«Зимний фестиваль знаний 2026»

Методика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Методика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Методика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста происходит на основе экологического воспитания. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Для развития представлений и знаний детей о многообразии природного мира – важно создавать такие условия, в которых дети будут общаться с живой природой. Только таким путем можно сформировать у ребенка экологическую компетентность. В дошкольном возрасте необходимо проектировать такие ситуации контакта с природой, которые бы вызывали положительное эмоциональное состояние детей, способствующие развитию и обогащению представлений о природе. Дидактическая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи, учатся достойно принимать поражение и победу в играх. Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Основные особенности дидактической игры: 1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. 2. Для детей, принимающих участие в игре, образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. 3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. 4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей, содержание игры, игровые правила, игровые действия, окончание игры, подведение итогов. Дидактические игры развивают у детей способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью. Как всякая творческая деятельность, дидактическая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Для развития у дошкольников представлений о природе посредством использования дидактических игр педагоги предлагают следующие пути: - развивать системы элементарных научных знаний о природе, доступных пониманию ребенка-дошкольника; - воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; - освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе, формировать навык рационального природопользования в повседневной жизни. Через определенные игровые действия, содержание в ходе игры можно развивать представления о природе. В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют осознанию и принятию новых знаний и представлений о природном мире, через взаимодействие детей друг с другом и передачу накопленного опыта. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено расширить свои представления о природе, владеть определенным набором средств для овладения новыми знаниями, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя воздействие игры на представления о природе не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходиться затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира – мотивационно-потребностную сферу, саморазвитие. Дидактические игры детей дошкольного возраста бывают трех видов: 1. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. 2. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. 3. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Таким образом, дидактические игры помогают развивать представления о природе и закреплять ранее полученные знания, дают новые впечатления о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. На основы вышесказанного, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Такие игры помогают детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Именно дидактическая игра способствует обогащению чувственного опыта ребенка, вызывает определенное эмоциональное отношение к природе, также в процессе игры происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать. Список использованной литературы
  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М., 1992. - 150 с.
  2. Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 36-42.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 280 с.
  4. Богданец Т.В. Экологические знания - первое представление о мире / Т.В. Богданец //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 18-21.
  5. Виноградова Н. Учимся? Играем: О дидактических играх дошкольников / Н. Виноградова // Семья и школа - 2002. - №1/2. - С. 14-15.
  6. Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.
  7. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. - 127 с.
  8. Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.- С.16-19.
  9. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коломина, В.К. Котырло. - М.: Творческий центр, 2014. - 513 с.
  10. Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание / С.В. Комов. - М.: Педагогика, 2007. - 255 с.
  11. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Кондратьева. - М.: Педагогика, 2005. - 225 с.
  12. Лысенко, В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой / В.Д. Лысенко. - Минск, 2003. - 623 с.
  13. Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. - СПб, 1998. - 130 с.
  14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 263 с.
  15. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. - Минск, 2004. - 432 с.
  16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева, В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2011. - 272 с.
  17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
  18. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. С. 5-7.
  19. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
  20. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М.: Академия, 2006. - 216 с.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М.,1982. - 88 с.
  22. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников /Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. - 167 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее