Методы и приёмы
формирования навыков безопасного поведения у детей.
Т.В. Славатинская
социальный педагог
ОГКУСО «Центр
социальной помощи семье и детям
Нижнеилимского района»
Детская безопасность - это один из главных приоритетов для любой общественной системы. В окружающей среде дети могут столкнуться с множеством опасностей, поэтому важно принимать действия, чтобы обеспечить их безопасность. Именно в детском возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотипов поведение в окружающем нас мире. И всё что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
Каждый родитель знает, сколько бы ты не водил за ручку своего малыша, как бы старательно ни оберегал его, но рано ли поздно наступит время, когда ему придётся одному возвращаться домой, одному оставаться дома, без взрослых. И конечно, к этому времени каждый ребёнок должен приобрести необходимые навыки безопасности.
Необходимо стараться выстроить работу так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью детей.
Для этого можно использовать следующие формы:
1. Словесные методы:
а) рассказы;
б) беседы;
в) чтение художественной литературы
2. Наглядные методы:
а) наблюдение - умение всматриваться в окружающий мир, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация - даёт ребёнку наглядный образ предметов и действий.
3. Практические методы:
а) упражнения - многократное повторение действий определённого содержания;
б) опыт и экспериментирование - направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование - обыгрывание различных ситуаций.
4. Игровые методы:
а) дидактическая игра - совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений;
б) воображаемая ситуация - для усвоение знаний;
в) игры-по сказкам, игровые тренинги.
Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Методика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей. С правилами безопасности надо не только знакомить, главное — систематически закреплять. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов. Фактически, они должны стать привычкой как себя вести в определённых ситуациях. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в определённой сложившейся ситуации сумеет вовремя сориентироваться и действовать правильно.
Формирование безопасной жизнедеятельности должно строиться по следующим основным направлениям:
1. Безопасность в чрезвычайной ситуации: при пожаре, грозе, если потерялся на улице или в магазине.
2. Безопасность на дорогах: правила дорожного движения, катание на самокате, роликах, велосипеде. А так же правила безопасного поведения на железной дороге.
3. Безопасность если один дома.
4. Безопасность с незнакомыми людьми.
5. Безопасность на природе: в лесу, на воде (в летний, зимний и осенне-весенний периоды).
6. Безопасность в сети интернет;
7. Финансовая безопасность;
5. Безопасность собственного здоровья.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации для ознакомления, обобщение и систематизации знаний о правилах безопасного поведения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем материала по формированию устойчивых навыков безопасного поведения. Излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. А для закрепления материала использую мультимедийные игры, викторин, кроссворды, ребусы.
Для систематизации знаний о правилах безопасности детям демонстрируют обучающие мультфильмы, которые хорошо подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мультфильмы в простой доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро учат ребёнка основам правилам безопасности в жизни, и помогут избежать многих опасных ситуаций. Встреча с любимыми сказочными героями несёт себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность формирования знаний и навыков безопасного поведения.
Обучающие мультфильмы которые я использую:
- цикл познавательных мультфильмов Смешарики «Азбука безопасности», «Азбука здоровья» и «Финансовая грамотность»;
- познавательный мультсериал «Фиксики»;
- обучающий Мультфильм «Дозорные дорог»;
- учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Перекрёсток знаний», «Дорожное королевство».
Также активно использую интернет ресурсы:
- Портал по безопасности дорожного движения, на котором много интересных игр, уроков, комиксов, а так же есть квесты и карооке;
- Портал МОИФИНАНСЫ.РФ «Азбука финансовой грамотности» на котором есть библиотека по финансовой грамотности и Онлайн-игра «Смешарики в мире финансов» в которой дети могут выбрать героя и направление бизнеса.
По сравнению с традиционными формами игр компьютерные обладают рядом преимуществ: информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движение и звук мультипликации надолго привлекает внимание ребенка, а ещё ребёнок сам регулирует направление, ход и количество заданий.
А ещё детям нравится, и помогают закрепить знания использование игр по сказкам. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята быстро усваивают, что в необходимо соблюдать определённые правила, не верить всем, быть осторожными. Здесь хорошо подходят всем известные сказки «Волк и семеро Козлят», «Три поросёнка», «Колобок», «Красная шапочка», «Лиса и заяц»
Мной составлен кейс дидактических материалов, в который входят различные презентации, информационные материалы, игры. На методическом объединении в 24 мая 2023 года я делилась опытом и наработками.
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребёнок, он всегда наблюдает и всё запоминает. Он видит поведение взрослых в опасных ситуациях, как и что они говорят и делают, в особенности родители. Именно от взрослых ребёнок черпает материал для формирования миропонимания, для своей картины мира. Поэтому родителям даю рекомендации, предоставляю информационные и дидактические материалы, как для родителей, так и для работы с детьми, ведь важно напоминать родителям и их близким, что они в первую очередь являются примером подражания для ребёнка. Важна специальная организация наблюдение за поведением носителей нормы.