. |
| 6. | Петли пруссика (веревка 8 мм) | Компл. |
| 7. | Система страховочная | Компл. |
| 8. | Карабин туристский | Компл. |
9. | Компас жидкостный для ориентирования | Компл. | |
10. | Курвиметр | 2 шт. | |
11. | Планшеты для зимнего ориентирования | Компл. | |
12. | Призмы для ориентирования на местности | Компл. | |
13. | Компостеры для отметки прохождения КП | Компл. | |
14. | Секундомер электронный | 2 шт. | |
15. | Аптечка медицинская в упаковке | Компл. | |
16. | Тонометр | 1 шт. | |
17. | Ремонтная аптечка | Компл. | |
18. | Посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т. п.) | Компл. | |
19. | Фонарь | 12 шт. | |
20. | Надувной мяч (емкости непотопляемости) | Компл. | |
21. | Видеопроектор | 1 шт. | |
22. | Экран демонстрационный | 1 шт. | |
23. | Карты топографические учебные | Компл. | |
24. | Учебные плакаты по видам туризма | Компл. | |
25. | Спортивные карты | Компл. | |
26. | Карты спортивные, планы местности, планы микрорайона школы, карты своей местности | Компл. | |
27. | Цифровые носители с учебными материалами | Компл. | |
28. | Оборудованный учебный кабинет | Компл. |
Информационное и учебно-методическое обеспечение:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
- пособия,
- учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А и B с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
Этапы и формы аттестации
Вид контроля | Раздел и контрольные измерители аттестации
| Форма аттестации |
I год обучения | ||
Входной контроль |
-знание о видах туризма, знания по краеведению | Анкетирование |
Текущий
| 1. Раздел: Основы туристской подготовки - знание о видах туризмах;
- умение организовать туристский быт, выбор места для бивака, должности в походе;
- умение готовить личное снаряжение к походу, укладывать рюкзак, устанавливать двухскатную палатку, разводить костер; -выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода; - соблюдение режима движения; - умение вязать узлы: прямой, проводник, встречный, двойной проводник ; - интерес к туристской деятельности, навыки здорового образа жизни; - осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма. | Тестирование, опрос, педагогическое наблюдение, контрольная работа, зачет, практическая работа |
2. Раздел: Основы гигиены и первой помощи
- умение составить походную аптечку, личную аптечку туриста;
- знание основных приемов первой помощи; - умение применять транспортировку пострадавшего. | Опрос, практическая работа, педагогическое наблюдение | |
| 3. Раздел: Топография и ориентирование.
| Опрос,педагогическое наблюдение , практическая работа, зачет |
4.Раздел Краеведение. - знание особенностей природы Кемеровской области. Красная книга (растения и животные); - знание видов полезных ископаемых; - знание и умение различать заказник от заповедника; - знание известных людей Кузбасса; - знание туристов г. Междуреченска; - знание истории улиц и города Междуреченска; - знание музеев г. Междуреченска. | Доклад, опрос,тестирование, педагогическое наблюдение, зачет. | |
Итоговый контроль | Раздел 5. Итоговые занятия - знания по туризму и краеведению - туристские умения. | зачет турслет |
Диагностика результативности сформированных компетенций учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальная туристско-краеведческая подготовка» осуществляется посредством следующих разработок (критерии и показатели в Приложениях к ДООП):
Опрос по темам:
« Техника безопасности на занятиях»
« Туристическое снаряжение»
« Личное и групповое снаряжение»
« Бивак и должности в походе»
« Опасность и безопасность»
«Рельеф»
« Полезные ископаемые»
« Междуреченск и его улицы»
Зачет
Практическая работа (выполнение практических заданий)
Тестирование (тесты по разделам программы)
Педагогическое наблюдение
Методические материалы
Учебно-методический комплекс к программе «Начальная туристско-краеведческая подготовка» включает:
Программа «Начальная туристско-краеведческая подготовка»
Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, Москва, ТССР, 2008
Обновлённые методики категорирования взамен указанных в Регламенте 2008 года:
Пешеходный (30.11.2016 с ред. 2017-2018)
Лыжная (19.04.2018)
Положение о ЕВСК в редакции N469 (действует с 19.08.2019)
Положение о спортивных судьях (действует с 01.12.2018)
Квалификационные требования (Приказ N 1101 Министерства спорта Российской Федерации от 25 декабря 2017 г.)
Методика судейства соревнований в группе дисциплин "маршрут" (2020)
Выполнение норматива испытания "Туристский поход" комплекса ГТО
Изготовление носилок (Т.А. Кожемякина)
Изготовление носилок "Волокуши" на областных соревнованиях "Юный спасатель"
Методика оценки областного конкурса туристско-краеведческих путешествий и экспедиций
Методическое пособие для подготовки к конкурсу "Первая помощь" (редакция 2017 г.)
Алгоритм научно-исследовательской работы с учащимися (методические рекомендации) Из опыта создания экологической тропы и подготовки экскурсоводов на областных слетах краеведов
Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях (Алексеев А.А., 2005 г.)
"Узлы". И. В. Балабанов. Справочное издание.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач по первой помощи
Он-лайн игра (зимнее ориентирование) для проверки памяти
"Спортивное ориентирование" учебно-методическое пособие (авт. Дьяков А.С., Яговкин А.Ю.)
Условные знаки - игра не только для новичков.
для педагога:
Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Алексеева. - Москва: Просвещение, 1983 г.-65с. - ISBN 5-430-00177-5. - Текст: непосредственный.
Борисова, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе: учебное пособие / Н.С. Борисова, В.В. Дранишников и др.– Москва, 1982. -242с. ISBN В пер. (В пер.): 55 к. - Текст : непосредственный.
Васильченко, А.А. Заповедник «Кузнецкий Алатау» / А.А. Васильченко. - Кемерово: Изд.дом «АЗИЯ», 1999. – 252с. – ISBN не указан. - Текст: непосредственный.
Верба, И.А. Туризм в школе: (книга руководителя путешествия) / И.А. Верба. – Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 160с. -– ISBN не указан. - Текст: непосредственный.
Ильичев, А.И. География Кемеровской области / А.И. Ильчев, Л.И. Соловьев. – Кемерово: Кемеровское книжное изд., 1994. – 366с. - ISBN 5-7550-0400-5 (В пер.) : Б. ц. - Текст : непосредственный.
Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу / Ю.И. Ионов. - Кемерово: Кемеровское книжное изд., 1981. – 64с. – ISBN не указан. - Текст: непосредственный.
Куликов, В.М. Школа туристских вожаков: учебно-методическое пособие / В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 144с.- ISBN 5-691-00326-7. - Текст: непосредственный.
Маслов А.Г. Полевые туристические лагеря: учебно-методическое пособие / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинова, И.А Дрогов. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 160с. ISBN 5-691-00364-X. - Текст: непосредственный.
для учащихся и их родителей:
Кацюба, Д.В. История Кузбасса: пособие для учащихся 7-10 классов / Д.В. Кацюба. - Кемерово: Книжное издательство. - 1983 г.-242с.- ISBN В пер. (В пер.): 50 к. - Текст: непосредственный.
Кимеев В.М. Шорцы. Кто они?: этнографические очерки / В Кимеев.- Кемерово. 1989. -165с. - ISBN 5-7550-0141-3 : 75 к. - Текст : непосредственный.
Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов.- Москва: Изд-во ФЦДЮТиК, 2006. - 600 с. - ISBN 5-98086-013-4. - Текст : непосредственный.
Маслов, А.Г. Полевые туристические лагеря / А. Г. Маслов. – Москва: ВЛАДОС. – 2000. – 150с. - ISBN 5-691-00364-X. - Текст : непосредственный.
Патрушев, В.Н. Изучаем свой край / В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров: Волго-Вят. кн. изд-во. - 1979. – С.536. ISBN 5-430-00177-5. - Текст: непосредственный.
Решто, А.Д. Междуреченск / А.Д. Решто. – Москва: Недра, 1990. – 112 с. ISBN 5-247-02527-X : 80 к. - Текст : непосредственный.
Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. – Кемерово: «СКИФ» 2006. – 384с. ISBN 5-85905-320-7. - Текст: непосредственный.
Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области для 6-10-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. – Кемерово: Кузбасс:Скиф.- 2003 г.-98 с. ISBN 978-5-85905-378-0 (в пер.). - Текст: непосредственный.
Соловьев, Л.И. Живи Кузнецкая земля! Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» / Л. И. Соловьев. - Кемерово: Кемер. полигр. комбинат, 1997. - 24. - ISBN 5-7489-0015-7 (В пер.): Б. ц.. - Текст: непосредственный.
Торбоков, С. Моя горная Шория Стихи, сказания, сказки, загадки: (Пер. с шор.) / С. С. Торбоков. – Новокузнецк, 1995. – 94с. ISBN 5-7291-0060-4: Б. ц. - Текст: непосредственный.
Тотыш С. Сын тайги: Рассказы. Для сред. школ. возраста – Кемерово: Книжное издательство. - 1980. – 173с. ISBN В пер. (В пер.): 40 к. - Текст: непосредственный.
Шуранов Н.П. История Кузбасса: учебное пособие для учащихся сред. шк., сред. спец. учеб. заведений и студентов вузов. – Кемерово: СКИФ, 2006. – 360 с.-ISBN 5-85905-278-2: 1000. - Текст: непосредственный.
Приложение 1.
Список терминов
Азимут - угол между направлением на цель и направлением на север.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Бахилы – матерчатые чехлы, надеваемые поверх обуви, для защиты от снега, влаги и для утепления ног.
«Беседка» – комплект страховочной системы, состоящий из поясного ремня, образующего петли и бедренные кольца.
Бивак - место стоянки и отдыха туристической группы на одну ночь, расположенное, как правило, рядом с водным источником
Блок – приспособление для облегчения усилия при подъеме и (или) транспортировке
Волок - перенос судов посуху в собранном или частично разобранном виде с одной акватории на другую.
Волокуша – приспособление для групповой или индивидуальной транспортировки грузов, пострадавших.
«Восьмёрка" - спусковое устройство.
Глазомер – способность человека определять расстояние до цели без приборов.
Днёвка - день отдыха в походе.
Жгут - эластичная резиновая трубка или бинт, которыми
перетягивается конечность для временной остановки кровотечения.
Жизнеобеспечение – система мероприятий и средств для поддержания жизни.
Жумар – зажим одностороннего действия с ручкой для подъема человека по закрепленной веревке.
Заказник — участок природной территории, предназначаемый для постоянной или временной охраны одного двух, а иногда и более ценных объектов живой природы или геологических памятников (ландшафтов).
Заповедник — охраняемая природная территория (акватория), на к рой сохраняется в естеств. состоянии весь природный комплекс типичные или редкие для данной зоны ландшафты, редкие и ценные виды животных и растений и пр.
Камнепад – падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов.
Карабин – разъемное соединительное металлическое звено, используемое как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами снаряжения (страховочная обвязка, крюк) при страховке, навеске перил, а также в качестве блока или тормозного устройства.
Карта – чертеж поверхности Земли или звездного неба.
Катамаран – судно, имеющее два корпуса.
Квалификация – уровень профессиональной подготовки.
Компас— прибор для определения положения данного предмета или направления его движения относительно стран света, с помощью магнитной стрелки, свободно лежащей на острие стержня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.
Костёр — огонь, разведённый на открытом воздухе.
Котёл- глубоководный участок в конце порога с очень сильным течением.
«Кошки» – металлические приспособления, надеваемые на обувь (лыжи) для предотвращения скольжения при движении по скользким поверхностям.
«Краеведение» — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории или объекта — от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома — главным образом силами местного населения.
Красная книга — название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга содержит документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.
Кроки – приблизительно составленный чертеж местности с подробным отображением ее важнейших элементов (трещин, участков лавинной опасности и камнепадов, рек, водоемов, дорог).
Крючья – приспособления для закрепления снаряжения на скалах или на льду в процессе организации страховки, при перемещении и для создания искусственных опор.
Курвиметр – прибор для определения расстояния на карте.
Лавинное снаряжение – специальное снаряжение, применяемое для поиска попавших в лавину людей.
Лавины – снежный обвал, масса снега, низвергающаяся с гор с огромной разрушительной силой.
Легенда карты – свод используемых на карте условных обозначений с необходимыми пояснениями к ним.
Ледник – скопление льда атмосферного происхождения на поверхности земли.
Ледовый молоток – инструмент, применяемый для забивания и извлечения скальных и ледовых крючьев, для вырубки ступеней, зарубок во льду при преодолении ледовых склонов, а также как опора для рук при подъеме на «кошках» по крутому ледовому склону.
Ледопад – участок ледника с множеством трещин, расчленяющих его на отдельные глыбы.
Ледоруб – основной элемент снаряжения спасателей в горах. Применяется для самостраховки при движении по льду, снежным и мокрым травянистым склонам, для рубки ступеней, зондирования снежных мостов, обработки ледовых трещин, выступов и многого другого.
Леер – туго натянутая веревка, трос, оба конца которого закреплены.
Маршрут – заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути.
Масштаб – отношение длины линии на карте (чертеже) к реальной величине. Меандры (излучины) – плавные изгибы речного русла.
Музей— МУЗЕЙ, музея, муж. (греч. museion, букв. храм муз). Учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественно научных коллекций и ведущее культурно просветительную работу.
Норд – север; северный ветер.
Обвал – отрыв и падение отделившейся массы горной породы на крутых и обрывистых склонах.
Обвязка – элемент индивидуального страховочного снаряжения спасателя.
Ориентация – определение местонахождения.
Ориентирование – определение местонахождения относительно сторон горизонта и окружающих предметов.
Осыпь – нанос вследствие осыпания горной породы.
Общая физическая подготовка (ОФП) — основополагающая часть физического воспитания, характеризующаяся направленностью на общее физическое развитие и овладение широким кругом двигательных навыков и умений.
Паводок – поднятие уровня воды в реках во время таяния снега или от ливней.
Паек – продовольствие, выдаваемое по норме на определенный срок.
ПВД – поход выходного дня. Некатегорийный выезд продолжительность до 3х дней с ночевками или без них.
Перевал – понижение в гребне горного хребта или массива.
Перелом – внезапное нарушение целости кости в результате воздействия силы, превышающей уровень ее прочности.
Перила – временно или постоянно закрепленная веревка (трос, проволока) для организации страховки.
Пещера – находящееся под землей полое пространство с выходом (ами) наружу.
Пик - остроконечная вершина горы с крутыми склонами.
Пищевая раскладка - ежедневная норма расхода пищевых продуктов и их перечень.
Плато – равнина, лежащая высоко в горах.
ПСО – поисково-спасательный отряд
ПСР – поисково-спасательные работы
Разведка – обследование чего-нибудь со специальной целью.
Распадок – узкая долина в горах.
Расщелина – глубокое место в земле, узкое ущелье.
Рельеф – строение земной поверхности.
Рюкза́к (от нем. Rucksack — заплечная сумка) — специализированная сумка для длительной переноски на спине различных грузов
Связка – несколько однородных предметов (людей), связанных вместе чаще всего веревкой.
Спасатель – гражданин, подготовленный на проведение аварийно-спасательных работ.
Спасательные средства – совокупность технических средств для спасения людей.
Спелеология – изучение пещер.
Страховка - комплекс необходимых и достаточных мер, обеспечивающих безопасность похода.
Строп – приспособление для захвата грузов и перемещения их в пространстве.
Стропорез - специальный нож для аварийного перерезания такелажа, спасконца и прочего.
Топографическая карта – подробная карта местности.
Топография – измерение поверхности Земли и нанесение изображения местности на карту.
Торос – ледяная глыба.
Травма – внезапное нарушение целостности органа или ткани. Траектория – путь движения тела или точки.
Тури́стский похóд[1][2][3] (туристи́ческий похóд[4], турпохóд) — групповое (или индивидуальное) путешествие (его частный случай) по заранее определённому маршруту, осуществляемое с образовательными, оздоровительными, спортивными, исследовательскими или иными целями, главными отличительными чертами которого являются (вне зависимости от вида) активный способ передвижения, ограниченные временные рамки (в большинстве случаев от нескольких до 15—20 дней), число и категория трудности преодолённых локальных препятствий[
Урочище – участок, отличающийся от окружающей среды.
УТП - учебно-тренировочный (спортивный) поход.
Фал – канат, веревка, трос.
Шквал - порыв ветра или внезапно хлынувший дождь.
Шкипер - капитан (англ. captain, master) судна.
Шлем – средство индивидуальной защиты головы.
Шок – общее расстройство организма.
Приложение 2
Критерии оценивания сформированных знаний и умений учащихся по программе «Начальная туристско-краеведческая подготовка»
| Фамилия, имя/ баллы | Примечания | ||||||
Иванов И.
| Петров В.
|
|
|
|
| | ||
Диагностируемые компетенции | Туристская подготовка |
| ||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
| |
| Топография и ориентирование |
| ||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
| |
| Основы гигиены и первой помощи |
| ||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
| |
| Краеведение |
| ||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
| |
| Обеспечение безопасности |
| ||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
| |
| Специальная подготовка | |||||||
Знания |
|
|
|
|
|
|
| |
Умения и навыки |
|
|
|
|
|
|
|
Для определения учебных результатов учащихся выделены следующие критерии уровней обученности:
Высокий уровень (2 балла) - учащийся владеет ЗУНами, свободно ориентируется в терминологии и понятиях, осознанно и грамотно применяет знания на практике.
Средний уровень (1 балл) – учащийся овладел менее чем ½ от объема знаний, предусмотренных программой, ориентируется в понятиях и применяет усвоенные знания по подсказке педагога или сверстников.
Низкий уровень (0 баллов) – учащийся практически не усвоил теоретическое содержание программы, не овладел умениями и навыкам.
Для определения учебных результатов учащихся выделены следующие критерии уровней обученности:
Высокий уровень 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Тест «Туристическое снаряжение»
Цель теста – оценка уровня знаний учащихся по основным терминам и понятиям.
Учащимся предлагается выбрать правильные варианты ответов на 15 вопросов .
Оценка:
Учащийся получает оценку «отлично» ответив правильно на 80-100% вопросов;
Учащийся получает оценку «хорошо» ответив правильно на 79-60% вопросов;
Учащийся получает оценку «удовлетворительно» ответив правильно на 59 -30% вопросов;
Учащийся получает оценку «не удовлетворительно», ответив правильно менее, чем на 30% ответов
Тест « Туристы в походе»
Цель теста – оценка уровня знаний учащихся по правилам в походе.
Учащимся предлагается выбрать правильные варианты ответов на 19 вопросов.
Оценка:
Учащийся получает оценку «отлично» ответив правильно на 80-100% вопросов;
Учащийся получает оценку «хорошо» ответив правильно на 79-60% вопросов;
Учащийся получает оценку «удовлетворительно» ответив правильно на 59 -30% вопросов;
Учащийся получает оценку «не удовлетворительно», ответив правильно менее, чем на 30% ответов