МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Портфолио по курсу
«Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях введения ФГОС и применения профессиональных стандартов»
Выполнил:Чувашова Татьяна Анатольевна , учитель начальных классов, МОАУ «СОШ № 71», г. Оренбург
Руководитель: Андреева Елена Ивановна, ст. преподаватель кафедры ДКДО и ПВ.
О ренбург, 2018
Содержание
1. Характеристика ребенка с ОВЗ…………………………………………..3
2. Фрагмент адаптированной программы по предмету…………………..
3. Конспект урока…………………………………………………………..
4. План взаимодействия педагогических работников ОО по сопровождению обучающихся с ОВЗ…………………………………….
5. Список Интернет-источников…………………………………………...
Педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ.
Рекомендуемая ПМПК программа: «Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с нарушением слуха (слабослышащих)», вариант программы 2.2.
*** воспитывается в полной семье. Родители с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка, уделяют особое внимание обучению и воспитанию ребенка. Материальные и жилищные условия жизни семьи хорошие. Родители интересуются успехами ребенка, регулярно посещают родительские собрания, приходят на консультации к педагогу - психологу, занимаются с ребенком дома.
Активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. Наблюдается нарушения артикуляторных движений языка, губ, полиморфное нарушение звукопроизношения. Недостаточный уровень автоматизации, навыков фонематического анализа слов. Отмечаются аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении сложных форм словоизменения и словообразования. Связная речь сформирована недостаточно.
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании, концентрируется только при отсутствии внешних раздражителей. Память зрительная, кратковременная. Деятельность целенаправленная, работоспособность достаточная, темп деятельности средний. Деятельность целенаправленная, работоспособность достаточная, темп деятельности высокий, стремится выполнить работу быстро. Сенсорные эталоны цвета, формы, размера и положения в пространстве сформированы. С удовольствием приходит в школу, в учебной деятельности заинтересован. В учебной деятельности наблюдается недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, бедность словаря, несформированность грамматического строя. Работает в быстром темпе. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Пропусков уроков без уважительной причины не допускает.
Чтение: читает по слогам с переходом к чтению целыми словами. Допускает ряд ошибок на повторы, искажения, замена окончания. Техника чтения 42 слова в минуту. Соблюдает синтаксические паузы, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, затрудняется пересказать текст, допускает неточности. Трудно запоминает наизусть небольшие тексты. Недостаточный уровень развития процессов мыслительного анализа, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия.
Русский язык: Списывает с печатного и рукописных текстов прочитанные и разобранные слова и предложения. Умеет на слух писать слова, предложения. Допускает ошибки: пропуск букв, соединений, замена букв. Сформированы умения составлять предложения, писать слова с непроверяемыми написаниями в корне, называет предметы и различает их по вопросам, умеет согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающие названия предметов, выполняет письменные упражнения в соответствии с заданием учителя, владеет навыками деления слов на слоги, ставит ударение в словах. В процессе изучения русского языка испытывает трудности при записи слов и предложений под диктовку, наблюдается постепенное ослабление самоконтроля. Может работать самостоятельно, умеет применять полученные знания в учебной деятельности. Выделяет начало и конец предложения, анализирует слова по звуковому составу.
Математика: считает в прямом и обратном порядке по единице и равным числовым группам в пределах 20 с опорой на наглядность. Соотносит количество предметов с цифрой. Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с опорой на числовой ряд. Владеет понятиями величин, умеет выполнять действия с «именованными числами», называет компоненты и результаты сложения и вычитания; понимает математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на», но часто испытывает затруднения в последовательном изложении своих мыслей. Решает простые и составные арифметические задачи и умеет кратко записывать с направляющей помощью педагога. Понимает различие между прямой, лучом, отрезком, различает виды углов. Называет элементы четырехугольников - прямоугольника, квадрата, их свойства.
Окружающий мир. Правильно называет изученные объекты и их явления. Различает 3-4 комнатных растения и их части, различает наиболее распространенные овощи и фрукты, объясняет, где они растут и как используются человеком. Различает диких и домашних животных, рыб, описывает их повадки, образ жизни.
ИЗО, технология. Использует пространственные характеристики при работе с бумагой. Анализирует образец и изготавливает, опираясь на пооперационный план. Умеет дать отчет о последовательности изготовления изделий. Самостоятельно владеет ножницами, клеем, бумагой, работы выполняет аккуратно, воспроизводит по образцу и по памяти. Раскрашивает с удовольствием, цвета подбирает самостоятельно, не выходя за линии. В рисунках передает основную форму предметов. Рисует от руки геометрические фигуры.
Поведение на перемене организованное. С интересом вступает во взаимоотношения с педагогом и учащимися. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных и коллективных играх. Нормы и правила поведения в школе знает, однако их выполнение требует постоянного контроля со стороны педагога.
Список Интернет-ресурсов
№ | Название | Ссылка (адрес) | Краткая аннотация |
1 | Институт коррекционной педагогики РАО
| http://институт-коррекционной-педагогики.рф/
| На сайте отражены результаты научных исследований ИКП РАО по следующим направлениям: психологическое, нейро-психофизиологическое изучение детей и подростков; комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и дифференциальная диагностика различных отклонений в развитии; разработка содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха, зрения, речи; педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции; разработка содержания и методов обучения детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями; задержкой психического развития, со сложной структурой нарушений; разработка компьютерных технологий специального обучения разных категорий аномальных детей.
|
2 | Институт проблем инклюзивного образования | http://www.inclusive-edu.ru/ | На сайте отражены основные проблемы инклюзивного образования в России. На сайте представлены основные рубрики: «Главная» (определена цель института проблем инклюзивного образования, отражаются новости, архив новостей) «Структура» (в данной рубрике представлены разделы 1. Городской ресурсный центр (ГРЦ), в данном разделе дается информация о руководителе данного центра, определены цели и задачи центра, представлен каталог журналов по проблеме инклюзивного образования, а также представлена информация о сотрудниках ГРЦ; 2. Научно-методическая лаборатория исследования трудностей обучения в данном разделе представлена информация о лаборатории: дата создания, предмет, задачи, методология проведения работы, сотрудники научно-методической лаборатории; 3. Лаборатория проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, где представлена информация о данной лаборатории: задачи лаборатории, научные проекты и исследования лаборатории, деятельность лаборатории, участие в конференциях, публикации сотрудников, информация о сотрудниках, практические базы и контакты ; 4. Лаборатория психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования. В данном разделе отражаются задачи лаборатории, представлены актуальные проекты, некоторые результаты деятельности лаборатории, участия лаборатории в конференциях в последнее время, сотрудники лаборатории, а также имеются публикации сотрудников и контакты. «Учетный совет» (рубрика включает в себя информацию о составе ученого совета института проблем инклюзивного образования); «Сотрудничество» (в данной рубрике указываются партнеры ИПИО и их контакты); «Образование» (предлагаются варианты обучения в магистратуре, системе повышения квалификации, стажировки); «Библиотека» (в рубрике представлены документы, статьи ,научные обзоры, а также имеется мультимедиа-коллекция), «Контакты» ( указаны контакты института).
|
3 | Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» | http://edu-open.ru/
| На сайте представлены основные рубрики: «Нормативно-правовые документы» (представлена современная нормативно-правовая информация, имеющая отношение к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья), «Справочники» (представлены справочно-информационные материалы для людей с ОВЗ), «Словарь» (включает словарь наиболее употребляемых дефектологических терминов) «Родителям» (в рубрике можно ознакомиться с системой образования ребенка с ОВЗ, рекомендациями специалистов по развитию, обучению, воспитанию детей, задать онлайн вопрос специалисту), «Специалистам» (представлен международный опыт по вопросам лиц с ОВЗ), «Видеолекции» (представлены видеолекции по вопросу лиц с ОВЗ), «Конференции» (в рубрике можно ознакомиться с программами конференций), «Он-лайн консультирование» (можно получить он-лайн консультацию специалистов)
|
4 | Музей ИКП РАО | http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/
| На данном сайте представлены основные рубрики: «Вехи истории» (в данной рубрике отражается история института, а также новости ); «Прошлое в лицах» (в рубрике представлены биография, научные труды, фотоархивы выдающихся ученных); «Контакты» (в данной рубрике находятся контакты музея института коррекционной педагогики).
|
5 | Педагогическая библиотека | http://www.pedlib.ru/Books | На данном сайте представлены каталоги научной литературы по педагогике, логопедии, психологии, дефектологии, управление образованием, а также различные книги. Отражены последние поступления, доступные on-line, а также можно купить книги в my-shop.
|
6 | Федеральный портал «Российское образование» | http:/edu.ru/
| Разделы (рубрики): Каталог образовательных интернет-ресурсов; Законодательство (образование, наука, культура, физическая культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Картографический сервис (образовательная статистика, учебные карты); Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки); Конкурсы; Образовательные CD/DVD. Портал содержит большой каталог образовательных ресурсов (учебники, задачники, тесты).
|
7 | Реестр основных общеобразовательных программ | fgosreestr.ru
| Программы дошкольного, начального, среднего образования, а также программы обучения для глухих, слабовидящих и пр... |
8 | Консультант плюс | consult-l.ru
| Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. |
9 | Система ГАРАНТ | base.garant.ru› | ГАРАНТ: В рамках внедрения и реализации настоящего Федерального государственного образовательного стандарта см ... систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях.
|
10 | Особый ребенок — Информационный портал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
| ovz.zabedu.ru
| Информационный портал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей сограниченными возможностями здоровья. ... Профориентация детей с ОВЗ. Ранняя помощь. |
11 | Для лиц с ограниченными возможностями мвд.рф›
| invalids | Для лиц с ограниченными возможностями. Информация ФКУ «ГИАЦ МВД России» о доступности объектов системы МВД России, а также предоставляемых ... Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.
|
12 | СТАТИСТИКА | Варианты образования детей с ОВЗ
| abiturient.surgpu.ru›media…2016/11/ФГОС_ОВЗ…
| «ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: создание среды успешной социализации». ... (статья 2, ФЗ 29.12.12 №273 «Об образовании в Российской Федерации»). Варианты образования детей с ОВЗ. |
13 | "Сайт для родителей особых детей"
| ovz.ipk74.ru
| Помощь родителям и их детям Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ».... |
14 | Сообщество педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
| edu.tatar.ru
| На базе сайта ФГАОУ ДПО АПК и ППРО создан специализированный ресурс для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
15 | Опыты и эксперименты в начальной школе
| nsportal.ru
| Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы). Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями |
Фрагмент адаптированной программы по предмету
Пакет специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ нарушением зрения:
• Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.
• В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте.
• Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя
• Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.
• Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).
• Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.
• Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
•Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.
•Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные
средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые
увеличивают линии - эти приспособления полезны при чтении.
•Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.
Диапазон различий в возможностях освоения академического образования слабовидящими и слепыми.
Могут обучаться по:
•Общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования •Программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида для слепых детей
•Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Комплекс представляет из себя учебное место для инвалида по зрению, обеспечивает возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия)
Комплекс включает в себя: ПК, видеоувеличитель, программное обеспечение экранного доступа, может комплектоваться синтезатором речи, 3D принтером шрифтов Брайля, читающими устройствами, и пр.
Комплекс предоставляет учащемуся следующие основные возможности:
• Увеличение и отображение на экране фрагмента документа с необходимым учащемуся уровнем увеличения;
• Оптимальный для учащегося уровень контрастности и яркости документа;
• Удобная и быстрая навигация по документу, с которым осуществляется работа учащегося;
• Распознавание и чтение текста (при комплектовании системы синтезатором речи)
ПОСОБИЯ
Пособия предназначены для занятий со слабовидящими или незрячими детьми по общеобразовательным предметам в школе, для занятий с дошкольниками в детском саду. Вся информация дублируется шрифтом Брайля. Пособия составляются в полном соответствии со стандартными школьными программами. (Тифлоприбор «Графика», Прибор «Ориентир», Обучение лепке и рисованию,
Письменные принадлежности для письма по Брайлю предназначены для использования на уроках в школах для незрячих и слабовидящих детей, а также дома для закрепления полученных навыков. (Планшет для рельефного рисования, Тетрадь для письма по Брайлю).
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ АУДИОПОСОБИЙ
Устройство представляет из себя удобный миниатюрный “плеер”, предназначено для воспроизведения аудиопособий, записанных на флэш-картах в специальном криптозащищенном формате, принятом Всероссийским обществом слепых и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта.
ДОСУГ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Настольные игры
- Тактильные шашки, шахматы, домино, нарды
- Пятнашки, Судоку, Монополия со шрифтом Брайля
- Игральные карты со шрифтом Брайля
-Мячи: звенящие и со звуковым сигналом
ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА
Специальная посуда и устройства – это незаменимые помощники в ежедневной жизни, а также в учебном учреждении в столовой во время приема пищи. Приспособления пригодятся незрячим и слабовидящим детям. -Салфетка нескользящая, ограничитель тарелки
-Рельефный держатель для чашек, нескользящая миска
-Индикатор уровня жидкости, адаптированные ложка и вилка
ПОРТАТИВНЫЙ ДИСПЛЕЙ-КЛАВИАТУРА БРАЙЛЯ
Дисплей-клавиатура Брайля - это электро-механическое устройство для незрячих людей, владеющих азбукой Брайля, позволяющее им полноценно пользоваться персональным компьютером. Дисплей-клавиатура Брайля снабжен высококачественными брайлевскими клавишами и рассчитан на пальцевое управление и восприятие информации. Устройство можно использовать вместе с программами экранного доступа, что позволяет учащим полностью управлять компьютером на своем учебном месте.
ТАКТИЛЬНАЯ ПЛИТКА
Позволяет слабовидящим учащимся получать информацию о направлении движения (на улице и в помещении учебного заведения), наличии препятствий (двери, дорога, ступени).
ПРОТИВОСКОЛЬЗЯЩИЕ ПОКРЫТИЯ
На прилегающей территории, на входе, в ряде случаев внутри здания (скользкий пол) устанавливаются противоскользящие покрытия на поверхности и ступени, предохраняющие учащихся от любых случаев падения / скольжения.
КОНТРАСТНАЯ МАРКИРОВКА
Позволяет слабовидящим учащимся и посетителям получать информацию о наличии препятствий (контрастные круги на дверях, контрастные полосы на ступенях, и пр.)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАБЛИЧКИ, МНЕМОСХЕМЫ
Средства отображения информации, с помощью которых учащиеся и посетители с ограниченными возможностями здоровья получают информацию о доступности объектов, схемах перемещения, путях эвакуации и пр.
Мнемосхема – тактильное табло, представляющее собой схему движения по кабинетам в учреждении. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско- выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля.
Рельефные знаки и таблички со шрифтом Брайля применяются как информационные указатели рядом с дверьми внутри здания, на дверях кабинетов.
14