Познание мира
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 3
Тема урока: Мышцы. Практическая работа.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Объяснить материал о мышечной ткани и о работе мышц, приводящих кости в движение.
Дать понять о том, что подвижные игры, спорт, гимнастика и занятия физическим трудом, соблюдение всех правил и методов способствуют развитию здоровых и сильных мышц, а также формированию красивого тела.
Научить чувствовать и понимать свое тело, находить основные мышцы на теле.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Этапы и структура урока.
Базовые знания: Мышцы связывают кости, защищают их и приводят в движение. О том, как важно тренировать и укреплять мышцы.
Опорные знания: Знания, полученные о скелете; понятия, которые основаны на наблюдениях за своим телом.
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
2. | Сообщение темы и целей урока. |
3. | Проверка домашнего задания. |
| Повторение материала прошлого урока можно провести путем индивидуального опроса. |
4. | Знакомство с новой темой. |
| Как по другому называют опорно-двигательную систему? (Костно-мышечная система) Какой будет тема урока? (Мышцы) Кто знает, что означает слово “мышцы”? ( происходит от слова “мышь”, а мускулус – лат. – мышонок) Показываю на плакате – прижалась как мышь к полу, бегает как мышонок, когда “ходит” под кожей.
|
5. | Практическая работа. |
|
|
6. | Работа в тетрадях. |
| Можно предложить ученикам сравнить свои ощущения при правильной и неправильной посадке. Они почувствуют затруднение дыхания, могут прощупать изгиб позвоночника. Поэтому очень важно следить за правильной посадкой. Вывешивается плакат «Сиди правильно» и разбираются правила посадки. - Рассмотрите фотографии. Как надо правильно сидеть за столом? (Дети обсуждают фотографии и формируют правила.) - Правильно ли сидит человек? Какие правила посадки за столом он нарушил? - Если он будет так сидеть постоянно, как это отразится на его здоровье? Давайте вместе придумаем правила, как сидеть за столом и организовать свое место, чтобы удобно и хорошо работалось. Дети называют правила: - Сиди прямо, голову лишь слегка наклонив. - Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони. - Ноги ставь на пол всей ступней. Далее ученики читают в учебнике текст (стр. 9). Сравнивают свои правила с правилами из учебника. - Для каких профессий необходимы стройность, сила, выносливость? (Военный, балерина, спортсмен.) |
| Мышцы и их значение. |
| Изучение нового материала можно начать беседой, для которой используются вопросы и задания учебника к уроку. Дети прощупывают свои руки и ноги и обнаруживают, что, кроме костей, под кожей еще что-то мягкое. Некоторые учащиеся могут сказать, что под кожей есть мясо. Учитель поясняет, что это мышцы. Слово «мышцы» записывается на доске. Далее учитель предлагает рассмотреть таблицу, уточнив при этом, что на таблице мышцы окрашены красным цветом. Рассматривая рисунок и таблицу, учащиеся обнаруживают, что мышцы есть на голове, на шее, на спине, на груди, на животе, на руках и ногах. Мышцы прикрепляются к костям. Какое значение имеют мышцы? По содержанию этого вопроса можно дать учащимся некоторое время для обмена мнениями. Затем учитель предлагает положить одну руку на место двуглавой мышцы плеча (здесь и далее названия мышц детям не даются. Учитель просто показывает место, куда надо положить руку), согнуть руку и понаблюдать, что произойдет с мышцей. Другое наблюдение можно провести за мышцами спины. Учащиеся кладут руки сзади на поясницу и делают наклоны вправо, влево, назад, вперед. После того как учащиеся провели наблюдения и высказали свои соображения по результатам наблюдений, учитель объясняет, что мышцы могут сокращаться и расслабляться. Как же сделать мышцы крепкими, сильными? Если учащиеся не ответят на этот вопрос, учитель рассказывает, что мышцы укрепляет физический труд. Большую роль в развитии мышц играет спорт. Рассматривая рисунки учебника, учащиеся отвечают на вопрос: какие мышцы развиваются при выполнении того или иного труда, гимнастических упражнений? Можно предложить учащимся выполнить 2—3 упражнения и понаблюдать, какие мышцы при этом развиваются. Следует особо остановиться на том, что уже сейчас учащиеся могут и должны развивать свои мышцы. Для этого надо регулярно делать зарядку, заниматься спортом, выполнять посильный физический труд. Здесь в зависимости от местных условий надо перечислить те виды физического труда дома, в школе, которые могут выполнять дети. Однако, развивая мышцы, надо помнить, что очень вредны длительные однообразные движения (приводятся примеры). В этом случае развиваются одни какие-то мышцы в ущерб другим. При всякой физической работе или при выполнении физических упражнений через определенное время человек чувствует усталость. Надо прервать упражнения или работу и дать отдохнуть мышцам. Иначе эти тренировки могут вместо пользы принести вред. Надо помнить, что учащимся 8—10 лет нельзя выполнять упражнения или работу, связанную с поднятием больших тяжестей. Вес груза, переносимого на расстояние 20 м, не должен быть больше 10 кг для мальчиков, а для девочек немного меньше. И еще одно правило нужно соблюдать, если вы решили развивать мышцы: спортивные занятия должны быть не только разнообразными, но и регулярными. |
7. | Итог урока. |
| Вызванный ученик имитирует выполнение той или иной физической работы, а учащиеся отвечают, мышцы каких частей тела при этом упражняются. Брать желательно те виды труда, в которых обычно участвуют дети в данной местности.
|
| Рефлексия За что бы вы могли похвалить себя? Чьи ответы вам понравились больше всего? |
| Домашнее задание. |
| Подготовиться рассказать о значении и укреплении мышц (учебник, с. 11-14). Выполнить задания учебника. к уроку принести картины, плакаты с изображением тел людей, занимающихся спортом
|
3