Методическая разработка по теме: Эндшпиль («Оппозиция»).
Цели и задачи:
Образовательные:
Знакомство с понятием оппозиция, расширение кругозора детей, повышение спортивного мастерства юных шахматистов.
Воспитательные:
Вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие и хладнокровие, доброжелательность; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; воспитывать навыки работы в паре, группе и команде,
Развивающие:
Развитие интереса к шахматам, как настольной интеллектуальной игре, активизация мыслительной деятельности; развитие творческую активность; развитие умений обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование:
- комплекты шахматных фигур с шахматными досками для игровой деятельности;
- демонстрационная доска с фигурами;
- мультимедийное оборудование и компьютер для использования специализиро- ванных шахматных программ;
- дидактические материалы (сборник шахматных задач соответствующего уровня,ибо специально отобранные задания).
Ход занятия:
Организационный момент (1-2 мин).
Вступительное слово педагога. Поверка рабочих мест, объявление темы, целей и плана занятия.
2. Дидактическое задание «Дать мат королю в 1 ход». Дайте мат черному королю в 1 ход (используется мультимедийное оборудование).
Примерные задания:
XABCDEFGHY
8-+Q+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-mK-%
4-+-+-+-+$
3+-+N+k+-#
2-+-+-zP-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-tR-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+K+-+-+Q%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-sN-+"
1+-+-mk-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+K+-+-+&
5+-+-+-+k%
4-+-+-wQN+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+L+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5wQ-+-+-sN-%
4-+-+-+-+$
3+-+-mk-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+K+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+L+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-mK-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-wQ-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+k+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-sN-mk(
7+-+-sNK+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+q!
xabcdefghy
Оппозиция – это такое расположение королей, когда они находятся на одной линии (вертикали, горизонтали или диагонали)
«Золотое» правило оппозиции : «Если короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то оппозицией владеет тот из партнёров, кто ходил последним. Владеющий оппозицией получает премущество».
Закрепление нового материала (10 мин).
Дидактическое задание Король и пешка против короля.«Оппозиция».
Во всех позициях начинают белые и выигрывают Примерные задания:
XABCDEFGHY
8-+k+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+P+-+&
5+-+-mK-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Крf6 Кр d8 2.Кр f7
XABCDEFGHY
8-+-mk-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+PmK-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Кр d6
XABCDEFGHY
8-mk-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-zP-+-+&
5+-mK-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Кр b6 Кр c8 2.Кр c6
X
XABCDEFGHY
8-+-mk-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-mKP+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Кр b5!
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+k'
6-+-+-zP-+&
5+-+-+-+K%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Крg5 Кр h8! 2.Кр h6
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+PmkP+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+K+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Крd2 Кр :e4 2.Кр c3 Кр e5
3.Кр c3
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-mk-+&
5+-+-+-+-%
4p+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-zPK+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:Кр b1 a3 2.b3
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+k+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+K+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-zP-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Крc5 Кр d8 2.Кр d6 Кр c8
3.Кр c6
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-mk-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+P+-+K+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Кр g3
XABCDEFGHY
8-+-mk-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-mK-+p+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-zP-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Кр d6
XABCDEFGHY
8k+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+P+-+-+&
5+-+-+-+-%
4K+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Кр b5
XABCDEFGHY
8k+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-zp-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-zP-+-mK-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.b5 Кр b7 2.Кр e5 Кр c7
3.Кр e6
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7mk-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4K+-zP-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.Кр a5
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7mkP+-+-+-'
6-+K+-+-+&
5+P+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Р:1.b8 Ф+
Форма проведения игровая:
Командный конкурс – ребята делятся на две команды. Самые активные члены команд (оперативно поднимающие руку) поочередно показывают решения заданий на демонстрационной доске. В случае ошибки, право решения переход к другой команде.
В заключении капитаны (участники команд могут помогать) должны сами посчитать набранные очки
3.Практическая часть (в игровой форме) (30 мин.)
Обучающиеся делятся на две команды, выбирают капитанов (для игры на первой доске), которые распределят участников своей команды по последующим доскам. Играется учебно-тренировочный матч из начального положения или практической игровой позиции.
Результат в партиях, игра в которых затягивается по времени присуждается педагогом в зависимости от материального соотношения на доске и уровня мастерства играющих. Подводятся итоги матча – объявляется итоговый счет.
4.Общие итоги занятия (3мин)
Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и
детей. Эмоциональная оценка работы детей.
Подводятся итоги занятия, обучающиеся отвечают на вопросы:
- Что нового узнали на занятии?
- C каким тактическим приемом мы с вами познакомились сегодня на занятии?
- Когда особенно опасен открытый шах?
- Как вы считаете, надо ли еще изучать данную тему?
Отмечаются наиболее активные и успешно справившиеся с заданиями ребята.