Методические материалы
«ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
И НЕДОПУЩЕНИЮ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
К НАРКОТИКАМ, АЛКОГОЛЮ, ТАБАКОКУРЕНИЮ».
Подготовил:
Социальный педагог МБОУ СОШ №1 с. Арзгир
Е.Н. Пелинова
2019 год.
Введение
Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем.
На одно из первых мест выходит проблема употребления школьниками наркотиков, алкоголя, табака. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе.
В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) представителями всех возрастов, специалисты образовательных, социальных, психологических и медицинских ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы, в рамках которой первичная личностно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни у детей и подростков.
Антинаркотическая профилактика в среде молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем опасны наркомания, алкоголизм и табакокурение.
Семья и школа стоят у истоков нравственного здоровья ребенка, формирования его личности. Эффективность работы по развитию, воспитанию детей и подростков и недопущению приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению во многом зависит от того, насколько родители и педагоги ориентируются в этой проблеме.
Организация профилактической работы со школьниками по недопущению приобщения их к наркотикам, алкоголю, табакокурению является одной из важных задач образовательного учреждения.
Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.
Подростковый возраст: задачи и риски развития и воспитания
Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими и психическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.
Подростковый возраст – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, в подворотне и в других изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику:
· дети считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркотических веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение ими других подростков в среду употребляющих наркотики, может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).
· употребляя наркотики, считают себя жертвами, не стремятся их распространять. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства; есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».
Подростки, не определившие свое отношение к наркотикам, могут являться потенциальными жертвами приобщения к их употреблению.
Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков испытывая на себе сильное давление группы. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению.
Высокая опасность ранней наркотизации, алкоголизации, табакокурения обусловлена следующим:
· у детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы «обезвреживания» наркогенных, алкогольных, никотиновых веществ. Поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее наркотическое, алкогольное, никотиновое отравление;
· наибольшей уязвимостью к действию наркотических, алкогольных, никотиновых веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек. Ранняя алкоголизация и курение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций;
· ранняя наркотизация в значительной степени замедляет темпы физического созревания организма. К примеру, установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза;
· у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию; в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.
· отношение детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) в большей степени зависит от взаимоотношений с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака напрямую связано с характером повседневных детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Главное - по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.
Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Данная работа выстраивается по следующим направлениям: образовательный блок, воспитательный блок, психологический блок, правовой блок.
В процессе проведения этой работы педагогами могут быть использованы памятки, представленные ниже.
Памятка 1.
«Какая нормативная правовая база определяет профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения среди школьников»
Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ;
Закон Тульской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Тульской области от 27.12.2007 года № 936-ЗТО;
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р;
Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением РФ от 23.09.2010 № 1563-р;
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690);
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена министерством образования и науки Российской Федерации 05.09.2011).
Сотрудниками органов внутренних дел при выявлении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, употреблением несовершеннолетними пива и спиртных напитков, токсических веществ, вовлечением их в указанные антиобщественные действия, розничной продажей подросткам алкогольных напитков и табачных изделий применяются нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность
Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности.
За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.
Кроме того, незаконной является пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). Например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.; пропаганда наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет.
Правонарушения в отношении несовершеннолетних
Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам алкогольные напитки и табачную продукцию. За указанные правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.2, 14.16 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ).
Так, статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение (производство), хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.
С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
Преследуется уголовным законодательством склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ).
Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ.
Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ.
Памятка 2.
«Как узнать о приобщении к наркотикам, алкоголю и табакокурению по внешнему виду и поведению ребенка»
Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка.Важно насторожиться, если в поведении ребенка без видимых причин проявляются:
· точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
· состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации); погруженность в себя, разговоры с самим собой; неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
· заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
· необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам; сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями; частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе; игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
· неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность; неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость; быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
· очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство; ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям; постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
· малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка», «кумар» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела», «достал?» и т.п.);
· изменение внешнего облика - неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение; появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю); неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные, порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя;
· внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
· обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос «Беломор», «Казбек» или «Север» в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Самыми очевидными признаками того, что ребенок курит, употребляет алкоголь или другие наркотические вещества являются следующие факты.
Сигареты.
· Определенный запах одежды и дыхания.
· В вещах ребенка Вы нашли сигареты и зажигалку.
· Окурки в самых непредсказуемых местах квартиры.
Алкоголь.
· Если алкоголь употреблялся недавно, изо рта ребенка пахнет алкоголем или жидкостью для полоскания рта (ее используют, чтоб нейтрализовать запах алкоголя), у ребенка проявляются признаки похмелья (тошнота, рвота, головная боль).
· В вещах ребенка Вы нашли предметы, свидетельствующие об употреблении наркотиков: шприцы, ложки с пятнами от дыма, маленькие кусочки стекла, лезвия.
Марихуана.
· Сладковатый запах на одежде или налитые кровью глаза - если марихуана недавно использовалась. Частое использование глазных капель, чтобо снять красноту.
· В личных вещах ребенка Вы нашли приборы для использования наркотиков.
· При регулярном использовании - неряшливость в уходе за телом, повышенная утомляемость, изменения режима сна и режима питания.
Героин
· При недавнем употреблении – очень маленькие зрачки и сонный, расслабленный вид.
· В вещах подростка Вы нашли приборы для инъекций, (это еще называют оборудованием, куда входит: ложка или крышка от бутылки, шприц, жгут, вата, спички).
Ингалянты
· При недавнем использовании - дыхание с запахом химикатов, пятна на одежде или лице, красные глаза.
· Мокрые тряпки или пустые контейнеры от аэрозолей в мусорном баке.
Клубные наркотики
· В его/ее комнате Вы находите детскую соску-пустышку или же подросток берет ее с собой, когда идет на ночную вечеринку или раут.
· В его/ее вещах Вы нашли маленькие бутылочки с жидкостью или порошком.
Стимуляторы
· Постоянный насморк или выделения из носа, следы от инъекций на руках или других частях тела, продолжительная бессонница.
Анаболические стероиды
· Необычный запах дыхания.
· Перепады настроения, включая увеличившуюся агрессию.
· Изменения внешности, которые нельзя соотнести с ожидаемым ростом или развитием.
Памятка 3.
«Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению»
Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?
· Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
· Помогите детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.
· Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
· Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
· Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.
· Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.
· Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может может вызвать «молчаливый бойкот» со стороны ребенка.
· Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.
· Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.
· Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если вы держите себя в руках. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить на» ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.
· Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо не от каких условий.
· Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.
· Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
· Никогда не поддавайтесь на шантаж со стороны ребёнка.
· Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков. Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Разговор о наркотиках в этом случае может возникать – только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить.
Памятка 4.
«Как действовать школе и педагогу при осуществлении профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения»
· Для обеспечения активного родительского участия в профилактике приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению важно:
ü своевременно информировать родителей о фактах употребления табака, алкоголя и наркотиков их детьми; о телефоне доверия, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям;
ü регулярно информировать родителей об участии их детей в выполнении программы по профилактике потребления табака, алкоголя и наркотиков;
ü совместно с родительским комитетом и участием психиатров-наркологов, педагогов-психологов разработать специальные программы для родителей по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию детей;
ü приглашать родителей на занятия по основам безопасности жизнедеятельности и для участия в школьных мероприятиях;
ü обеспечивать родителей информацией о телефоне доверия по проблеме приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению; о телефонах кабинетов наркологической экспертизы; телефонах местных медицинских учреждениях, оказывающих диагностическую и лечебную помощь детям с алкогольной и наркотической зависимостью.
· При наличии серьезных, обоснованных предположений о том, что подросток употребляет алкоголь, наркотики, курит, необходимо сообщить родителям, что только специалист может достоверно определить состояние алкогольной, никотиновой, наркотической интоксикации.
· Обязательные правила в работе педагога с несовершеннолетними детьми, которые имеют проблемы с употреблением наркотиков:
ü предложите подростку помощь в решении его проблем; учтите, что ребенок не примет вашу помощь, если между вами не установится атмосфера доверия.
ü не разглашайте информацию в отношении подростка, которому установлен официальный диагноз.
ü работайте в сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с государственными наркологическими учреждениями, узнайте у них телефоны, места расположения, часы работы.
· При ситуации, когда подросток находится в состоянии алкогольной, никотиновой или наркотической интоксикации:
ü пригласите школьного медицинского работника (врача), так как может оказаться, что интоксикация угрожает здоровью ученика, и потребовать оказать ему неотложную медицинскую помощь. Состояние интоксикации устанавливается наркологической экспертизой, на которую может быть направлен сотрудниками милиции.
ü поставьте в известность администрацию школы;
ü если факт интоксикации достоверно установлен, немедленно поставьте в известность о случившемся родителей (законных представителей) подростка; родителям следует сообщить только факты, опирающиеся на официальное заключение, сделанное специалистами; необходимо быть готовым предложить родителям провести беседу с участием психиатра-нарколога, инспектора КДН и ЗП, ОВД;
· в случае хулиганского поведения подростка (оскорблений словом или действием) обратитесь в отделение милиции, добейтесь вызова наряда и составления протокола. При обнаружении у подростка наркотического вещества, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело.
· Лучшая профилактика детской наркозависимости, приобщения ребёнка к алкоголю и табакокурению – это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.
Для этого рекомендуем:
ü обеспечивать стабильное функционирование системы дополнительного образования детей в школе и вне её;
ü развивать профессиональное партнёрство школы с общественными институтами социальной направленности;
ü использовать активные формы участия детей и подростков в социально ориентированной деятельности: общественных практиках, волонтёрском движении, органах детского самоуправления.
Заключение
Вопрос развития и воспитания ребенка и недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению – является достаточно непростым в психологическом, правовом и организационном отношении. Его необходимо решать в разных организациях не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства, но и помнить о юридической стороне вопроса. При проведении профилактической работы следует использовать положения административного, уголовного и иного законодательства Российской Федерации, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.
Лучшая методика недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика. Для ее реализации важно привлечь педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.
Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной.
Для более успешной работы по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению необходимо взаимодействие с родителями.
Таким образом, работа по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к алкоголю, наркотикам. табакокурению требует от педагога и родителей ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения.