«Осенний фестиваль знаний 2024»

Муса Җәлил “Кызыл ромашка” шигыре (Муса Джалиль «Красная ромашка»)

На уроке испульзуются такие задания, которые позволяют ученикам работать в группах и парах. Ролевые игры, групповые дискуссии, в которых принимает участие весь класс, являются эффективной формой работы, позволяющей совместить эффективное обучение языку с развитием различных составляющих эмоционального интеллекта. Одним из примеров подобных упражнений является Circle Time (Время круга).

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Коспект урока

Предмет: Татарская литература

Класс: 6 класс (татарская группа)

Тема урока: Муса Җәлил “Кызыл ромашка” шигыре (Муса Джалиль «Красная ромашка»)

Цели урока: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля, анализировать стихотворение «Красная ромашка»

Задачи урока:

  • формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы;

  • формировать у учащихся понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов нашей страны;

  • развивать творческое мышление, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения;

  • воспитывать чувства патриотизма, мужества, гражданственности;

  • вызвать чувство восхищения чистой любовью;

  • воспитывать тактичность и чувства коллективизма (в ходе групповой работы).

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 3


Организация класса (орг.момент). (Мотивирование к учебной деятельности.)


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию обучающихся на уроке я использую:

-пожелания друг другу;

-положительный настрой;

-подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

Эш ритмына кертү. Укытучының сөйләме.

-Исәнмесез, укучылар! Хәлләрегез ничек?


Работаем по Мэнэдж мэту

Ә хәзер җилкәдәш партнерыгызны сәламләгез!

-Сәлам, дустым! (кулларны кысышу)

-Мин сагындым! (кулны күкрәккә кую)

-Син килдең! (кулларны җәю)

-Мин бик шат (кочаклашу, кул кысышу)

- Яхшы кәефләр белән дәресебезне башлап җибәрәбез!

Игра "Волшебные мешочки. "Ребенку предлагается сложить в "волшебный" мешочек все отрицательные эмоции и выбросить его, а из второго мешочка взять для себя положительные эмоции

 Самоконтроль, создание положительной энергетики.















Осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций


 Музыка

















2 мешочка и карточки пиктограммы с изображением различных эмоций.

 10

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (Этап определения темы, целеполагания)

Упражнение - Circle Time (Время круга) на тему Муса Җәлил”. Правила задания следующие: ученику можно говорить только тогда, когда наступит его очередь; вести себя корректно и дружелюбно, когда говорит одноклассник; находить свои собственные слова, избегая повторений за другими детьми; при отсутствии желания высказаться использовать фразу «Я пропускаю». Дети образуют круг. Учитель предлагает незаконченное предложение и показывает, каким образом его можно завершить. Дети по-очереди повторяют незаконченную конструкцию и добавляют свою концовку.

2.Игра “Ромашка” для определения темы. Лепестки красного цвета.На них написаны задания.

Тема урока- Муса Джалиль. «Красная ромашка».


 Повышает самооценку и способность открыто выражать свои эмоции. При выполнении задания №1 развиваются навыки активного слушания, а также коммуникативные навыки и умения. 

 Портрет М. Джалиля.



18

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)


Ролевая игра. У каждой группы-таблички с условными названиями: “Биографы”, “Литературоведы”, “Музыковеды”, “Художники”. Работа в группах.

  1. «Биографы» выступают. Вспомним жизненный путь замечательного татарского поэта. Слово исследователю – биографу (рассказывает и показывает презентацию).

  2. “Литературоведы» выступают. Творческий путь.

  3. “Музыковеды”.  Многие стихи Джалиля положены на музыку. Какие это произведения? Предоставим слово музыковедам. (выступление учащихся)

  4. Художники”.- О самом поэте создано много картин. Предоставим слово исследователям этой темы. (Выступление учащихся. Описание репродукции с картины Х. Якупова ”Перед приговором”)

- Наши “художники” подготовили иллюстрации к некоторым стихотворениям. Им слово.- Подумайте, строчками из каких стихотворений можно подписать рисунки.


Построение логической цепи рассуждений, развития критического и креативного мышления, умения выступать.

У каждой группы своя атрибутика или одежда.

Выставка книг.

Картина Х. Якупова ”Перед приговором”

М.Җәлил шигырьләренә иллюстрацияләр.

 5

Физминутка


Игра-драматизация "Кукольный театр».

Учитель г выполняет роль кукольника, а ребенок куклы. Кукольник создает задуманное чувство кукле. Кукла должна понять: какое чувство я из тебя сделал? Затем меняются ролями
-Что понравилось больше быть куклой или кукольником?
-Что ты чувствовала в роли куклы и кукольника?
- Какое чувство было труднее всего изображать?

Развитие понимания собственных и чужих чувств.


19

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)


 

Работа над стихотворением «Красная ромашка»

Чтение учителем стихотворения.

Работа над содержанием стихотворения.

В стихотворении «Красная ромашка» ромашка сравнивается с Чулпан-звездой. Чулпан-звезда – по-татарски-планета Венера, по-другому её называют Звезда Утренней Зари, которая на фоне нарождающегося утра особенно ярка и заметна. Почему поэт использует такое сравнение?

- Найдите в стихотворении описание прошедшей ночью битвы.

- Какие художественные средства и приёмы поэт использует, чтобы показать, что битва была кровавой?

Какую символику, на ваш взгляд, несёт в стихотворении образ красной ромашки?

 

В конце 1919 года после смерти отца М.Джалиль возвращается на родину, в Мустафино. Там он не остаётся в стороне от происходящих процессов - создаёт детскую организацию «Красная ромашка», становится признанным вожаком сельской молодёжи. Как вы думаете, не перекликаются ли название этой молодёжной организации и название одного из стихотворений Джалиля, с которым вы только что познакомились? Если да, то в чём вы видите эту связь?

Конкурс чтецов.

Выразительное чтение стихотворения «Красная ромашка»


Выполнение теста.

Муса Җәлил иҗаты буенча тест.


1. М.Җәлилнең туган авылы кайсы?

а) Кармәт

б) Мостафа

в) Кушлавыч

г) Чыршылы


2. Муса Җәлилнең туган көне кайчан?

а) 26 апрель, 1886.

б) 15 октябрь, 1552.

в) 5 февраль, 1916.

г) 15 февраль, 1906.


3. Муса Җәлилнең әнисе ни исемле?

а) Рәхимә

б) Рәхилә

в) Әминә

г) Чулпан


4. Хатыны Әминәгә багышлап язган шигыре?

а) “Чулпанга”

б) “Дуска”

в) “Окоптан хат”

г) “Хуш, акыллым”


5. Беренче мәртәбә идеология хакыйкатеннән башка үз хакыйкате барлыгын язган шигыре кайсы?

а) “Әйдә, җырым”

б) “Кичер, илем”

в) “Бүреләр”

г) “Ана бәйрәме”


6. Муса Җәлил шигыре түгелен күрсәтегез.

а) “Җырларым”

б) “Вәхшәт”

в) “Ак чәчәкләр”

г) “Дуска”


7. “Моңлы бер җыр” әсәрнең авторы кем?

а) Г.Тукай.

б) Н.Исәнбәт

в) Риза Ишморат

г) Туфан Миңнуллин


8. “Хөкем алдыннан” картинасының авторы кем?

а) Т.Хуҗиәхмәтов

б) Х. Якупов

в) А. Абзгильдин

г) М.Минһаҗев


9. Тоткынлыкта язган юмористик шигыре кайсысы?

а) “Бер үгет”

б) “Гашыйк һәм сыер”

в) “”Катыйльгә”

г) “Кызыл ромашка”


10. М.Җәлилнең беренче шигыре кайсы?

а) “Бәхет”

б) “Яшь ана”

в) “Соңгы җыр”

г) “Буран”


11. М Җәлил Оренбургта нинди мәдрәсәдә укый?

а) Иж - Буби

б) Хөсәения

в) Касыймия

г) Галия




12. Советлар Союзы Герое исеме ничәнче елда бирелә?

а) 1945

б) 1991

в) 1956

г) 2005

(Тестлар җыеп алына)



Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



Тест, диск “Күренекле шәхесләр”. Муса Җәлил.

 5

V этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


Рефлексия.Игра “ Ромашка”

-Бүгенге дәрестә Җәлил иҗаты турында нинди дә булса яңалык белә алдыгызмы? Әйдәгез хәзер белгәннәребезне хәтердә яңартыйк (төркемнәргә ромашка рәсеме бирелә, һәр укучы бер таҗын алып җавап бирә. 1- Җәлилнең кешелеклелек сыйфатлары; 2-иҗади уңышлары; 3-кем ул?)

Домашняя работа (по группам)

Өй эше бирү.

-1нче төркем: Интеллект-карта төзергә;

-2нче төркем: шигырь буенча рәсем ясарга;

-3нче төркем: Җәлилчеләргә адреслап, бүгенге яшьләр исеменнән хат язарга.

Йомгаклау.

-дәрестә катнашкан укучыларга билгеләр кую;

-Җәлил иҗаты буенча тест билгеләрен киләсе дәрестә әйтү;

Укытучы:

- Без аның иҗаты һәм батырлыгы алдында баш иябез. Җәлил белән бер милләттән булуыбызга чиксез горурланабыз! (әкрен генә”Җырларым”ны 1укучы гармунда башкара).


 Умение анализировать, делать умозаключения.

 








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее