«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира

Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников вытекает из особенностей этого предмета. Можно назвать ряд специфических функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как учебного предмета:

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Методы и приемы формирования познавательного интереса

у младших школьников на уроках окружающего мира

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников вытекает из особенностей этого предмета. Можно назвать ряд специфических функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как учебного предмета:

– ученики приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систем ценностных отношений к среде обитания;

— у ребёнка начинают формироваться его новый социальный статус и новые

социальные роли (ученик, школьник, член коллектива и др.);

— обеспечивается успешное развитие всех психических процессов, прежде всего восприятия, мышления, воображения, речи, от которых непосредственно зависит успешное обучение;

— создаются условия для более плавного и целесообразного формирования

нравственно-этических норм и установок с учётом их психологических предпосылок.

Дети очень любят уроки «Окружающего мира», потому что на них можно «поиграть», «поговорить, о чём хочешь», «узнать много нового о природе, о людях».

Действительно, эти уроки очень интересны ребёнку младшего школьного возраста, так как на них «говорят обо всём на свете»: о животных и растениях, о нём самом, о маме, бабушке и народов разных стран.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Можно использовать следующие типы уроков окружающего мира:

- урок-наблюдение;

- урок-поиск;

- урок-дискуссия;

- урок-практикум;

- урок-игра;

- урок творчества.

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников происходит при использовании в учебном процессе методов и приемов, способствующих этому.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику – методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость.

Логические задачи помогают уходить от прямых, репродуктивных вопросов, не требующих раздумья, напряжения мысли, и предусматривают только работу памяти. Сравните два вида заданий. В одном случае применяю метод прямого вопроса, а в другом — метод логических задач.

Вопросы

Логические задачи

1. Как называется дерево, которое зацветает весной первым?

О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первой распустила, запахом медовым пчёл приманила?

2. Как человек использует иву?


Нет другого дерева, которое приносило бы больше пользы, потому что, чем больше её рубишь, тем больше она разрастается. Ни одна хорошая корзина не обходится без ветвей этого дерева.

3. Где живут бобры, зачем они строят свои жилища?


Этих животных называют самыми искусными гидростроителями, так как они строят плотины.

4. Какие птицы прилетают весной первыми?


Этих птиц трактористы называют «ревизорами», они чинно и важно вышагивают за трактором и подбирают червячков.

Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.

Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия. С их помощью можно формировать знания об исторических событиях. С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал, в обогащении при рассматривании репродукции с художественных картин, просмотре кинофильмов. Использование иллюстраций – это наглядный метод. Обычно наглядные пособия используют в совокупности со словесными и практическими методами. Методы иллюстрации предполагают показ ученикам иллюстрированных пособий плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.

Проектная деятельность позволяет повысить познавательный интерес к предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельностьставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможностьреализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведётк сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётсяобстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело иберёт на себя ответственность за производимое действие.

Метод создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются учащимся в готовом виде (путём прямого объяснения и иллюстраций). Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен.

Способствуя формированию познавательной активности, немаловажно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности, например, с помощью проведения опытов.

В ходе выполнения опыта создаются искусственные условия, позволяющие вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий.

При рассмотрении природоведческих вопросов, проводятся опыты по изучению свойств некоторых горных пород, воды, воздуха, снега, льда, явлений природы, например: круговорот воды в природе, извержение вулкана, переход воды из одного состояния в другое и т. д. Демонстрация с соблюдением и пояснением правил безопасности сопровождается объяснением, по ходу опыта учащимся задаются вопросы, и школьники самостоятельно строят причинно-следственные связи. Наблюдая за процессом происходящего явления, они выступают в качестве «маленьких ученых», и сами для себя открывают что-то новое.

А с помощью же географических карт ученики получают знания о местонахождении и величине географических объектов, ориентируются в своём населённом пункте, определяют расстояние между отдельными географическими объектами, определяют масштаб, составляют план озеленения окрестностей школы, выполняют топографический диктант. Работа с картой побуждает у младших школьников интерес к географии и естествознанию.

Большое значение для развития интереса школьников имеют экскурсии. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии по окружающему миру бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы). На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм.

Существуют и другие приемы формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира. Перечислим некоторые из них, которые особенно любимы детьми.

«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

«Реставрация». Учащиеся получают или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких  игр. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

«Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки  на следующем уроке. Таким образом, учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.

Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов.

Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением  или проверочной работой, но можно и на любом уроке.  После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.

Таким образом, интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий, применение методов и приемом для развития познавательного интереса – сегодня основные средства повышения эффективности обучения на уроке.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее