Методика подготовки учащихся к олимпиадам по химии различного уровня
Организация химических олимпиад:
от простого к сложному
Положение о Республиканской олимпиаде школьников предусматривает четыре этапа химической олимпиады:
школьный, городской, областной и республиканский.
Три последних этапа состоят из двух туров: теоретического и экспериментального.
Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика.
До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде,
разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню.
Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят нужно привлекать для помощи отстающим .
Организационно-методическая работа учителя-наставника
Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы ;
определяет тематику каждого занятия.
Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня
прошлых лет ,
вузовские учебники и учебники для углубленного изучения химии, специализированную литературу.
Можно выделить три составляющих
такого успеха:
- развитый химический кругозор , знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;
- умение решать химические задачи , владение необходимым для этого математическим аппаратом;
- практические умения и навыки , знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.
Читаем книжки.
В формировании химического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной химической литературе . На начальных этапах возникновения интереса к химии это может быть научно популярная литература, книги об интересных химических открытиях, о знаменитых ученых, о химических элементах.
В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет . На разнообразных химических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы, не говоря уже о возможности дистанционного общения с различными представителями химической области знаний от школьников до преподавателей вузов .
Решаем задачки.
Книг, посвященных решению задач, в том числе и олимпиадных, достаточно много. Много подборок задач различной сложности можно найти в сборниках «Белка», размещаются они и на Интернет-ресурсах. И в этом море задач тоже желательно иметь ориентиры, цели, чтобы их решение не отбило интерес к химии, и максимально эффективно вело к основной цели: научить школьника самостоятельно находить способ решения самых разнообразных задач.
Как один из способов анализа условия задачи и путей ее решения можно рекомендовать и прием " нарисуй задачу " . Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи.
Важным для успеха школьника на олимпиаде будет и определенная культура проведения математических вычислений, округления получаемых результатов, оформления своей письменной работы.
Работаем ручками.
Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выступления на олимпиаде, причем не только на практическом туре. Ведь и в теоретических заданиях могут встретиться задания на мысленный эксперимент ("Предложите конструкцию прибора…") или качественные задачи. Если школьник ни разу не собирал самостоятельно приборы, не держал в руках чашку с серой, не видел, чем отличается хлорид кобальта от хлорида марганца - справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами будут полезны уже и такие виды деятельности, как систематизация реактивов в школьной химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов.
Из приемов, которые будут необходимы непосредственно на практическом туре , можно отметить следующие:
- Взвешивание, измерение объема, плотности, температуры.
- Приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание.
- Распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы органических соединений.
- Титрование, работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов .
И не останавливаемся.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решений
Конечно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители , есть и побежденные .
Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринималс я каждым участником как очередная победа , пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.