Методы и приемы формирования познавательного интереса
у младших школьников на уроках окружающего мира
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников вытекает из особенностей этого предмета. Можно назвать ряд специфических функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как учебного предмета:
– ученики приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систем ценностных отношений к среде обитания;
— у ребёнка начинают формироваться его новый социальный статус и новые
социальные роли (ученик, школьник, член коллектива и др.);
— обеспечивается успешное развитие всех психических процессов, прежде всего восприятия, мышления, воображения, речи, от которых непосредственно зависит успешное обучение;
— создаются условия для более плавного и целесообразного формирования
нравственно-этических норм и установок с учётом их психологических предпосылок.
Дети очень любят уроки «Окружающего мира», потому что на них можно «поиграть», «поговорить, о чём хочешь», «узнать много нового о природе, о людях».
Действительно, эти уроки очень интересны ребёнку младшего школьного возраста, так как на них «говорят обо всём на свете»: о животных и растениях, о нём самом, о маме, бабушке и народов разных стран.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Можно использовать следующие типы уроков окружающего мира:
- урок-наблюдение;
- урок-поиск;
- урок-дискуссия;
- урок-практикум;
- урок-игра;
- урок творчества.
Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников происходит при использовании в учебном процессе методов и приемов, способствующих этому.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.
Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость.
Логические задачи помогают уходить от прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли, и предусматривают только работу памяти. Сравните два вида заданий. В одном случае применяю метод прямого вопроса, а в другом — метод логических задач.
Вопросы | Логические задачи |
1. Как называется дерево, которое зацветает весной первым? | О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первой распустила, запахом медовым пчёл приманила? |
2. Как человек использует иву?
| Нет другого дерева, которое приносило бы больше пользы, потому что, чем больше её рубишь, тем больше она разрастается. Ни одна хорошая корзина не обходится без ветвей этого дерева. |
3. Где живут бобры, зачем они строят свои жилища?
| Этих животных называют самыми искусными гидростроителями, так как они строят плотины. |
4. Какие птицы прилетают весной первыми?
| Этих птиц трактористы называют «ревизорами», они чинно и важно вышагивают за трактором и подбирают червячков. |
Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.
Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия. С их помощью можно формировать знания об исторических событиях. С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал, в обогащении при рассматривании репродукции с художественных картин, просмотре кинофильмов. Использование иллюстраций – это наглядный метод. Обычно наглядные пособия используют в совокупности со словесными и практическими методами. Методы иллюстрации предполагают показ ученикам иллюстрированных пособий плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Проектная деятельность позволяет повысить познавательный интерес к предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельностьставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможностьреализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведётк сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётсяобстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело иберёт на себя ответственность за производимое действие.
Метод создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде (путём прямого объяснения и иллюстраций). Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен.
Способствуя формированию познавательной активности, немаловажно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, например, с помощью проведения опытов.
В ходе выполнения опыта создаются искусственные условия, позволяющие вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.
При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по изучению свойств некоторых горных пород, воды, воздуха, снега, льда, явлений природы, например: круговорот воды в природе, извержение вулкана, переход воды из одного состояния в другое и т. д. Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается объяснением, по ходу опыта учащимся задаются вопросы, и школьники самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, они выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.
А с помощью же географических карт ученики получают знания о местонахождении и величине географических объектов, ориентируются в своём населённом пункте, определяют расстояние между отдельными географическими объектами, определяют масштаб, составляют план озеленения окрестностей школы, выполняют топографический диктант. Работа с картой побуждает у младших школьников интерес к географии и естествознанию.
Большое значение для развития интереса школьников имеют экскурсии. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии по окружающему миру бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы). На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм.
Существуют и другие приемы формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира. Перечислим некоторые из них, которые особенно любимы детьми.
«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.
«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
«Реставрация». Учащиеся получают или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.
«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких игр. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.
«Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке. Таким образом, учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.
Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов.
Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением или проверочной работой, но можно и на любом уроке. После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.
Таким образом, интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий, применение методов и приемом для развития познавательного интереса – сегодня основные средства повышения эффективности обучения на уроке.