Гадирова Ирада Мабуд кызы,
учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», п. Ильич Темрюкского района Краснодарского края
gadirova_irada@mail.ru
Развитие творческого мышления и способностей на уроках технологии
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы решения творческих задач и креативная компетенция исследовательского типа при помощи ТРИЗовских технологий.
Ключевые слова: ТРИЗ, изобретательские задачи, исследовательские задачи, мозговой штурм.
«Жизнь без труда – путь в никуда!
Аристотель
Урок – это общение, а не просто работа,
это искусство, а не только
учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании.
Е. Н. Ильин.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству [1].
Умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений. Так характерной особенностью Сократа была постановка проблемных вопросов собеседнику. Эту идею для активного обучения развивали такие педагоги и философы как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л. С. Выготский. Он считал, что творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребёнку. Он определяет творчество, как ту деятельность, «которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» [2, 3].
Психологами и педагогами рассматривается, внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается, психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. В процессе социально экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. И. Я. Сухомлинский исследовал и пришёл к выводу что, обучение творчеству – это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами, а также развитие способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий [1].
Одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г. С. Альтшуллером.
ТРИЗ – это определённая последовательность действий и различные методы образовательного процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов. Применяются с учётом активного мышления и воспитания творческой личности, для решения сложных задач в различных сферах деятельности.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2) Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Первоначально ТРИЗ, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
Предмет «Технология» – это креативный предмет, который даёт большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета в школе созданы все условия: хорошая материально-техническая база, множество наглядных средств, творчество учителя. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т. е. те качества, без которых невозможно творчество.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
На уроках мною используются разные виды творческих задач, наиболее интересными являются изобретательские и исследовательские задачи. Изобретательская задача – содержит проблему, которую надо решить. Например, моделирование юбки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях мы просматриваем журналы, рисуем модели юбок, затем перед девочками ставлю задачу: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры ткани, экономной раскладки. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на вопрос: «Как быть?», т. е. решать проблему.
Исследовательская задача – включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Так в разделе «Материаловедение» (5 класс), в качестве примера можно использовать следующую задачу: Используя дополнительную литературу и знания об окружающем мире, учащимся предлагается дать сравнительную характеристику ткани и, анализируя свойства объяснить области её применения. Другой пример: При изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» предметом исследования может быть масштаб какого-либо изделия.
Решению творческих задач детей надо учить. Необходимо познакомить учащихся с инструментарием ТРИЗ: противоречие, системный оператор, идеальный конечный результат, ресурсы, приёмы, алгоритм решения и т. д. Желательно сделать это на факультативных занятиях. Если такой возможности нет, то на конкретных задачах можно на уроках знакомить ребят с «мыслительными инструментами» ТРИЗ. Серьёзной помехой творческому мышлению часто является критика или боязнь критики выдвигаемых идей. В целях устранения этой помехи американский психолог А. Осборн разработал метод мозгового штурма («брейнсторминг»), получивший широкую известность. Сущность его состоит, прежде всего, в запрете критики. Выдвигаются любые идеи, в том числе самые фантастические, явно ошибочные, шуточные, так как они могут стимулировать появление более реальных и ценных. Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».
Определим цели данной методики при работе с детьми.
Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
Научить детей фантазировать.
Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
Оценить общую активность детей
Мозговой штурм включает три обязательных этапа:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное – количество идей, не делайте никаких ограничений;
Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
Необычные идеи приветствуются;
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Можно использовать разные модификации данной технологии: «свободное плавание», «атака вслепую», «наглядный штурм». Эта активная форма работы позволяет развивать творческий стиль мышления у детей. Поиск ответов вызывает у ребят большой познавательный интерес и положительные эмоции. Применять данную технологию можно при работе с одаренными детьми и просто на уроках, чтобы сделать их более интересными динамичными, познавательными. Предлагаем разработку креативного урока [4, 5].
Разработка урока в 7классе по теме «Вязание крючком».
Цели урока: ознакомить учащихся со способами вязания изделий по кругу, приемами вязания крючком по кругу; воспитательная – прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Оборудование и инструмент: образцы вязания крючком, крючки, пряжа для вязания, ножницы, рабочие тетради, инструкционные карты, компьютер, проектор, экран.
Ожидаемые результаты:
общее представление о материалах и инструментах для вышивки лентами;
формирование умений выполнять вышивку лентами;
приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Объект работы: образцы вязания крючком.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: рассказ, мозговой штурм, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока.
Блок 1 (Мотивация)
Учитель предлагает, используя метод мозгового штурма ответить на вопросы: Как продеть в ушко иголки довольно широкую ленту? Как сделать так, чтобы обрезной край ленты не осыпался? Как закрепить ленту на ткани, можно ли для этого сделать узелок? Ответы обсуждаются, выбираются наиболее подходящие. После этого учитель формулирует цели и задачи урока. После обсуждения ответов учитель формулирует цели и задачи урока.
Блок 2. (Содержательная часть)
Учитель показывает образцы и работы, выполненные в технике вязания крючком, знакомит с историей данной техники. Знакомство с материалами этой техники вязания крючком. Крючки изготавливают из различных прочных материалов. Важно помнить, что толщина крючка должна быть равна толщине пряжи сложенной вдвое. Для более плотного вязания нужно взять крючок потоньше. Для более рыхлого вязания – крючок потолще. В заключении учитель рассказывает о том, как лучше оформить работу.
Блок 3. (Психологическая разгрузка)
Из числа детей выбирается ведущий, который под музыку показывает движения руками, затем ногами, а ребята повторяют. Упражнение направлено на снятие мышечного напряжения, развитие внимания.
Блок 4. (Содержательная часть)
Перед выполнением работы проводится первичный инструктаж. 1.С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу 2. Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках 3. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека. 4. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой. 5. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед. 6. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом. Для ножниц есть закон простой: Ты для начала их закрой. И лезвиями от себя. Всегда клади, себя щадя. Подруге захочешь ты их передать, Колечки вперед не забудь ей подать.
Блок 5 (Резюме)
Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на контрольные вопросы в конце параграфа № 37, учитель обсуждает с детьми результаты выполнения практической работы, отмечает лучшие работы.
Домашнее задание: Приготовить и принести на следующий урок материалы и инструменты для выполнения проектной работы по разделу «Художественные ремёсла». [7]. Применять ТРИЗ – задачи можно на разных этапах урока, это зависит от цели урока.
Фрагмент урока «Технология приготовления блюд из птицы» в 6 классе.
На этапе закрепления полученных знаний можно предложить учащимся такое задание, которое позволяет отработать понятие системного эффекта.
Учитель. Девочки, данную работу выполняем в парах. Вам необходимо выписать из каждой колонки таблицы по одному слову так, чтобы эти слова связывало что-то общее. Каждое слова можно использовать только один раз. Составьте из этих слов по одному предложению.
Таблица
Фарш | Противень | Яйцо |
Рагу | Мясорубка | Птица |
Тушка | Потроха | Спинка |
Например: 1. Рагу – потроха – птица. Рагу можно приготовить из потрохов птицы. Если возникнут затруднения, можно попросить подсказку. Учащиеся дают свои ответы: Фарш – мясорубка – яйцо. (Чтобы приготовить котлеты, с помощью мясорубки приготовим фарш, добавим яйцо и специи); Тушка – противень – спинка. (Тушку птицы уложим спинкой на противень и отправим в духовку) [6].
Учить мыслить нестандартно, преодолевать шаблонность ума, управлять процессом мышления трудно, но интересно. На уроках можно использовать игровые упражнения, направленные на развитие и активизацию креативности – системы творческих способностей. Задача этих упражнений – научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого [7].
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения: Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение: Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными? «Необычные действия». Описание: Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:
В чем именно они видят необычность этого действия?
Что, с их точки зрения, к нему побудило?
Как они оценивают это действие «задним числом» – к чему оно привело, стоило ли его совершать?
Если в классе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем числе участников группу лучше разделить на 2-3 подгруппы, которые будут работать параллельно.
Смысл упражнения: Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.
Обсуждение: Как необычные действия влияют на нашу жизнь – делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то, что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» – правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить? [8].
В современном учебном процессе все больше обороты набирает проектная деятельность. Тема «Основы проектирования» наилучшим образом создает условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически реализовали свою идею.
На уроках используется различный уровень обучения, применяются дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели:
низкий уровень обучения – фартук с простейшими элементами отделки;
средний уровень – фартук с накладными карманами и отделкой;
высокий уровень – фартук с изменением деталей (моделируют сами), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т. д. [9].
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не всегда высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, учащиеся с низким уровнем обучения могут проявить себя, повысить свою самооценку.
Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися.
И поэтому кроме традиционных уроков, используются и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум урок-конференция и т. п. Все эти уроки по своей сути являются творческими уроками. Можно сказать, что они соответствуют урокам, подлинно развивающим процесс обучения, т. е. являются креативными.
Использование ТРИЗ технологии положительно влияет на общеучебные компетенции учащихся, в частности на развитие нестандартного мышления, социализацию личности.
Ссылки на источники
Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939–1941.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.1967.
Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. Методическое пособие. 6 класс. - Москва, издательский центр «Вентана-граф»,2015
Синица Н.В Технология. Технологии ведения дома Методическое пособие. 7 класс. – Москва, издательский центр «Вентана-граф»,2015
Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей.
Синица Н. В., Симоненко В. Д. Технология. Технологии ведения дома:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2012