«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методический проект формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе

методический проект ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА











методический проект

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ







Участник проекта:

Артамонова Анастасия Евгеньевна,

учитель начальных классов

Руководитель:

Бурдыгина Любовь Ивановна,

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

,















г. Невьянск

2018 год



Оглавление

Введение 3

1. Понятие, функции, виды и планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий 6

1.1. Личностные универсальные учебные действия 7

1.2. Регулятивные универсальные учебные действия 8

1.3. Познавательные универсальные учебные действия 9

1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия 10

2. Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия 11

3. Виды деятельности и формы работы по формированию универсальных учебных действий 12

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение №1 21

Приложение №2 30

Приложение №3 31

Приложение №4 32

Приложение №5 34

Приложение №6 35




Введение

За последние десятилетия в современном мире повысился спрос на социально активную, творческую индивидуальность, способную самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. Следовательно, результат образования сегодня должен измеряться не объёмом полученных знаний, а уровнем развития надпредметных способностей, которые позволят эти знания использовать для решения практических задач.

Вместе с тем, в традиционной системе образования основной задачей является передача учащимся знаний, накопленных многовековой культурой. При таком подходе образования основная часть полученных знаний остается невостребованной в процессе продуктивной практической деятельности. Кроме того, в стремлении выполнить социальный заказ – воспитать человека знающего, не всегда удается создать условия для раскрытия личностного потенциала школьника и его индивидуальных способностей.

Таким образом, традиционная система обучения вступила в противоречие как с современными требованиями общества и государства, так и с потребностью личности в саморазвитии. Для разрешения данного противоречия были приняты стандарты нового поколения, которые, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, связанной не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психолого-педагогической концепции, разработанной в отечественных трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, рассматривающих основные закономерности личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития детей. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели.

Основное различие традиционного и деятельностного подходов заключается в двух принципиально разных путях получения образования. Для первого пути характерна активность учителя, для второго – самым важным становится активность самого ученика, ориентированного на самостоятельное добывание знаний.

Деятельностный подход способствует формированию универсальных учебных действий.

Тема методического проекта: «Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе».

В основу проекта положена гипотеза: процесс изучения окружающего мира в 3 классе может стать фактором формирования универсальных учебных действий, если:

  • обеспечена продуктивная актуализация жизненного опыта ребенка;

  • разработана система заданий, направленная на анализ и самооценку;

  • созданы оптимальные педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности школьников при изучении учебного предмета;

  • содержание учебного материала имеет для ребенка положительный личностный смысл, ценностную значимость.

Объект исследования: процесс изучения окружающего мира в 3 классе в рамках федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе.

Цель работы: создать методический проект по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе для реализации в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие, функции, виды и планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий;

  2. определить действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия у первоклассников при изучении математики;

  3. изучить виды и формы деятельности по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, синтез и обобщение), эмпирические (проектирование).

Теоретико-методологические основы исследования составили работы следующих авторов: В.И. Звонникова по теме современные средства оценивания результатов обучения, Ю.В. Михеевой по теме проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий, Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапова по теме формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений, И.С. Якиманская, Е.П. Рябоштан по теме изучение личности ученика в образовательном процессе, Г.Ю. Ксензовой по теме оценочная деятельность учителя, И.В. Петровой по теме средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

Настоящий проект предназначен для учителей начальных классов, начинающих свою педагогическую деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.



  1. Понятие, функции, виды и планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий

В широком определении термина универсальные учебные действия  - «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

  • познавательные и учебные мотивы;

  • учебная цель;

  • учебная задача;

  • учебные действия и операции.

Функциями УУД являются:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляются в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям начального общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный;

  • познавательный;

  • коммуникативный.

1.1. Личностные универсальные учебные действия

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, помогают выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования:

  • положительное отношение к школе;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;

  • положительная адекватная самооценка на основе критериев успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

1.2. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные действия включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия; 

  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществление пошагового контроля;

  • адекватное восприятие оценки учителя;

  • проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

1.3. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия позволяют исследовать, осуществлять поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Познавательные действия делятся на:

  • общеучебные;

  • логические;

  • действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов

  • информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    Логические действия включают в себя:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений, 

  • доказательство; 

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем состоят из:

  • формулирования проблемы;

  • самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования:

  • осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи;

  • использование знаково – символических средств для решения учебной задачи;

  • осуществление анализа, синтеза, сравнения и классификации по заданным критериям;

  • устанавление причинно – следственных связей.

1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования:

  • формирование собственного мнения и позиции, аргументирование своей позиции, умение договариваться и приходить к общему решению;

  • построение понятных высказываний;

  • учет и контроль в сотрудничестве отличных от собственной позиции мнений других людей;

  • осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Таким образом, процесс обучения определяет развитие универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

  1. Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации, а также  способам эффективного запоминания.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей. Учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Таким образом, настоящие действия учителя по формированию УУД являются основанием его готовности к реализации основной образовательной программы школы в рамках ФГОС.

  1. Виды деятельности и формы работы по формированию универсальных учебных действий

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Личностные УУД

Виды деятельности и формы работы по формированию УУД

  1. Расширять познавательные интересы и учебные мотивы:

  • коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил дидактических игр, решение поставленных задач;

  • индивидуальная – участие в дидактических играх по нахождению схем, отображающих логические отношения;

  • создание проблемных ситуаций;

  • дидактические игры: «Да-нет», «Разложи правильно».

  1. Осознавать правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы:

  • фронтальная;

  • коллективная;

  • дидактические игры: «Найди отличия», «Что изменилось».

  1. Оценивать собственную учебную деятельность. Свои достижения, самостоятельность, инициативу:

  • индивидуальная;

  • коллективная;

  • учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют взаимопроверку или самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают;

  • задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…».

  1. Адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников:

  1. Осознавать необходимость самосовершенствоваться, оценивать свою активность:

  1. Понимать значение границ собственного знания и «незнания»:

  • работа в дифференцированных группах;

  • фронтальная.

  • При педагогической поддержке учителя определение границы знания и «незнания».

  1. Иметь адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности, в ходе парной работы:

  • индивидуальная;

  • парная.

Система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний, осуществляемой методом мозгового штурма)

Познавательные УУД

Виды деятельности и формы работы по формированию УУД

  1. Формулировать ответы на вопросы:

  • индивидуальная.

Слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче, при педагогической поддержке формулирование ответов на вопросы.

  1. Осознавать и произвольно строить речевые высказывания в устной форме:

  • фронтальная.

При педагогической поддержке постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.

Индивидуальная

  • Планирование действия согласно поставленной задаче, ориентирование в понятиях.

  1. Классифицировать предметы по заданным свойствам:

  • коллективная;

  • индивидуальная.

  1. Осуществлять синтез как составление целого из частей:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

  • Сравнение целого и его частей (например: треугольник), осуществление поиска фигур, чисел предметов на чертеже или рисунке, называние его признаков.

  1. Построение речевого высказывания и использованием понятий:

  • фронтальная.

  • Построение речевого высказывания в устной форме с использованием понятий, составление вопросов.

Регулятивные УУД

Виды деятельности и формы работы по формированию УУД

  1. Целеполагание: Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

  1. Планирование: Уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Планировать и успешно воспроизводить ход решения задачи. Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Как это сделать?».

  1. Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в различных формах; с помощью речи регулировать свои действия.

Направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление  и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, что нужно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

  1. Контроль и самоконтроль: уметь осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки в вычислении. Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по образцу…», «Проверь вывод по…»



  1. Коррекция: вносить необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Нацелены на осуществление помощи исправления ошибок в действиях, в результатах действий, а также работа с деформированными задачами, примерами, установление правильного порядка. Типовые задания «Помоги исправить ошибки», «Установи правильное соответствие».

  1. Оценка: уметь определить качество и уровень работы, знаний; понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Оценивать готовое решение задачи урока (верно, неверно). Направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

  1. Саморегуляция: способность сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.

Коммуникативные УУД

Виды деятельности и формы работы по формированию УУД

  1. Выстраивать коммуникативно – речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие слушают):

  • коллективная;

  • парная;

  • индивидуальная;

  • умение слушать и понимать партнера.

  1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия:

  • коллективная;

  • парная;

  • фронтальная;

  • Дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности и неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Взаимно контролируют действия друг друга и учатся договариваться.

  1. Формулировать собственное мнение и позицию:

  1. Контролировать действия партнера, строить понятные для партнера высказывания:


Заключение

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков, успешно реализуется в процессе первого года обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода и условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Работа над методическим проектом «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе» позволила мне изучить понятие, виды, функции, формы работы и планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 3 классе. В ходе настоящей деятельности поставленная цель была достигнута. Данная работа помогла мне в подборе заданий для обучающихся, в разработке конспектов уроков окружающего мира в 3 классе с целью развития универсальных учебных действий.











Список литературы
  1. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М.Б.Мельникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь терминов. – 2012. Издательский центр «Академия», с.176

  3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензонова. - М.: 2014. - С.67.

  4. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .

  5. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2012. – Вып. 1(3). – С.46-54.

  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2013.

  7. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2016. - №5. Т.2. - С. 151-155.

  8. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2015.

  9. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолов – 2 – е издание – М.: Просвещение, 2016 – 152 с.

  10. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / составитель:Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2014 – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). - М.: Инфра-М, 2016. – 254 с.Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2016 г. -М. : Эксмо, 2016. – 208с

  12. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.

  13. Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе. – М.: Сентябрь. – 2012. – 176 с.







Приложение №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Невьянского городского округа

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир 3 класс УМК «Начальная  школа «XXI век».

Образовательная система

«Начальная школа 21 века»

Составитель

Артамонова Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов

Тема урока

«Солнечная система».

Класс

3 «Б»

Тип урока

изучение нового материала.

Цель урока

Создание условий для углубления знаний о Солнечной системе и её планетах, развития предпосылок самоконтроля

Задачи урока

  • формировать представление детей о звёздах;

  • формировать представление о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи;

  • развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;

  • прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету.

  • развивать ууд предметные, личностные, метапредметные

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получит представление об Солнечной системе и её планетах.

Познавательные УУД

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные УУД

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


Коммуникативные УУД

сотрудничать в совместном решении поставленной задачи.

установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник: - Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.

Рабочая тетрадь: Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова.

Аудиозапись песни «Притяжение Земли», видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы», карточки для групп с названиями планет, модель ракеты, рисунок ладошки, для рефлексии.


ПК, проектор, экран, презентация.

Межпредметные связи

русский язык, музыка

Организация пространства

стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

  1. Организацион-

ный момент.

Психологичес-

кий настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Начинается – Урок

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Улыбнулись, правильно сели.

Приветствуют учителя Концентрация внимания

проверяют готовность к уроку.

Думаем, говорим

Умеем слушать

целеполагание,

учебная мотивация.

общеучебные, речевые высказывания.

Осознание целей.

передача информации.

  1. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.

- Что нам для этого нам нужно?

- Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Вы уже знаете что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»?

- А как Земля движется в космосе?

- А когда мы еще об этом говорили?

- Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»! (на доске модель ракеты, приложение 2).

Ответы детей по поднятой руке.

Дети высказываются, приводя аргументы.

Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет)




логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации.

учебная мотивация.

постановка цели


  1. Постановка темы и цели урока

Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли»

- Как вы понимаете слова песни?

«…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…»

-Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

- Назовите времена года

- Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос.

Работа с учебником на с. 16.

-Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая?

-Молодцы ребята.

- Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника на с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-)

Дети отвечают на вопрос

Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь»

Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают

(+, -). Самоконтроль


Самоконтроль чтения.

чтение, получение информации.

Нравственное, этическое ориентирование.

Кооперация усилий.

  1. Изучение новой темы

На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» (приложение 3).

- На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку?

Молодцы ребята все верно сказали.

- Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием.

- Какие тела относятся к живой природе?

- Что объединяет неживая природа?

- Какие тела входят в Солнечную систему?

- Что вы можете рассказать о солнце?

- Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?

- Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?

Работа с учебником, с.15

- Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.

«Живые планеты» (составление модели Солнечной системы приложение 4)
– Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы?

Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (работа в малых подгруппах по 4 человека)

– А для того, что бы нам проверить правильность нашей Солнечной системы, давайте посмотрим видеофрагмент (видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы»).

- А почему Плутон – самая холодная планета?  

Работа с иллюстрацией (с.15).
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (Орбита)
- Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу.
- Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)
- Как называется планета с кольцами? (Сатурн)
- Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему?

- Почему названия планет написаны с Заглавной буквы?

Дети отвечают, размышляют

Работа детей у доски, самопроверка. Проверка.

Располагают планеты в группах так как предполагают (возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся)

Дети хором вспоминают и проговаривают правило

Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности.

Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.


  1. Физминутка

- Один, два, три, четыре, пять

- В космос мы летим опять

- Отрываюсь от Земли

- Долетаю до Луны

- На орбите повисим

- И опять домой спешим

Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед, назад

Ходьба на месте

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.


  1. Закрепление материала

- Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность.

Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют и оценивают друг друга.

Самооценка, взаимооценка, личное моделирование, структурирование своих знаний, презентация своих знаний, опрятность, аккуратность.

Оценивать работу одноклассников и свою работу

Формирование у учащихся практических умений

делать анализ информации

Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  1. Проверка уровня обученности

- Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чес дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ.(работа в парах).
Например: «тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ):
1) Верно ли, что Солнце – планета?    (нет, Солнце – звезда)
2) Какую форму имеют планеты?
3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы?
«Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа):
1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд?

2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет?
Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна (приложение 5 «Правила составления синквейна»)
Например: 1. Солнце.
2. Большое, раскалённое
3. Светит, греет, радует.
4. Без Солнца невозможна жизнь.
5. Звезда.   

Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна





сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Нравственное, этическое ориентирование.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации.

Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.


  1. Домашнее задание

Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему.

Можете это сделать самостоятельно, с друзьями или родителями. Выбор за вами!

Мы организуем в школе выставку, и вы сможете показать свою работу и рассказать о солнечной системе малышам.

Право выбора!


  1. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?

Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 6 «Ладошка»):

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?



Приложение №2

Приложение №3 ТЕЛА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ



Приложение №4

МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ






Приложение №5


Правила составления синквейна

строки

Что должно быть

Пример

1 строка

одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

Котёнок

2 строка

два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Черненький, пушистый

3 строка

три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

Играет, спит, ест

4 строка

фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

Он мой друг.

5 строка

одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Домашнее животное




Приложение №6







Мизинец

Мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный

Близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

Средний

Состояние духа.

Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

Указательный–

Услуга, помощь.

Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Большой

Бодрость, физическая форма.

Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

13


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее