Автор: Обухов Владимир Валерьевич
учитель технологии высшей категории
КГУ «Средняя школа № 12»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Методическая разработка урока технологии (мальчики)
на тему
«Основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака,
общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, изготовление изделий из древесины, разметка»
Класс: 5
Форма проведения: урок - практикум
2017 год
Основные теоретические сведения, назначение и устройство столярного верстака,
общие сведения о древесине как конструкционном материале, свойства и строение древесины, изготовление изделий из древесины, разметка
Цель и задачи:
Образовательная: формирование представлений о назначении и устройстве столярного верстака, углубление знаний по теме «Древесина», полученных в начальных классах, формирование представлений о древесине как конструкционном материале, знакомство с видами изделий из древесины, применяемых в быту.
Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с различными источниками информации; познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление, умение систематизировать учебный материал; формирование способности учащихся выполнять операцию «Разметка» для дальнейшей обработки древесины.
Воспитательная: воспитание умения управлять своей познавательной деятельностью, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Воспитывать толерантность к чужому мнению, прививать этические нормы общения.
Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица «Техника безопасности в школьных мастерских», выставка поделок из древесины, проектор, компьютер, видеоматериалы по теме урока, интернет-ресурсы.
Ход урока:
Этап 1: Организационный.
Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой учащихся,
О Что это за оборудование? Как называется данная операция? Из какого материала изготовлено изделие?
Этап 2:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Актуализация знаний.
- Что вы знаете о древесине и изделиях из нёё?
- Можем ли мы сделать изделия из дерева своими руками?
- Какие инструменты и приспособления понадобятся нам для ручной обработки древесины?
- Какие основные правила нужно соблюдать при работе?
Объяснение нового материала
Просмотр видеофрагмента «Столярный верстак»: http://su0.ru/PJzw [1],
Проблемное обсуждение: Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верно ли это?
Этап 3.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
План урока:
1. Назначение и устройство столярного верстака.
2. Разметка древесины.
3. Виды изделий из древесины.
Работа осуществляется в творческих группах. Каждая группа работает по «Технологической карте»
Задание для Группы №1 «Назначение и устройство столярного верстака»:
1) Используя предложенные ресурсы: текст учебника, интернет-источники (http://su0.ru/LA9X) [2], заполните карту «Строение столярного верстака».
2) Выработайте правила безопасной работы на столярном верстаке, проработав предложенный текст:
«Работать разрешается только на исправном, подготовленном к работе верстаке. Верстак должен быть подогнан по росту учащегося, ладони рук должны свободно касаться крышки верстака. Зажимы верстака должны быть исправными. На верстаке должны находиться только необходимые для работы инструменты, они должны располагаться в лотке верстака. Следить за тем, чтобы инструменты не свисали с края верстака. Во время работы не допускать захламления верстака. После окончания работ смести опилки и стружки щёткой, и закрутить зажимы».
Задание для Группы №2 «Разметка древесины»:
Используя материал презентации по теме «Разметка заготовок из древесины» (http://su0.ru/DI9z) [3]:
1) Назовите инструменты и приспособления для разметки древесины
2) Сформулируйте правила безопасной работы при разметке древесины.
Задание для Группы № 3 «Виды изделий из древесины»:
Используя предложенные источники информации
1) Назовите виды изделий из древесины, которые можно изготовить в школьной мастерской ( http://su0.ru/YHQA) [4].
2) Какие из выбранных вами изделий часто встречаются в быту? Объясните их назначение.
Этап 4:
Физминутка. [5]
Этап 5.
Проверка полученных результатов, коррекция
1) Выступление творческих групп.
2) Проблемное обсуждение:
- Назовите профессии, связанные с темой сегодняшнего урока.
- Где в нашем городе можно получить названные профессии?
Этап 6:
Закрепление:
Практическая работа «Выполнение практических упражнений в разметке древесины»
1) Просмотр видеофильмов и презентации по теме «Разметка древесины» [3].
2) Повторение правил безопасной работы.
3) Демонстрация приёмов работы учителем.
4) Выполнение работы под контролем учителя
Этап 7.
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам
Приём «Дерево успеха» http://su0.ru/ZAOR [6].
Этап 8.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Повторить термины и определения, изученные на уроке.
Технические средства обучения:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска;
Таблица «Техника безопасности в столярной мастерской»;
Плакаты «Техника безопасности при работе столярным инструментом».
Чертёжные и измерительные инструменты;
Изделия из дерева;
Образцы пород дерева;
Столярный верстак;
Презентация и видеофрагменты по теме урока;
Технологические карты;
Методическая литература:
1. И.Н. Гушулей. Основы деревообработки: учеб. Пособие для учащихся 5-6 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1998. – 159 с.
2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.
Интернет-ресурсы
1. Столярный верстак: http://su0.ru/PJzw
2. Устройство столярного верстака: http://su0.ru/LA9X;
3. Разметка изделий из древесины: http://su0.ru/DI9z;
4. Виды изделий из древесины: http://su0.ru/YHQA;
5. Музыкальная интерактивная физминутка: http://su0.ru/C4gy
6. Рефлексия: «Дерево успеха» http://su0.ru/ZAOR
6