«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Мир подростка и проблема выбора жизненного пути в рассказах Михаила Булгакова «Морфий» и Людмилы Петрушевской «Глюк» и «Бацилла»

В статье идет речь о вреде наркотических средств.Знакомство с произведениями русских писателей на тему наркомании воспитывает у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Малюка Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Астрахани «СОШ№9»



«Мир подростка и проблема выбора жизненного пути в рассказах Михаила Булгакова «Морфий» и Людмилы Петрушевской «Глюк» и «Бацилла»

Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью

Франсуа Мориак

Наркомания, как особая сфера, как понятие его в современном смысле, - результат последних десятилетий жизни общества. Это понятие стало обозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем самых лучших представителей общества - художников, музыкантов, поэтов, детская наркомания, статистика, сходящая с ума от собственных данных, мировой бизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками и, наконец, целые направления в искусстве, связанные с наркотической культурой, такие, как «психоделия» или «acid», наркоманический сленг и т.д. - все это феномены второй половины XX века, когда наркомания стала обиходным понятием, а ее угроза оставила далеко позади опасности алкоголизма и психических заболеваний.

Запретный плод всегда сладок, а жизнь коротка, и хочется попробовать все. Давит множество повседневных проблем, гнетет неустроенность в обществе, и если «запретный плод» поможет пусть не избавиться от несчастий, а хотя бы на время забыть о них, отчего же не попробовать? Ведь можно только прикоснуться к неизведанному, не обязательно привыкать… Что это за плод, какие последствия несет «прикосновение»? Речь идет о наркотиках. 
Тема наркомании представляется актуальной не только потому, что это одно из величайших зол современности, но и оттого еще, что обращаются к ней немногиеписатели.
В русской литературе XX века наиболее ярко тема наркотической зависимости раскрыта в повести М.А. Булгакова «Морфий». История, рассказанная Булгаковым, исповедь морфиниста – одна из многих подобных (реальных!) историй – звучит как горькое предостережение читателям всех возрастов и социальных групп. 

Рассказ М.А.Булгакова был написан и опубликован в 1927 году. Но и сейчас проблема негативного влияния наркотиков на жизнь человека, поднятая автором, актуальна. Главное действующее лицо в рассказе – Смерть. Она одерживает победу.

Историческая справка. М. Булгаков 2 года служил в Земской больнице, испытывал тяготение к морфию. Финал рассказа – возможный финал его жизни. Но ему удалось побороть Зло. 1921 год. Письмо матери: «В числе погибших быть не желаю». «Отравленные души, загубленные судьбы»… Не о них ли писал Владимир Высоцкий

Михаил Афанасьевич Булгаков, много лет тому назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…»

Неужели и в те годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. Морфинизм был распространенным заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших эти и другие наркотики, исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками и сотнями тысяч.

«Отравленные души, загубленные судьбы»…

Не о них ли писал Владимир Высоцкий?

Современные литераторы неохотно обращаются к проблеме наркомании, преимущественно это авторы детективов, и их персонажи − «отморозки»-наркоманы − несут в мир зло. Людмила Стефановна Петрушевская иначе подходит к данной теме. Ее волнует темная сторона жизни, и проблеме зависимости она посвящает два рассказа. Первый – «Глюк», «рассказ из иной реальности». Второй – «Бацилла», написанный в характерной для автора манере «жестокого реализма». 
Исследование особенностей характера девочки-подростка в произведениях малых жанров Л. С. Петрушевской показало, что именно подростковый возраст писательница рассматривает как критическую точку в развитии личности. Главной героиней «Глюка» является девочка-подросток по имени Таня, которая впервые попробовала «таблетку», очевидно, стимулятор. Модель приема Таней наркотика, изменения ее мироощущения можно показать как знак бесконечность. Вертикальная ось отображает настроение Тани в реальном и ином мире, горизонтальная – уровень ощущения реальности и нереальности. Как утверждают медики и социологи, если человек хотя бы один раз попробует наркотик, его жизнь отклонится от нормальной оси. И таблетка, которую мы приняли за начало Таниной дороги в «иную реальность», является некой призмой, отражающей иной мир, а также дверцей в него.
Таня меняет свою жизнь, ее настроение улучшается, поскольку наступает эйфория. Но при употреблении стимуляторов такое состояние длится только несколько часов, и к утру настроение девочки было уже «как всегда по утрам». Именно в этот момент «промежуточной реальности» появляется Глюк – искуситель из ада, воплощение социального зла, наркотика. Его цель – изменить сознание еще одного человека и подчинить себе. Он предлагает исполнить три желания, внушает доверие, перестраивает не слишком оригинальные, но светлые Танины мечты и, в конце концов, получает именно то из желаний, которое ожидал: «Много денег, дом на море… и жить за границей!»
Таня попадает в иную реальность, где ее ждет огромный «идеальный дом куклы Барби». Исполняется детская мечта, и настроение Тани улучшается. Однако девочке в новом мире не место. В состоянии растерянности и смятения ей тревожно оставаться здесь одной. Настроение девочки вновь падает, она теряет ориентацию в пространстве: путает местность и не находит дороги домой, через некоторое время оставляет где-то чемоданчик с деньгами. 

местность и не находит дороги домой, через некоторое время оставляет где-то
Глюк появляется в самый подходящий момент. Он быстро приближается к ней и становится слева. Петрушевская не случайно использует эту художественную деталь: именно за левым плечом человека сидит бес. «Красивый как киноартист» Глюк меняется, теперь его не видно, и от него пахнет отвратительным дымом и гнилью. Он исполняет еще одно желание Тани («Хочу, чтобы всегда мои желания сбывались!»). 
Иной мир – сказка, но страхи остаются и здесь. В нем повсюду витает смерть, не от кого ждать спасения: друзья, превратившиеся в распадающиеся зеленые трупы, обступают кровать, а их дружеская вечеринка становится «пиром во время чумы». 
Глюк искушает Таню, пытаясь сыграть на низменных чувствах. Именно этот момент «иной реальности» стал критической точкой в развитии личности девочки, когда должна была определиться ее дальнейшая судьба. Таня делает выбор, жертвуя ложным могуществом, и загадывает последнее желание, которое не материального плана и не для себя: «Хочу, чтобы все спаслись. Чтобы все было как раньше». − Она вырывается из бесконечности и вновь оказывается у себя дома. Глюк не исчез, но чары его разрушились. 
Кажется, happy end? Однако по прочтении рассказа не отпускает тревога, потому что героиня думает о том, «что в косметичке находится таблетка с дискотеки»: «Ничего не кончилось. Но все были живы». За этими последними строчками нам видится умолчание: кажется, писательница пропустила какое-то слово или предложение, например, «Пока». Или выбрала вместо союза «хотя» союз «но». Очевидно, это происходит потому, что читатель знает: наркотик просто так не отпускает свои жертвы, и соблазн- Глюк существует в подсознании тех, кто принял «таблетку от Николы». «Трип не окончится даже тогда, когда ты про него забудешь». 
Рассказ «Бацилла» включен Петрушевской в цикл «Реквиемы», это и есть реквием, то есть заупокойная песня. Рамочно-ретроспективная композиция рассказа: начинаясь со смерти, он смертью и заканчивается, − позволяет автору не только показать жизнь Бациллы, девушки-наркоманки, но и обрисовать страшную сеть Системы. Система – даже не государство в государстве, это еще один, параллельный, но реальный мир, который «пригревает на флэтах своих детей», всех отверженных. Здесь свои законы, чем-то похожие на библейские: не убивай, не укради, однако они распространяются только на «своих». 
Люди Системы не имеют ничего. Они теряют индивидуальность, вплетаясь в паутину «образования», принимают одинаковую внешность. Теряют имя − теперь их знают только по «кликухам», теряют самое святое, по мнению Петрушевской, − чувство материнства и отцовства. Писательница называет этих людей «отважными и циничными». Но какого рода эта отвага? − Выйти из окна, удариться об асфальт? 
Бацилла – смертоносная, бестелесная бактерия, существо без разума и эмоций. Это единственный персонаж в реквиеме, который «молчит» на протяжении всего сюжета. Она жила в Системе до определенного момента, придя туда шестнадцати лет. О прошлой ее жизни не знал никто, но изначально Бацилла была творческой личностью: писала стихи, играла на флейте. Неизвестно, что заставило ее перешагнуть роковую линию и обрести «счастье» в объятиях Глюка. Однако девушка отреклась не только от нормальной жизни, от ребенка, от прошлого. Флейта стала для нее лишь средством добывания денег на очередную «дозу», а после исчезла и флейта, возможно, Бацилла продала ее ради инъекции. В Системе она стала изгоем. Во-первых, потому, что «согрешила»: нарушила правило «не воруй». Во-вторых, «иной» стала Бацилла, не живучей, слабой. А стандартная схема смерти в Системе − когда «все скопом начинают выгонять одного», замечая его слабость. …Тогда она шагает прочь. Она ушла дальше всех остальных, а умерла от огорчения и разочарования в жизни, которую невозможно терпеть, потому что Система принимает к себе всех, но обрывает все связи и перекрывает все выходы.
Чего ждет писатель, решивший коснуться в своих произведениях самой болезненной, кровоточащей проблемы современности? Признания? Известности? На наш взгляд, Л. Петрушевская хочет, чтобы ее услышали, почувствовали ее боль, поняли ее предостережение: шаг на пути к наркотической зависимости не имеет обратного действия, это шаг к смерти, к Глюку, в Систему. И если кто-то решится на «эксперимент», как герой повести М. Булгакова доктор Поляков, он должен знать, что чудо вряд ли произойдет, его жизнь все равно изменится. 
Людмила Стефановна Петрушевская судит о проблемах наркомании объективно и реально. Стилевая манера − «жестокий реализм»,− характерная для ряда рассказов писательницы, очень точно отражает действительность и губительные последствия наркотической зависимости. Не случайно в рассказах «Глюк» и «Бацилла» Петрушевская обращается к двум моментам биографии наркоманок: к началу зависимости и закономерной гибели. И читатель не может не почувствовать тревоги автора: ЭТОТ МИР РЯДОМ С ВАМИ, ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С ВАШИМИ ДРУЗЬЯМИ И ЗНАКОМЫМИ.

Истощенные физически, надломленные психически, потерявшие стержень в жизни. Сколько таких сейчас, променявших здоровье, душу на шприц с жижей болотного цвета? Много! Оглянитесь вокруг себя, обратите внимание на блаженное выражение лица подростка, на стайку ребят с остекленевшими глазами.

Наркомания навалилась на нас, как лавина - зримо, мощно. Беда пришла во многие семьи. Гибнут молодые ребята от передозировки наркотиками, от занесенной инфекции, от гепатита, от разборок в своей среде. У тех, кто выживает, рана кровоточит долго: секутся волосы, выпадают зубы, вены же превращаются в болезненные жгуты, проблемы со здоровьем, психическая неуравновешенность, поломка генетического кода. Свои проблемы передают своим детям. Вырождение! Национальная катастрофа.

Бьет тревогу общество. Бьют тревогу писатели, среди которых М.Булгаков и Л.Петрушевская. Им веришь сразу и безоговорочно. Жаль только, что многие молодые люди не читали «Морфия», «Бациллы» и «Глюка» иначе бы не сделали первого рокового шага. Нам кажется, что эти книги надо включить в школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата – смерть.

Да, все мы смертны, но это будет потом, когда мы поживем, насладимся жизнью, вырастим детей и внуков, оставим после себя добрую память. А что ждет наркомана – кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть. Нельзя пробовать наркотики! Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключается в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова и Бациллы, девочки Тани и ее друзей, мы думаем, должна послужить для нас предостережением.   

























Список использованной литературы

1.Петрушевская Л.С. Глюк. / Где я была. М., 2002.

2.Петрушевская Л.С. Бацилла. / Дом девушек. М., 1999.


3.Булгаков М. А. Собачье сердце. Морфий. М., 2000.


4.Солянова И. Н., Леушкина Е. А. Первичная профилактика наркомании в системе социальной работы с молодежью. Саратов. 2006.


5.Практическое руководство для родителей и педагогов. Подростковая наркомания: игры со смертью. / Сост. Штейнберг И. Е. Саратов. 1999.


6.Данные социологического исследования «Отношение молодежи к наркотикам» по Саратовской области за 1999-2001 года, проводимого службой социологических исследований ГУРЦКСОДМ «Молодежь плюс».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее