«Методы, техники, приемы формирования доверительных отношений и конструктивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса»
Презентацию выполнил:
Кирющенков В.А.
Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.
участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности.
Школа является одним из главных институтов социализации. В обучении и воспитании невозможно обойтись без общения. Все в школе опирается на взаимоотношения учителя и учеников. Общение, будучи важным фактором формирования личности школьника, содержит в себе огромные педагогические возможности.
Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.
Внедрение новых воспитательных технологий выдвигает принципиально новые требования к педагогам школы: умение создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве; овладение новыми педагогическими технологиями; использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности; освоение компьютерной техники; способность к жизненному самоопределению; - активная творческая позиция.
Беседа как технология
системная совокупность и порядок функционирования всех личностных (психолого-педагогических установок), инструментальных (техники) и методологических (деятельностный подход) средств, которые используются для достижения образовательной цели
Личностные установки
Безусловное принятие :
Признание права каждого быть таким, какой он есть;
Выражение недовольства отдельными действиями , но не человеком в целом;
Осуждение действий , но не чувств человека;
Позиция « равенства » (партнерства);
Понимание внутреннего состояния собеседника ;
Готовность услышать о нем больше;
Общение – обмен информацией
Средства общения
вербальные невербальные
мимика
жесты
позы
Беседа требует:
Создания атмосферы безопасности.
Умения задавать вопросы.
Умения подтверждать слушание.
Умения молчать, держать паузу.
Умения следовать собеседнику.
Умения побуждать собственное решение собеседника (давая совет в неявной форме).
Виды беседы по ЦЕЛИ (как деятельность)
- диагностическая;
- мотивирующая;
- педагогическая (воспитывающая);
- социально-педагогическая;
- поддерживающая;
- информативная;
- консультативная;
- психологическая;
- другая…
«Я-высказывание» -
- Способ реагирования на эмоционально волнующую ситуацию;
- Позволяет выразить чувства в необидной для собеседника форме;
- Вызывает у собеседника доверие к Вам;
- Дает возможность собеседнику самому принять решение;
- Стимулирует учет собеседником Вашего желания
«Ты-слушание»
- Слышать что
говорит собеседник;
- Но только то ,
что он говорит!