Методика оценки сформированности патриотического отношения учащихся на основе аналитико-оценочной шкалы
Согласно положению «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, главной целью патриотического воспитания должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма. Результатом патриотического воспитания учащихся является опыт освоения ими патриотической деятельности. Он служит главным критерием анализа и оценки качества системы патриотического воспитания учащихся.
В организации аналитико-оценочной деятельности используются разные диагностические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, шкалирование, социометрия, ранжирование. С их помощью проводится изучение формирования патриотического опыта учащегося. Одной из апробированных и используемых нами методик является методика оценки сформированности патриотического отношения подростков на основе аналитико-оценочной шкалы (таблица1).
Таблица 1. Аналитико-оценочная шкала
Утверждения | 4 балла (совершенно согласен) | 3 балла (согласен) | 2 балла (трудно сказать) | 1 балл (не согласен) | 0 баллов (совершенно не согласен) |
1. Я горжусь своей страной, когда выигрывает российская спортивная команда |
|
|
|
|
|
2. В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории всей страны |
|
|
|
|
|
3. Когда я надолго уезжаю из своего города (посёлка), то очень скучаю |
|
|
|
|
|
4. У меня есть любимое место в нашем городе (посёлке), где мне очень комфортно |
|
|
|
|
|
5. Я считаю, что в нашей стране созданы все условия для получения качественного образования и развития моих способностей |
|
|
|
|
|
6. В нашей стране всегда были и есть серьёзные достижения в культуре, науке, спорте |
|
|
|
|
|
Напротив каждого утверждения учащемуся предлагается поставить знак + в соответствующем столбце.
В результате проведённой диагностики определяется уровень сформированности отношения учащихся к фактам и событиям патриотического характера.
Результаты диагностики интерпретируются следующим образом: если учащимся набрано от 5 баллов до 10 баллов - низкий уровень овладения опытом патриотической деятельности;
от 10 до 20 баллов - средний уровень овладения опытом патриотической деятельности;
от 20 до 25 баллов - высокий уровень овладения опытом патриотической деятельности.
На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы.
В качестве нормы выступает высокий уровень овладения учащимся опытом патриотической деятельности, что позволяет сравнивать индивидуальный опыт каждого ученика с нею. Для данного уровня характерны следующие признаки: учащиеся эмоционально выражают патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. Переживания по поводу явлений патриотического характера выступают как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира воспитанника и обретению необходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны. Проявляют заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности. Имеют сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры. Занимают позицию «Я горжусь культурой, историей нашей страны». Осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах, флэш-мобах). Являются инициаторами мероприятий патриотической направленности, они для учащихся личностно значимы. Проявляют стремление стать полезными своей стране, своему близкому и далекому окружению. В деятельности патриотического характера способны к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявляют ответственность, самостоятельность, творческую инициативу в делах патриотического характера. Занимают позицию «Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны».
Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс её осуществления теряет свой смысл.
Список литературы
Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //Педагогика, 2001. №1.
Сафронова, Е. М., Оценка качества процесса и результата воспитательной работы в школе / Сафронова, Е. М., // Директор школы, 2008,-№6.
Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография / Е.М. Сафронова. — Волгоград: Перемена, 2004.-С.187.