«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»

Данная разработка занятия элективного курса "Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия" позволяет сформировать целостное представление о деятельности Праведников народов мира в годы Второй мировой войны, положении евреев в этот период времени, а также способствует развитию патриотизма, толерантности по отношению к окружающим.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка занятия элективного курса «Холокост как трагедия мирового масштаба в истории XX столетия»


Автор: Крыжняя Анастасия Викторовна

Учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №1» г.Оренбурга


Тема урока: «В чем смысл человеческой жизни: разговор о Праведниках народов мира».

Класс: 9

Цель: Сформировать целостное представление о деятельности Праведников народов мира в годы Второй мировой войны, положении евреев в этот период.

Задачи:

1.образовательные: дать характеристику звания «Праведник народов мира», определить характерные черты антисемитской политики фашистской Германии, методов и форм ее проявления;

2.развивающие: продолжить формирование умений и навыков учащихся логически мыслить, соотносить исторические явления, делать выводы;

3.воспитательные: на примере Холокоста показать сущность фашистской идеологии, воспитывать в учащихся толерантность по отношению к другим нациям и народам.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: формирование навыка извлечения необходимой информации из текста документов, самостоятельная формулировка выводов, построение гипотез;

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность,

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничество;

Личностные: формирование умения ценить жизненные ценности, формирование чувства сопереживания.

Планируемые результаты:

Предметные: Вспомнить основные характеристики нацистского режима и антисемитской политики; выявить сложности и противоречия этого периода.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к окружающим, осознавая себя частью общей культуры; развивать творческую активность.

Основные понятия: Холокост, Катастрофа (Шоа), геноцид, Праведник.

Образовательные ресурсы: Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2007. – 432 с.; интернет ресурсы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, доска, мел.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

Здравствуйте.

Актуализация

Народ мой пролил море слёз,
Где б ни был он рассеян…
Война всегда есть Холокост – 
Не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах,
И в лагерях, и в гетто,
В нацистских газовых печах
Терзали нас… 
Не спета
Была ни песнь из древних книг,
Ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
Где путь прошел армейский,
В могилах братских погребён
И мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
Чтоб люди веры разной
Покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Века об этом говорим,
А всюду кровь, и смерть, и дым…


- О чем эти строки, и как они связаны с темой нашего занятия?






-Тема нашего занятия звучит так: В чем смысл человеческой жизни: разговор о Праведниках народов мира.























- Эти строки повествуют о судьбах людей, покалеченных войной, среди этих людей мученическую смерть принимали евреи. Геноцид не может быть направлен против одной нации, геноцид всегда против всех. Холокост уничтожил не только евреев, он уничтожил толерантность как таковую, основы ее были поставлены под сомнение.
Тема занятия будет посвящена проблеме антисемитизма, интолерантности, смысла человеческой жизни.


Постановка цели и задач занятия

Какова цель нашего занятия?


- Выяснить имеет ли жизнь человека вообще смысл, и если да, то какой именно?

Изложение нового материала

- Геноцид не должен быть спутником развития человечества. О нем необходимо говорить для того, чтобы вы, ваши дети и внуки не стали жертвами, палачами, равнодушными наблюдателями чужой трагедии. Но сегодня мы поговорим о людях, которые ценой собственной жизни, спасали других людей, не оставались равнодушными к чужой беде.

- Эскалация антиеврейской политики проходила стремительно и состояла из перехода от экономического Холокоста к политическому. Экономический Холокост начался еще 10 мая 1933 года массовым сожжением книг, неугодных фашистскому режиму. Что происходило дальше, а именно в 1935 году?









- Как далее развивались события в Германии по отношению к евреям?




- Как вы думаете, события «Хрустальной ночи» положили начало какой разновидности Холокоста?

- 21 сентября 1939 года было создано первое гетто в Польше. Что такое гетто?


- Именно из гетто евреи попадали в концлагеря, где подвергались пыткам и были убиты. Самым массовым убийством евреев является расстрел на территории Бабьего Яра 29 – 30 сентября 1941 года. Что вам известно о данном событии?





- На предыдущем занятии мы рассматривали сеть концлагерей Европы, говорили о Варшавском гетто и восстании в Собиборе. Скажите, в каком году были восстания в Варшавском гетто и Собиборе и что было их причиной?
















- На двух конкретных примерах мы видим, что жизнь в гетто и концлагерях была тяжелой, евреи пытались спастись, но без помощи извне это было сделать крайне сложно.


На экране слова древнего еврейского изречения: "Спасший одну жизнь спасает весь мир". 

- Я бы хотела прочесть отрывок из трактата Вавилонского Талмуда, Танаха: «Еврейские мудрецы подчеркивали, что жизнь человека – это целый мир. Убийца губит не только жизнь одного человека, но и тех, кто уже не сможет стать его потомками. Тот, кто спасает жизнь человека, подобен тому, кто спас целый мир, поэтому, каждый человек должен сделать два вывода…»

- Какие два вывода вы можете сделать для себя?



- Подумайте, кого Василий Гроссман, автор книги «Жизнь и судьба» назвал «светлой струей в океане зла и насилия».


- Какое официальное звание имеют эти люди и за что оно им присуждается?


- На медали, получаемой, теми, кому ныне присуждается звание «Праведника народов мира выгравировано «тот, кто спасает жизнь, подобен тому, кто спас целый мир».

1953 год – основание института и мемориального комплекса Яд Вашем в Иерусалиме. Задача: поиск тех, кто, рискуя своей жизнью, спасает евреев в эпоху Катастрофы, чтобы отдать им дань уважения и благодарности, за то, что, несмотря на смертельный риск за оказание помощи евреям, несмотря на массовое равнодушие, а зачастую и соучастие в злодеяниях фашистов, они спасали евреев.

- Дополните предложения словами по смыслу, составив связный рассказ-информацию.






















- Что вы узнали из текста о процедуре присвоения звания «Праведник народов мира»?




- Как вы думаете, легко ли было решиться на спасение жизни еврея? Охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в годы нацистского режима.












- Для того, чтобы понять откуда в столь жестокое время появлялось сострадание, прослушайте стихотворение четырнадцатилетнего мальчика, которое он написал после посещения концентрационного лагеря:

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.

- Далее мы поговорим о Праведниках народов мира на конкретных примерах. Дома у вас было задание подготовить выступления по группам, для этого мы делились на 5 групп. Каждая группа должна представить краткую характеристику деятельности Праведника и ответить на вопрос: «Влияет ли статус человека на возможности и желание им спасти другого человека»?

- Вы представлены в роли учащихся средней школы, которым выпала честь выступать на открытии мемориального комплекса с докладами о Праведниках народов мира. Для этого приглашаются по одному представителю от каждой группы, остальные в классе (аудитория) будут выполнять роли работников музея и ученых.














- 15 сентября 1935 года были изданы Нюрнбергские расовые законы, которые экономически и политически притесняли права евреев. Евреи лишались гражданства Германии, был введен запрет на брак между немцами и евреями. Евреи лишались права голоса, права занимать общественные должности. Были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови», введено понятие «неариец».


- В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года произошли события «Хрустальной ночи» - массового погрома еврейских домов, синагог, магазинов. В ходе этих событий был убит 91 еврей, но фашистское правительство признало убитыми только 30 евреев.

- События «Хрустальной ночи» завершили экономический Холокост и положили начало политическому.

- Гетто – это часть города, окруженная колючей проволокой и стенами, где обязаны были проживать евреи из приближенных районов.

- Расстрел евреев на территории Бабьего Яра – это проявление человеконенавистнической сущности фашизма. В этой северо – западной части Киева были убиты невинные люди. Женщин, детей, стариков штабелями укладывали в овраг в несколько слоев. Эта ужасающая картина – показатель типичного проявления антисемитизма в период Второй мировой войны на оккупированных фашистами территориях.

- 19 апреля 1943 года произошло восстание в Варшавском гетто. Это восстание – ответ евреев на попытку фашистов ликвидировать остатки гетто в оккупированной Польше, оно было жестоко подавлено фашистами. 22 июля 1942 года фашисты начали осуществление операции «Рейнхард» - под видом переселения началась транспортировка жителей гетто в концлагерь Треблинка для уничтожения. Отчаяние и желание жить вызвало шквал протеста.

14 октября 1943 года произошло восстание в лагере Собибор. В этом лагере было убито 250 тысяч евреев, голод и пытки были невыносимы, поэтому в лагере было создано подполье, возглавляемое советским военнопленным – евреем Александром Печерским. Это было единственное успешное из крупных восстаний, но не многим сбежавшим удалось спастись, они были убиты местными коллаборационистами. После побега заключенных лагерь был уничтожен вместе с оставшимися пленными.















-Во-первых, мы должны помнить о ценности человеческой жизни. Во-вторых, мы не имеем права быть равнодушными к убийству ближнего.

- Василия Гроссман писал о людях, которые ценой собственной жизни спасали других в период Холокоста.


- Звание Праведников народов мира присуждается не евреям за спасение евреев в годы нацистского режима.














Существует особая комиссия, которая выносит решение о присуждении человеку звания (1). Те, кто признается праведником получают почетную (2) и (3). В случае, если человека нет в живых, звание присуждается посмертно и грамоту и медаль вручают (4). Как правило, это делается через дипломатов Израиля в стране проживания спасителя на торжественной церемонии, на которую приглашаются представители правительства и средства массовой информации. В дальнейшем государство (5) старается помогать этим людям. В самом Яд Вашем имена праведников увековечены на Аллее Праведников – их имена выгравированы на мемориальных досках на стене почета. Изначально (6) предоставлялось право посадить именное дерево на (7); было посажено около 2000 деревьев.

1 – Праведника народов мира

2 – Грамоту

3 – Медаль

4 – Родственникам

5 – Израиль

6 – Праведникам

7 – Аллеи Праведников

- Звание присуждается людям, даже если их нет в живых, этим занимается государство Израиль. Существует Аллея Праведников, где находится стена почета.


- На спасение жизни еврея решиться было очень опасно, ведь нацисты антисемитскую политику считали наиважнейшей, евреи массово уничтожались. Нацисты не щадили женщин и детей. Еврейские дети для них – это продолжатели еврейской нации, которых необходимо уничтожить. Детей уничтожали в «скотовозах» и газовых камерах, они умирали в «душегубках». Человек, видя все эти ужасы нацистского режима, либо воспевал ненавистью к нему, либо вставал на его сторону из страха за собственную жизнь. Многие люди, спасавшие евреев, боролись с нацизмом как могли, именно таким способом, но были и те, которые верили в правильность нацистских идей, но им было жаль еврейских детей.


Докладчик первой группы:  Оскар Шиндлер - немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. В 1967 году был удостоен звания «Праведник народов мира». В сентябре 1939 года немецкие войска оккупировали Польшу, а в октябре 1939 года генерал-губернатор Польши Ханс Франк ввел принудительную трудовую повинность для польских евреев и обязательную регистрацию всего еврейского населения в гестапо. В ноябре 1939 года были заморожены все банковские счета евреев, еврейские магазины, фабрики и заводы были закрыты. С 1 декабря 1939 года евреям предписано появляться на улице только с нарукавной повязкой со звездой Давида. С 20 января 1940 года — запретили ездить на железнодорожном транспорте, с этого же времени были закрыты все еврейские школы. В 1940 году в Кракове появились еврейские районы — гетто. В июне 1941 года для евреев ввели специальные идентификационные карточки, с 1 декабря 1941 года под страхом смерти евреям запретили покидать отведенные еврейские районы. С 1 декабря 1941 года у евреев изъяли их имущество, с 1 февраля 1942 года евреям запретили использовать все виды транспорта. В феврале 1942 года началось перемещение евреев в лагеря смерти. Эскалация антиеврейской политики была настолько стремительной, что подвергала в шок даже некоторые слои немецких промышленников. Оскар Шиндлер был их представителем. Изначально, когда он только прибыл в Краков и ему вверили фабрику по производству эмалированной посуды, он нанял 100 человек, из них 7 было евреями, но евреи были дешевой рабочей силой, что нравилось предпринимателям. Шиндлер начал нанимать на работу все больше и больше евреев. Когда антисемитская политика достигала своего апогея, в нем не было уже цели наживы на дешевой рабочей силе, в нем воспылали другие чувства – сострадание, осмысление ценности человеческой жизни. Шиндлер скрывал евреев под чужими именами, трудоустраивал их близких, создавая липовую картотеку, в которой числились рабочими старики, дети. Отправляясь в Освенцим, чтобы вызволить оттуда хотя бы несколько малышей, Шиндлер заручался «заключением специалистов» по поводу особых способностей подростков сортировать гильзы калибра 45 миллиметров.

Статус человека имеет влияние на его возможности помогать людям, Шиндлер мог это сделать и не боялся последствий.

Докладчик второй группы: Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри.  Детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Детей выносили в мешках, корзинах, картонных коробках. Ирена Сендлер получила звание Праведника в 1965 году. Невозможно было наблюдать за зверскими пытками и экспериментами над детьми в концлагерях. Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Статус человека несомненно влияет на его возможность помочь людям, Ирена Сендлер имела возможность проникнуть в концлагерь, контактировала с детьми и могла помочь им, но в большинстве случаев не от статуса всё зависит, а от желание помочь.

Докладчик третьей группы: Николай Киселев – советский политрук. В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти. У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи и где Киселёв был политруком, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Кроме Киселёва группу сопровождали еще 7 партизан. Переход длился больше месяца. Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребенка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила. После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории, Киселёв вывел за линию фронта 218 человек. В 2005 году Николаю Киселёву присвоили звание «Праведник народов мира». Киселёва сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ. Статус человека не играет роли, Киселев мог и не спасать девочку, не нести ее на руках до конца похода. Не статус играет роль, а внутреннее нравственное состояние души.

Докладчик четвертой группы: Тиунэ Сугихара – японский дипломат, служивший в Каунасе. Евреи пытались бежать из Европы, была выработана следующая схема спасения евреев. Голландский консул Голландии в Литве Ян Звартендейк выдавал евреям свидетельства о том, что для въезда в голландскую колонию Кюрасао въездная виза не требуется. Советские дипломаты согласились пропускать беженцев, но только при условии, что они получат и японскую транзитную визу. Эти транзитные визы и выдавал Тиунэ Сугихара. В 1940 году Литва была оккупирована советскими войсками, от иностранных дипломатов потребовали покинуть страну. Тиунэ Сугихара, владевший русским языком, сумел договориться с новой властью о месячной отсрочке распоряжения для завершения дел. Всего он выписал, по некоторым оценкам, 2139 виз. Учитывая, что виза выдавалась на семью, можно считать, что благодаря ему уехало около 6 тысяч человек. Как подсчитали в наши дни, общее число детей, внуков и правнуков беженцев, спасённых дипломатами Японии и Голландии, превысило 50 тысяч. Весь июль и август Сугихара провел за письменным столом. Официальные бланки виз быстро закончились, и он был вынужден чертить их от руки. Чтобы выполнить норму - 300 виз в день, консулу приходилось работать с восьми утра до поздней ночи. В конце концов, 28 августа Сугихара был вынужден закрыть консульство. На двери офиса он оставил записку с адресом своей гостиницы в Каунасе и следующие три дня выписывал визы оттуда. В 1985 году Тиунэ Сугихаре было присвоено почётное звание Праведника мира. Статус человека влияет на его возможность помочь другим людям, но важно и желание человека.

Докладчик пятой группы: Они знали, их предупреждали - ежечасно! - как опасно прятать евреев. Даже за то, что разрешали еврею войти в дом и переночевать, нацисты расстреливали всю семью. Для того, чтобы впустить в дом голодных, замерзающих, оборванных, а нередко голых и окровавленных, выбравшихся из расстрельных рвов евреев, требовалось не просто мужество, а самопожертвование. В белорусском местечке Жабинка местная жительница Флория Будишевская почти 2 года прятала в своем доме 12-летнего Рому Левина и свою подругу Соню Фефер. Накануне освобождения Жабинки полицейский обнаружил и застрелил Соню, а Роме удалось бежать. Флория Будишевская после зверских пыток была расстреляна в брестской тюрьме. Статус человека не зависит от возможности помочь, даже простая деревенская женщина, под угрозой смерти, пыталась спасти евреев.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика


- Что может сказать наша аудитория о социальном статусе этих людей?



- Во имя таких людей открываются мемориалы памяти, таких людей ставят в пример, ведь даже в условиях распространенной жестокости, насилия есть место состраданию и взаимопомощи.

- Социальный статус их рознился от простой деревенской женщины до консулов и владельцев фабрик. Важнее статуса оказалось желание помогать, без человеческого желания, внутренней мотивации невозможно помочь другому человеку, даже обладая возможностями и богатствами.

Закрепление материала

- Я предлагаю вам выполнить задание: соотнесите дату и событие Холокоста.






















- На всех этапах антиеврейской политики были люди, искренне стремившиеся помочь евреям. Их было немного, но они были, эти люди – героические и самоотверженные и звание их «Праведник народов мира». 27 января весь мир отмечает день памяти жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев. Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году.

1.

10 мая 1933 г. Берлин

А.

Восстание в Варшавском гетто

2.

29 -30 сентября 1941 г.

Б.

Расстрел евреев в Бабьем Яре

3.

14 октября 1943 г.

В.

Создание первого гетто в Польше

4.

15 сентября 1935 г.

Г.

Восстание в Собиборе

5.

9-10 ноября 1938 г.

Д.

Массовое сожжение книг

6.

21 сентября 1939 года

Е.

Нюрнбергские законы

7.

19 апреля 1943 г.

Ж.

«Хрустальная ночь»


1.Д

2.Б

3.Г

4.Е

5.Ж

6.В

7.А

Рефлексия

- Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? И почему говоря о Праведниках  народов мира, мы говорим как о примерах мужества, толерантности и человечности?

 




- В заключение нашей беседы ответьте на вопрос: «В чем же заключается смысл человеческой жизни»?





- Я предлагаю вам составить «синквейн» на тему «Праведник мира».

Вспомним, что такое «синквейн»?


- Проблема Холокоста актуальна в современном обществе, так как обостряются межнациональные конфликты, люди должны помнить к чему может привести интолерантное поведение – к постепенному уничтожению человечества. Говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем Холокост, как пример жестокой интолерантной политики. Говоря о Праведниках, мы говорим о примерах мужества и человечности, потому что они спасали жизни евреев под угрозой собственных жизней.

- Смысл человеческой жизни заключается в стремлении помочь другим людям, взаимопомощи, взаимодоверии. В человеке не должен доминировать страх, человек – это существо социальное, ему необходимо взаимодействие с людьми, а у людей проблемы разные, не нужно бежать от этих проблем, ведь мы живем в обществе.

- «Синквейн» - это творческая работа, написанная по следующим правилам:

1.Существительное, выражающее тему синквейна;

2.Два прилагательных, выражающих главную мысль;

3.Три глагола, описывающих действия в рамках темы;

4.Предложение по теме синквейна;

5.Заключение в форме существительного.


1.Праведник мира;

2.Мужественный, самоотверженный;

3.Помогать, спасать, рисковать;

4.Желание помогать людям намного сильнее страха за собственную жизнь.

5.Толерантность.

Домашнее задание

Прочитать книгу Б. Полевого «Нюрнбергский процесс»




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее