Методическая разработка урока по теме: "Терроризм – глобальная проблема современного общества». Качалова Людмила Николаевна. преподаватель 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Это предполагает расширение использования диалоговых форм в преподавании. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. В этих условиях большое значение приобретают уроки-дискуссии, творческие и проблемные задания, специальное обучение приемам полемики в сочетании с традиционными методами обучения. Большие возможности открывает использование средств условно-графической наглядности. С учетом этого предлагаю вашему вниманию подготовленную мной методическую разработку урока по теме “Терроризм – глобальная проблема современного мира”. В методическом плане в основу занятия по названной теме положена логика решения проблемы. Первый этап - введение в проблему, второй - погружение в нее, поиски решения, третий - выход из проблемы путем перевода ее на качественно новый уровень. В основе первых двух этапов данной технологической схемы урока лежат активные формы и методы обучения (игра, дискуссия, небольшое исследование). Заключительный этап базируется на методе рефлексии - размышление, осмысление собственных позиций. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Вид занятия: урок 2. Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков. 3. Цель занятия: а) учебная - раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества. - развитие умения выделять главное, существенное. б) воспитательная - формирование активной жизненной позиции. - формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации. 4. Порядок проведения занятия: 1) Изложение нового материала
Закрепление материала проводится поэтапно. 2) Подведение итогов урока: - обсуждение проблемного вопроса - заключительное слово преподавателя 3) Домашнее задание: работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу. 4) Индивидуальные задания учащимся: - подобрать материалы из СМИ по теме - выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств 3. ХОД УРОКА 1. Работа по теме урока: Учитель сообщает тему урока: “Терроризм – глобальная проблема современного мира” Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак. 1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (по мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать) 2) Поработаем над понятием “терроризм”. (на доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты). 3) Обратимся к истории терроризма (на столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой )учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод:
4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле. П – позиция О – обоснование П – пример С – следовательно Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам: У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ. По сравнению с прошлым веком появляется совершенно новый элемент терроризма - СМИ - как бы специальный передаточный механизм между террористами и адресатами террора. Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий. С 1995 г. в мировых СМИ все чаще поговаривают о том, что терроризм - неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод. Каковые, стало быть, поэтому не вредно ограничить. Рукой террора и СМИ раскручиваются массовые страхи, а рукой спецслужб как бы "оседлывая" террор, можно в итоге сделать спецслужбы единственнымгарантом безопасности и вручить уже им, а не "демократическим процедурам", судьбу государственности. Отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма. Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление. Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников. Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора. Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей. 5) Если это угроза человечеству, то как бороться с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить? Работаем с группой по методике “поле проблем”. Ребята предлагают свои мысли, идеи. Они отражаются на доске записями, рисунками или символами. Анализируем. Обводим цветными мелками – красным, что зависит от нас; синим – что от государства. Для работы по этому пункту используем следующий материал: Главные стратегические условия борьбы с терроризмом с учетом изложенного: - воссоздание устойчивого блокового мира; - признание роли больших Идей в Истории и отказ от подмены Истории Игрой; - восстановление роли государства и его монополии на применение силы внутри общества. Что касается практических тактик и технологий по борьбе с терроризмом, то антитеррористические службы США, Израиля, Франции и других стран рекомендуют: - упреждение; блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур; - недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т. п. ; развенчание терроризма всеми силами СМИ; - передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления; - использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов; - никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей - потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв; - специальные психологические операции СМИ, подающие подавление теракта как трагическую необходимость и противопоставляющие "черноту" террора чистоте тех, кто с ним борется; восхищение террористами в СМИ и призывы "войти в положение" абсолютно недопустимы, поскольку преступны. _____________________________________________________________ Информационное общество имеет отличия. Власть информации отличается от связанной с насилием политической и экономической власти. Это власть знания. Возникают практические проекты создания нового образа жизни. Основная цель - обеспечение процветания творческих способностей человека. Очевиден контраст этой стратегической цели с потребительским обществом, где главной целью считается материальное изобилие. Какое место будет занимать насилие в информационном обществе? . . В информационном сообществе исходным является не внешнее эмпирическое различие взаимодействующих субъектов, а их тождество, основанное на общности знаний и ценностных ориентаций. Индивиды здесь образуют сообщество, не вступая в непосредственный контакт и не зная друг друга. В структуре таких отношений применение насилия не может дать какого-либо выигрыша. Со становлением информационного сообщества неразрывно связана деятельность, направленная на создания идеального продукта, для которого материальное является лишь внешней оболочкой. 2. Итоги урока: Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим “кластер”. Посмотрим – что обвели в процессе урока. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный. 3. Домашнее задание: работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу. 4. Индивидуальные задания учащимся: - подобрать материалы из СМИ по теме - выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств 4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА а) основная
б) дополнительная
| |