«Зимний фестиваль знаний 2025»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Журавушка" (корпус 1)

Использование информационно-коммуникационных технологий с детьми имеющих нарушения речи на логопунке учреждения является одной из важных задач по преодолению речевых нарушений. Игра для дошкольника - это ведущий вид деятельности, в которой проявляется, формируется и развивается личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности. потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Использование информационно – коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта дошкольного учреждения»


Л.В.Троян, учитель –логопед МБДОУ детский сад «Журавушка» г.Лянтор


В настоящее время использование в  образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда является нормализация зкукопроизношения и звуконаполняемости речи детей. Используя различные приемы в подготовительный период, способствующие развитию артикуляционного аппарата, учитывая индивидуальные особенности детей, звук можно вызвать или «поставить» с применением зондов или шпателя. Затем наступает процесс автоматизации звуков.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Игра — основное условие использования компьютера в ДОО.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям

  Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.  По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- повышает интерес к занятиям;

- стимулирует познавательную активность;

- помогает в реализации индивидуального подхода;

- создает «ситуацию успеха»;

- сокращает сроки реабилитации.

  Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.  Использование компьютерных программ учителем – логопедом в работе с детьми посещающих логопедический пункт учреждения, позволяет  решать ряд коррекционных задач:

1. Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

2. Закреплять произношение  поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленно активизировать отработанную  лексику.

4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.

6. Формировать связную речь.

7. Закреплять навыки чтения и письма.

  Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает нам решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.

 Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включаются компьютерные игры. Здесь нам на помощь приходят готовые компьютерные программы. Одна из таких программ - «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы  построены в игровой форме и направлены на активизацию лексики, употребление сформированных грамматических категорий, формирование связной речи, закрепление навыков чтения. Со стороны компьютера выступает веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка  и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Второй помощник -  программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки,  звукоподражание, речевые звуки,  развитие связной речи. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Для автоматизации поставленных логопедом звуков используется программа «Домашний логопед», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью воспитателя находит слова-названия на определённый звук.

  Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру «Букварик-Смешарик», содержащую четыре раздела: диффференцияция гласных-согласных, деление на слоги, выделение первого звука, игра на закрепление образов букв. Приключения вместе с любимыми героями помогают детям сделать звуко-буквенный анализ слова, выделить определённую букву во всех словах текста, разделить слова на слоги, запомнить графическое изображение букв. Оживающая картинка-иллюстрация указывает ребенку на правильность выполнения задания. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звуки, которые буква обозначает. «Букварик-Смешарик» - игра с воспитательным моментом. Программа не пропустит на следующий уровень (новая буква), если не все нужные буквы в тексте будут отмечены. 

 Также пользуется популярностью интерактивная онлайн - игры Мерсибо. 

В заключении хочется отметить, что большинство детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это мальчикам, и девочкам. А наличие в логопедическом кабинете компьютера – это хорошая база для психологической подготовки детей к последующей деятельности с компьютерной техникой в школе. 

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее