«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Многогранники и тела вращения

Урок обобщения, систематизации, контроля и коррекции ЗУН

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» Многогранники и тела вращения Урок обобщения, систематизации, контроля и коррекции ЗУН Подготовила: преподаватель Лавриеня Е.А. Калуга, 2018

ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий»

Многогранники и тела вращения

Урок обобщения, систематизации, контроля и коррекции ЗУН

Подготовила: преподаватель Лавриеня Е.А.

Калуга, 2018

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – И я научусь.  Китайская мудрость.

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому –

И я научусь.

Китайская мудрость.

Цель занятия  Обобщение, систематизация, контроль и коррекция знаний и умений по теме: «Многогранники и тела вращения»

Цель занятия

Обобщение, систематизация, контроль и коррекция знаний и умений по теме:

«Многогранники и тела вращения»

После изучения темы студент должен Знать: Основные понятия темы «Многогранники»: определение призмы, параллелепипеда, пирамиды и усеченной пирамиды; Основные элементы многогранников: боковая поверхность, основание, апофема, высота; Основные понятия темы «Тела вращения»: определение цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и сферы; Основные элементы тел вращения: боковая поверхность, основание, образующая, высота, радиус основания; Виды возможных сечений многогранников и тел вращения; Формулы площадей и объемов многогранников и тел вращения. Уметь:  Изображать на чертеже многогранники и тела вращения;  Строить сечения многогранников и тел вращения;  Находить все элементы многогранников и тел вращения;  Вычислять площади многогранников и тел вращения: полной поверхности, боковой, основания;  Вычислять объемы многогранников и тел вращения.

После изучения темы студент должен

Знать:

  • Основные понятия темы «Многогранники»: определение призмы, параллелепипеда, пирамиды и усеченной пирамиды;
  • Основные элементы многогранников: боковая поверхность, основание, апофема, высота;
  • Основные понятия темы «Тела вращения»: определение цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара и сферы;
  • Основные элементы тел вращения: боковая поверхность, основание, образующая, высота, радиус основания;
  • Виды возможных сечений многогранников и тел вращения;
  • Формулы площадей и объемов многогранников и тел вращения.

Уметь:

  • Изображать на чертеже многогранники и тела вращения;
  • Строить сечения многогранников и тел вращения;
  • Находить все элементы многогранников и тел вращения;
  • Вычислять площади многогранников и тел вращения: полной поверхности, боковой, основания;
  • Вычислять объемы многогранников и тел вращения.

План урока:  Вступительная речь учителя Разминка Теоретический этап Групповое задание Индивидуальное задание Кроссворд Подведение итогов Постановка Д/З

План урока:

  • Вступительная речь учителя
  • Разминка
  • Теоретический этап
  • Групповое задание
  • Индивидуальное задание
  • Кроссворд
  • Подведение итогов
  • Постановка Д/З

Этап № 1 «Разминка»

Этап № 1

«Разминка»

Дайте определение многогранника Многогранник - это тело, ограниченное несколькими многоугольниками

Дайте определение многогранника

Многогранник - это тело, ограниченное несколькими многоугольниками

Дайте определение призмы Призма — многогранник, две грани которого равные параллельные многоугольники (основания призмы), а все остальные – параллелограммы (боковая поверхность)

Дайте определение призмы

Призма — многогранник, две грани которого равные параллельные многоугольники (основания призмы), а все остальные – параллелограммы (боковая поверхность)

Дайте определение параллелепипеда Параллелепипед – это призма, в основании которой лежит параллелограмм

Дайте определение параллелепипеда

Параллелепипед – это призма, в основании которой лежит параллелограмм

Дайте определение пирамиды Пирамида  – это многогранник, одна из граней которого - многоугольник (основание пирамиды), а все другие грани – треугольники (боковая поверхность) с одной общей вершиной (вершина пирамиды)

Дайте определение пирамиды

Пирамида – это многогранник, одна из граней которого - многоугольник (основание пирамиды), а все другие грани – треугольники (боковая поверхность) с одной общей вершиной (вершина пирамиды)

Дайте определение усеченной пирамиды Усеченная пирамида – это часть пирамиды, заключенная межу основанием и секущей плоскостью, параллельной основанию

Дайте определение усеченной пирамиды

Усеченная пирамида – это часть пирамиды, заключенная межу основанием и секущей плоскостью, параллельной основанию

Какая фигура получается в  сечении конуса плоскостью,  проходящей через ось конуса?   Равнобедренный треугольник

Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей через ось конуса?

Равнобедренный треугольник

Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра? Круг

Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра?

Круг

Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра?   Прямоугольник

Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра?

Прямоугольник

Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей перпендикулярно оси конуса? Круг

Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей перпендикулярно оси конуса?

Круг

Что представляет собой сечение конуса плоскостью, перпендикулярной основанию конуса, но не проходящей через его вершину? Парабола

Что представляет собой сечение конуса плоскостью, перпендикулярной основанию конуса, но не проходящей через его вершину?

Парабола

Цилиндр можно получить путем вращения … … прямоугольника, вокруг одной из его сторон

Цилиндр можно получить путем вращения …

прямоугольника, вокруг одной из его сторон

Конус можно получить путем вращения … … прямоугольного треугольника, вокруг одного из его катетов

Конус можно получить путем вращения …

прямоугольного треугольника, вокруг одного из его катетов

Усеченный конус можно получить путем вращения … … прямоугольной трапеции, вокруг ее прямой боковой стороны

Усеченный конус можно получить путем вращения …

прямоугольной трапеции, вокруг ее прямой боковой стороны

Шар можно получить путем вращения … … полукруга вокруг его диаметра

Шар можно получить путем вращения …

полукруга вокруг его диаметра

Какая фигура является лишней и почему?   Ответ: №4, т. к. это объемное тело

Какая фигура является лишней и почему?

Ответ: №4, т. к. это объемное тело

На рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются многогранниками? Ответ: №2 и №3

На рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются многогранниками?

Ответ: №2 и №3

Этап № 2 «Теоретическое задание»

Этап № 2

«Теоретическое задание»

Многогранники

Многогранники

Призма

Призма

Призмы S пол =  S бок =  V = 2 S осн + S бок Р осн ∙  l H ∙ S осн

Призмы

S пол =

S бок =

V =

2 S осн + S бок

Р осн l

H ∙ S осн

Пирамиды

Пирамиды

Пирамида

Пирамида

S пол = S осн + S бок   S бок =  Р осн ∙  l   V =  H ∙ S осн

S пол = S осн + S бок

S бок = Р осн l

V = H ∙ S осн

Усеченная пирамида

Усеченная пирамида

Площадь полной поверхности и объем усеченной пирамиды S пол = S осн1 + S бок +  S осн2    S бок =   ∙  l ∙ (Р осн1 + Р осн2 )   V =  H ∙ ( S осн1 +  S осн2 + )

Площадь полной поверхности и объем усеченной пирамиды

S пол = S осн1 + S бок + S осн2

S бок = l ∙ осн1 + Р осн2 )

V = H ∙ ( S осн1 + S осн2 + )

Тела вращения

Тела вращения

Цилиндр S пол = S бок + 2S осн  S бок  = 2 π R·H S осн = π R 2  S пол = 2 π R·H + 2 π R 2 V =  H·S осн  V =  H· π R 2

Цилиндр

S пол = S бок + 2S осн

S бок = 2 π R·H

S осн = π R 2

S пол = 2 π R·H + 2 π R 2

V = H·S осн

V = H· π R 2

Конус S пол = S бок + S осн  S бок  =  π R·l S осн = π R 2  S пол = 2 π R·l + π R 2  V =   H·S осн   V =   H· π R 2

Конус

S пол = S бок + S осн

S бок = π R·l

S осн = π R 2

S пол = 2 π R·l + π R 2

V = H·S осн

V = π R 2

Усеченный конус S пол = S бок + S осн 1 + S осн 2   S бок  =  π ( R + r)·l S осн 1 = π r 2 S осн 2 = π R 2   S пол = 2 π ( R + r)·l + π r 2 +  π R 2   V =   H· π ( R 2 + r 2 +  r R)

Усеченный конус

S пол = S бок + S осн 1 + S осн 2

S бок = π ( R + r)·l

S осн 1 = π r 2

S осн 2 = π R 2

S пол = 2 π ( R + r)·l + π r 2 + π R 2

V = π ( R 2 + r 2 + r R)

Сфера и шар S сф =4 π R 2 V ш =  π R 3

Сфера и шар

S сф =4 π R 2

V ш = π R 3

Этап № 3 «Групповое задание»

Этап № 3

«Групповое задание»

Задание:    Произвести необходимые измерения и вычислить объёмы и площади полных поверхностей моделей геометрических тел:

Задание: Произвести необходимые измерения и вычислить объёмы и площади полных поверхностей моделей геометрических тел:

Этап № 4 «Индивидуальное письменное задание» 39

Этап № 4

«Индивидуальное письменное задание»

39

Критерии оценки:

Критерии оценки:

  • Правильное оформление условия задачи (дано, требуется найти, рисунок) – 1-2 балла;
  • Ход решения и обоснование к нему – 2-3 балла;
  • Верный получившийся ответ – 1-2 балла.
Этап № 5 «Кроссворд»

Этап № 5

«Кроссворд»

Вопросы к кроссворду.   1. Фигура, состоящая из многоугольника и n треугольников. 2. Концы рёбер. 3. Высота боковой грани правильной пирамиды. 4. Фигура, являющаяся боковой гранью пирамиды. 5. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания призмы. 6. Бывает двугранным, трехгранным, четырехгранным и т. д. 7. Какой величины не хватает в формуле S бок =   ∙  l 8. Фигура, являющаяся боковой гранью усечённой пирамиды. 9. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани. 10. Многоугольники, из которых составлен многогранник. 11. Для какой фигуры вычисляется объём по формуле V = H ∙ S осн  12. Правильный многогранник, состоящий из 8 равносторонних треугольников. Кроссворд по теме «Многогранники» 2 1 1 2 4 4 м 3 3 м 5 н 5 н о о г 9 6 о г 7 9 г 7 8 6 о 8 г 10 р 10 а р 11 н а н н 11 н 12 и 12 к и к

Вопросы к кроссворду.

 

1. Фигура, состоящая из многоугольника и n треугольников.

2. Концы рёбер.

3. Высота боковой грани правильной пирамиды.

4. Фигура, являющаяся боковой гранью пирамиды.

5. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания призмы.

6. Бывает двугранным, трехгранным, четырехгранным и т. д.

7. Какой величины не хватает в формуле

S бок = l

8. Фигура, являющаяся боковой гранью усечённой пирамиды.

9. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани.

10. Многоугольники, из которых составлен многогранник.

11. Для какой фигуры вычисляется объём по формуле V = H ∙ S осн

12. Правильный многогранник, состоящий из 8 равносторонних треугольников.

Кроссворд по теме «Многогранники»

2

1

1

2

4

4

м

3

3

м

5

н

5

н

о

о

г

9

6

о

г

7

9

г

7

8

6

о

8

г

10

р

10

а

р

11

н

а

н

н

11

н

12

и

12

к

и

к

Ответы к кроссворду в  п и е р р а ш т м и а р и н е п в у о д а ы д ф а г с и у о п о е т т а л г м е г г р р а ь о а и р о л а н н м а п п и е р е а н к л и ц и о т к ь з р и т м я а а э д р

Ответы к кроссворду

в

п

и

е

р

р

а

ш

т

м

и

а

р

и

н

е

п

в

у

о

д

а

ы

д

ф

а

г

с

и

у

о

п

о

е

т

т

а

л

г

м

е

г

г

р

р

а

ь

о

а

и

р

о

л

а

н

н

м

а

п

п

и

е

р

е

а

н

к

л

и

ц

и

о

т

к

ь

з

р

и

т

м

я

а

а

э

д

р

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Повторить теорию по теме «Многогранники и тела вращения»
  • Решить две задачи
№ 1. Через точку на сфере, радиусом 2 см. проведен большой круг и сечение, пересекающее плоскость большого круга под углом шестьдесят градусов. Найдите площадь сечения.

1. Через точку на сфере, радиусом 2 см. проведен большой круг и сечение, пересекающее плоскость большого круга под углом шестьдесят градусов. Найдите площадь сечения.

№ 2. Цилиндр пересекли плоскостью, перпендикулярной оси и получили круг площадью 3 π . Чему равен радиус цилиндра?

2. Цилиндр пересекли плоскостью, перпендикулярной оси и получили круг площадью 3 π . Чему равен радиус цилиндра?

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее